ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4041/21 от 22.07.2021 Подольского городского суда (Московская область)

Решение изготовлено в окончательной форме 22.07.2021

№ 2а-4041/21

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 июля 2021 года г.Подольск

Подольский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Минтиненко Н.С.,

при секретаре судебного заседания Томиной Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Подольского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Подольск об оспаривании действий (бездействия),

УСТАНОВИЛ:

Подольский городской прокурор обратился в суд с иском к Администрации г.о. Подольск о признании незаконным бездействия Администрации г.о. Подольск, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции; обязании разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Свои требования мотивировал тем, что в рамках осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, выявлено бездействие в области организации и предоставления муниципальных услуг, в частности, отсутствие административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции. В соответствии с действующим законодательством, преференции, порядок предоставления которых регламентирован Федеральным законом № 135-ФЗ, является одним из видов поддержки, в том числе, оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ. Согласно п.п. 1, 4 ч.1 ст.6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, а также исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями Федерального закона, административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг. Исходя из ч.1 ст.29 Федерального закона № 210-ФЗ административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу Федерального закона. При этом, исходя из п.3 ст.29 Федерального закона № 210-ФЗ сведения о муниципальных услугах должны быть включены в муниципальное информационные системы, обеспечивающие ведение реестров соответственно муниципальных услуг, и доступны для заявителей через единый портал государственных и муниципальных услуг не позднее ДД.ММ.ГГГГ. В нарушение вышеуказанного законодательства Администрацией г.о. Подольск Московской области не приняты меры по разработке и утверждению административного регламента по предоставлению муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции, соответствующие сведения о предоставлении данной услуги в реестре муниципальных услуг муниципального образования и в информационно-телекоммуникационной сети Интернет отсутствуют. Непринятие Администрацией Г.о. Подольск Московской области надлежащих мер по осуществлению полномочий в указанной сфере может привести к фактам необоснованного отказа субъектам МСП в получении преференций, что препятствует развитию малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования Городской округ Подольск Московской области и в полной мере противоречит требованиям действующего законодательства. По данному факту городской прокуратурой в адрес Главы Администрации Г.о. Подольск ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении указанных нарушений действующего законодательства, однако до настоящего времени нарушения, изложенные в акте прокурорского реагирования, не устранены, административный регламент предоставления муниципальной услуги не разработан и не утвержден.

Административный истец Подольский городской прокурор в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель административного истца ФИО1, действующая по доверенности, в судебном заседании требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации г.о. Подольск ФИО2, действующая по доверенности, в судебном заседании требования не признала в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области в судебное заседание не явился, извещен.

Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что Подольской городской прокуратурой в рамках осуществления надзора за законностью нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления, проведен мониторинг официального сайта Администрации г.о. Подольск Московской области.

В рамках мониторинга установлено, что органом местного самоуправления административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ по данному факту Подольской городской прокуратурой в адрес Главы Администрации г.о. Подольск внесено представление об устранении указанных нарушений действующего законодательства (л.д. 13-17).

ДД.ММ.ГГГГ Главой Администрации г.о. Подольск в адрес Подольского городского прокурора дан ответ № 123-42, согласно которому преференция предоставляется конкретному хозяйствующему субъекту (получателю преференции) в исключительных случаях. При реализации органами местного самоуправления полномочий, в том числе, по предоставлению преференции, учитывается прямая взаимосвязь между преференцией и ростом объема выпадающих доходов бюджета муниципального образования. Кроме того, стандартизация процедуры предоставления органами местного самоуправления преференции не может быть применена ввиду наличия в действующем законодательстве случаев и условий ее предоставления для финансового обеспечения непредвиденных расходов, а также для обеспечения развития на определенной территории отдельного вида экономической либо социальной деятельности в соответствии с целевыми и иными модифицирующимися показателями. В соответствии со ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ предоставление органами местного самоуправления преференции является их правом, а не обязанностью (л.д. 18-21).

Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд исходит из следующего.

Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства, оказание поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, благотворительной деятельности и добровольчеству (волонтерству).

Статья 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ предусматривает, что органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ) муниципальная преференция - это предоставление органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, муниципальных гарантий.

Следовательно, представление преференций отдельным хозяйствующим субъектам является реализацией функций органов местного самоуправления в сфере управления муниципальным имуществом и развития социально-экономической деятельности.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ) муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, а также в пределах предусмотренных указанным Федеральным законом прав органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения, прав органов местного самоуправления на участие в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 указанного Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, прав органов местного самоуправления на решение иных вопросов, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в случае принятия муниципальных правовых актов о реализации таких прав.

Однако действующее законодательство не устанавливает в отношении органов местного самоуправления обязанности по реализации их функций исключительно посредством оказания муниципальных услуг.

Согласно положениям ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О защите конкуренции" государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации в исключительных целях

Согласно ст. 20 Федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом.

Исходя из положений ст. 4, а также по смыслу статьи 20 Закона о защите конкуренции, преференция предоставляется конкретному хозяйствующему субъекту (получателю преференции) и в исключительных целях, указанных в статье 19 Закона о защите конкуренции. Данный вывод подтверждается Постановлением Арбитражного суда кассационной инстанции Волго-Вятского округа от 26.02.209 № Ф01-6861/2018

Таким образом, основными признаками преференции являются адресный и индивидуальный характер.

Согласно ст. 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип сбалансированности бюджета.

В соответствии со ст. 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

Таким образом, при реализации органами местного самоуправления полномочий, в том числе по предоставлению преференции, учитывается прямая взаимосвязь между преференцией и ростом объема выпадающих доходов бюджета муниципального образования.

Кроме того, стандартизация процедуры предоставления органами местного самоуправления преференции не может быть применена ввиду наличия в действующем законодательстве случаев и условий ее предоставления для финансового обеспечения непредвиденных расходов, а также для обеспечения развития на определенной территории отдельного вида экономической либо социальной деятельности в соответствии с целевыми и иными модифицирующимися показателями.

Руководствуясь ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ предоставление органами местного самоуправления преференции является их правом, а не обязанностью.

Следовательно, предоставление органами местного самоуправления преференции в форме муниципальной услуги с применением единой стандартизации данной процедуры, предусмотренной Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ, исключает возможность соблюдения в полном объеме органами местного самоуправления всех условий бюджетного и антимонопольного законодательства.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ предоставление муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги или запросом, указанным в статье 15.1 настоящего Федерального закона, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.

Организация деятельности многофункциональных центров осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Московской области» Правительство Московской области является высшим, постоянно действующим, коллегиальным исполнительным органом государственной власти Московской области, наделенным общей компетенцией.

Правительство Московской области осуществляет на всей территории Московской области исполнительно-распорядительную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области.

Согласно п. 12 Положения о Министерстве государственного управления, информационных технологий и связи Московской области, утвержденного Постановлением Правительства Московской области от 13.06.2012 № 820/19, к полномочиям Министерства относятся полномочия по подготовке предложений Правительству Московской области по рекомендуемому перечню муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, предоставление которых организуется по принципу одного окна в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, а также по внесению изменений в указанный перечень.

В Рекомендуемом перечне муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области, предоставление которых организуется по принципу «Одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг, утвержденном постановлением Правительства Московской области от 19.12.2017 № 1071/46 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Московской области», муниципальная услуга по предоставлению органами местного самоуправления преференций хозяйствующим субъектам отсутствует.

Учитывая вышеизложенное, административные исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Подольского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации г.о. Подольск об оспаривании бездействия, обязании разработать и утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной преференции оставить без удовлетворения.

Ре­ше­ние мо­жет быть об­жа­ло­ва­но в Москов­ский об­ла­ст­ной суд че­рез По­доль­ский го­род­ской суд Московской области в течение месяца.

Пред­се­да­тель­ст­вую­щий: Н.С. Минтиненко