Дело № 2а-4043/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Гатчина 15 августа 2018года
Гатчинский городской суд Ленинградской области в составе:
Председательствующего судьи Гиренко М. В.,
с участием представителя административного истца Виноградова О. И. по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административного ответчика Косьянковской А. О. по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Цирулеве С. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Муниципального образования <адрес> к администрации <адрес> о признании незаконным решения от 20.04.2018г. № № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании его предоставления в постоянное (бессрочное) пользование, обязании повторно рассмотреть ранее направленное заявление, утвердить схему расположения участка под территорией существующего кладбища в д. <адрес> и предварительно согласовать предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с вышеназванным административным иском к административному ответчику, указав в обосновании своих требований, что в границах населённого пункта д. <адрес>, входящего в состав <адрес>, расположено общественное кладбище. Первые упоминания о д. <адрес> датированы XVIII веком. Первые упоминания о тогда ещё старообрядческом кладбище в д. <адрес> датированы XIX веком. В целях реализации возложенных на администрацию поселения функций по содержанию существующих в границах муниципального образования общественных кладбищ, администрация <адрес> обратилась с заявлением от 09.04.2018 № № в администрацию <адрес> о формировании (утверждении схемы расположения) земельного участка под территорией существующего кладбища в д. <адрес> и предварительном согласовании его предоставления в постоянное (бессрочное) пользование администрации поселения. Письмом от 20.04.2018 № № администрация <адрес> отказала в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании его предоставления в связи с попаданием формируемого земельного участка в водоохранную зону реки <адрес>, т.к. в соответствии с п.2 ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ. Администрация <адрес> считает, что данное решение не законно и основано на неправильном толковании и применении норм действующего законодательства. Положения п. 2 ч.15 ст. 65 Водного кодекса РФ распространяются исключительно на случаи размещения объектов, т.е. их создания с последующей эксплуатацией. Таким же образом ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» регламентирует выбор земельного участка для вновь создаваемых мест погребения и запрещает устройство кладбищ, в том числе на берегах рек. В тоже время Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» гарантирует погребение умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни и пожеланиями родственников, в том числе быть погребенным на том или ином месте, по тем или иным обычаям или традициям, рядом с теми или иными ранее умершими. На органы местного самоуправления закон возлагает обязанность по содержанию существующих мест захоронения, т.е. даже если не выдаются новые разрешения на захоронения на конкретном кладбище, то это не освобождает органы местного самоуправления от обязанности по содержанию данного кладбища в надлежащем состоянии. Административный истец просит признать незаконным решение администрации <адрес> от 20.04.2018 № № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании его предоставления в постоянное (бессрочное) пользование, обязать повторно рассмотреть ранее направленное заявление, утвердить схему расположения земельного участка под территорией существующего кладбища в д. <адрес> и предварительно согласовать предоставление земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Представитель административного истца, явившись в судебное заседание, поддержал заявленные требования, по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика, явившись в судебное заседание, возражала относительно заявленных требований по основаниям, изложенным в возражениях о том, что в силу п. 4 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся санитарно-защитные зоны. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами. В частности могут устанавливаться такие ограничения прав на землю как особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах (ч. 1, п. 1 ч. 2 ст. 56 ЗК РФ). В соответствии с п. 15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещаются в т.ч. размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов. В ст. 65 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-Ф3 (ред. от 03.07.2016) "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" не указано на возможность размещения кладбищ в водоохраной зоне. В соответствии с п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам, а значит в силу действующего законодательства, администрация не могла утвердить схему расположения земельного участка в водоохраной зоне реки.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно материалов дела административный истец обратился к административному ответчику с заявлением за исх. № № от 09.04.2018г., в котором просил в соответствии со ст. 39.9, 39.14, 39.15 Земельного кодекса РФ утвердить схему расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение: <адрес> кладбище; категория земель - земли населённых пунктов; территориальная зона - С-1 Зона кладбищ; цель использования - места захоронения (существующее кладбище) на кадастровом плане территории и предварительно согласовать предоставление нижеуказанного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование (л. д. 6-7).
Из ответа администрации <адрес> за исх. № № от 20.04.2018г. следует, что в ходе рассмотрения предоставленной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории было выявлено, что испрашиваемый земельный участок попадает в водоохранную зону реки. В соответствии с пп.2 п.15 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов. Следовательно сформировать земельный участок в территориальной зоне С-1 «Зона кладбищ» под места захоронения (существующее кладбище) не предоставляется возможным, а потому на основании пп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса Российской Федерации администрация Гатчинского муниципального района отказывает в утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории и на основании пп.1 п.8 ст. 39.15 Земельного Кодекса Российской Федерации, а также отказывает в предварительном согласовании предоставления данного земельного участка (л. д. 11).
Согласно выкопировки из карты градостроительного зонирования ПЗЗ <адрес> испрашиваемый земельный участок находится в зоне С-1 – зона кладбищ, которая предназначена для их размещения (л. д. 17, 20).
Согласно выкопировки из карты с особыми условиями использования территории ПЗЗ <адрес> вышеназванный земельный участок находится в зоне Н-1, а именно, в санитарно-защитной зоне предприятий, сооружений и иных объектов, частично в зоне Н-8 водоохранной зоне (л. д. 18-19).
По данным администрации <адрес> документы по выделению земельного участка под существующим кладбищем в д. <адрес> отсутствуют. Какие-либо официальные документы о начале времени первых захоронений на данном кладбище также отсутствуют. В художественной литературе имеются упоминания, датированные 19 веком. На сегодняшний день администрацией выдаются разрешения на захоронение праха умерших.
Указанное кладбище существует с 1841 года, что подтверждается выкопировкой из Литературно-краеведческого альманаха «<адрес>», изд. Санкт-Петербург, ООО «Лига Плюс», 2002г.
Согласно п. 3 ч. 16 ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ (далее – ЗК РФ) основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
В соответствии со ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Администрация основывает свой отказ на ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ, а именно, нахождение спорного земельного участка в водоохраной зоне.
Однако, суд не может согласиться с данными выводами, т. к. земельный участок, на котором расположено кладбище д. <адрес>, фактически сложился с конца 19 века, при этом, в силу п. 2 ч. 15 ст. 65 Водного Кодекса РФ в границах водоохранных зон запрещается размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов с 03.06.2006г., т. е. с момента введения в действие Водного Кодекса РФ. Указанная норма относится к вновь создаваемым земельным участкам, а не к существующим, т. к. на момент образования земельного участка под размещение кладбища д. <адрес>, указанного закона не существовало, и обратной силы он не имеет.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 23.05.2018) "О погребении и похоронном деле" выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.
Не разрешается устройство кладбищ на территориях:
1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;
2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;
3) на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей;
4) со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.
Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.
Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.
Анализируя вышеприведенные нормы действующего законодательства во взаимодействии с Земельным Кодексом РФ, суд приходит к выводу, что требования о запрете размещения кладбищ в водоохраной зоне касается вновь образуемых земельных участков под размещения кладбищ, однако, невыполнение п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который указывает на то, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения поселения, может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, т. к. указанное кладбище в д. <адрес> не поставлено на кадастровый учет, право собственности на него не зарегистрировано, а соответственно его обслуживание представляется затруднительным.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что изложенные в административном исковом заявлении требования подлежат удовлетворению, отмечая, что иных оснований, предусмотренных ст. 11.10 Земельного Кодекса РФ для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным решение администрации <адрес> от 20.04.2018 № № об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение: <адрес> кладбище; категория земель - земли населённых пунктов; территориальная зона - С-1 Зона кладбищ; цель использования - места захоронения (существующее кладбище) и предварительном согласовании его предоставления в постоянное (бессрочное) пользование.
Обязать администрацию <адрес> повторно рассмотреть заявление администрации <адрес><адрес> № № от 09.04.2018г. об утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение: <адрес> кладбище; категория земель - земли населённых пунктов; территориальная зона - С-1 Зона кладбищ; цель использования - места захоронения (существующее кладбище), решив вопрос об утверждении схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение: <адрес> кладбище; категория земель - земли населённых пунктов; территориальная зона - С-1 Зона кладбищ; цель использования - места захоронения (существующее кладбище) и предварительном согласовании предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда путем подачи жалобы в канцелярию Гатчинского городского суда.
Судья:
Мотивированное решение суда изготовлено 20 августа 2018г.