03RS0004-01-2021-005231-10
2а-4049/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 сентября 2021 года город Уфа
Республика Башкортостан
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе в составе председательствующего судьи Сайфуллина И.Ф.,
при секретаре Мухаметзянове Р.Р.,
с участием помощника прокурора Мосякиной Я.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 об оспаривании действий участковой избирательной комиссии,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с названным административным иском, в обоснование которого указала, что в ходе голосования, в котором она участвовала 17.09.2021, на избирательном участке № Республики Башкортостан ей выдали бюллетень для голосования по выборам депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва без специального знака (марки) на его оборотной стороне, а поскольку отсутствие такого знака, как указано в тексте бюллетеня, является основанием для признания такого бюллетеня неустановленной формы и не учета при подсчете голосов, просит признать незаконными действия участковой избирательной № Республики Башкортостан по выдаче избирательного бюллетеня по выборам депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва неустановленной формы.
ФИО1, извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, явку своего представителя не обеспечила, дополнений по иску, уточнений не направила, отказа от иска не заявляла.
Участковая избирательная комиссия № Республики Башкортостан в лице её председателя ФИО2 извещался о времени и месте судебного разбирательства, однако в судебное заседание не явилась, явку своего представителя не обеспечила, отзывов и возражений не направила.
Представитель избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан ФИО3, ссылаясь на доводы возражения, с иском не согласилась, просила в его удовлетворении отказать.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
В силу ст. 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами. В соответствии со ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ), не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. Добросовестное пользование процессуальными правами отнесено к условиям реализации одного из основных принципов гражданского процесса - принципа состязательности и равноправия сторон.
Из материалов дела следует, что судом предприняты все необходимые меры для своевременного извещения не явившихся участников судебного разбирательства о времени и месте слушания по делу, которые не представили доказательств лишения их возможности присутствовать в судебном заседании, в том числе в связи с принимаемыми ограничительными мерами по противодействию распространению новой коронавирусной инфекции, указанное свидетельствует о реализации ими своих прав в ходе административного судопроизводства в объеме самостоятельно определенном для себя, а потому суд, руководствуясь указаниями Постановлений Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18.03.2020 № 808 и от 08.04.2020 № 821 и разъяснениями Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21.04.2020, не усмотрев препятствий для разрешения дела в отсутствие не явившихся лиц, в порядке ст. 150 КАС РФ определил, рассмотреть дело в отсутствие таковых.
Выслушав представителя избирательной комиссии городского округа, заключение прокурора, не усмотревшего оснований для удовлетворения административного иска, изучив и оценив материалы дела, в пределах заявленных исковых требований и представленных доказательств, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Законодательной основой регулирования отношений, связанных с реализацией конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, является Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющий прямое действие и подлежащий применению на всей территории Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 1).
В силу подпункта 18 статьи 2 указанного Федерального закона избиратель - гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом.
В целях реализация названного права и, соответственно, установления результатов голосования избирателю выдается бюллетень (пункт 1 статьи 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), обеспеченный в зависимости от уровня выборов различными уровнями защиты.
Так, согласно пункту 3 статьи 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации в целях защиты бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак (марка).
На выборах в органы местного самоуправления (кроме выборов в представительный орган муниципального образования, проводимых по избирательным округам, численность избирателей в которых не превышает пять тысяч) при изготовлении бюллетеней используется бумага с нанесенными типографским способом цветным фоном или надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой (пункт 3.1. статьи 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Из пункта 11 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что при сортировке бюллетеней участковая комиссия отделяет бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные неофициально либо не заверенные указанной комиссией или не содержащие специального знака (марки) в случае его использования. Бюллетени неустановленной формы при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Такие бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.
Таким образом, выданный избирателю бюллетень, который должен отвечать установленным требованиям закона, является единственным документом реализации избирательного правом и установления результатов голосования.
Указом Президента Российской Федерации от 17.06.2021 № 367 назначены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, а решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.06.2021 № 83/14 выборы депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва.
Голосование проводится в течение трех дней, а именно: 17, 18, 19.09.2021.
ФИО1, как следует из иска, принимала, в частности, участие в выборах в органы местного самоуправления, а именно: депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва.
Участие в выборах в органы местного самоуправления предполагает выдачу избирателю бюллетеней, при изготовлении которых используется бумага с нанесенными типографским способом цветным фоном или надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой (пункт 3.1. статьи 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
ДД.ММ.ГГГГ, как следует из иска, ФИО1 в ходе участия в голосовании на избирательном участке № Республики Башкортостан выдан бюллетень, который не содержит специального знака (марки) на его оборотной стороне, что, учитывая указания в тексте бюллетеня, по мнению избирателя, является основанием для признания такого бюллетеня неустановленной формы и исключения его из учета при подсчете голосов.
Между тем, учитывая то, что используемый на выборах в органы местного самоуправления бюллетень не предусматривает его защиту посредством размещения на нём специального знака (марки), выданный заявителю бюллетень для голосования по выборам депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва по единому избирательному округу без специального знака (марки) не может быть признан быть бюллетенем неустановленной формы, поскольку его уровень защиты отвечает пункту 3.1. статьи 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Более того, ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссии городского округа город Уфа Республики Башкортостан принято решение № о не использовании в бюллетенях выборов депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва по единому избирательному округу специального знака (марки).
ДД.ММ.ГГГГ Избирательной комиссия городского округа город Уфа Республики Башкортостан принято решение № о применении на выборах депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва избирательных бюллетеней без специальных знаков (марок), а ранее изготовленные бюллетеней с текстом «Разъяснение порядка заполнения избирательного бюллетеня» считать избирательным бюллетенем установленной формы.
По общему правилу, вытекающему из положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 28.01.2016 № 109-О, от 26.05.2016 № 1145-О, от 25.05.2017 № 999-О и др.).
В соответствии со статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачей административного судопроизводства является, в частности, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
По смыслу изложенного, законодательство об административном судопроизводстве исходит из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Данный правовой подход соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2017 № 1780-О.
Таким образом, учитывая то, что выданным ФИО1 в ходе участия в голосовании на избирательном участке № Республики Башкортостан бюллетенем, который не содержит специального знака (марки) на его оборотной стороне, избирательное право ФИО1 не ограничивается, суд не усматривает правовых оснований для признания действий участковой избирательной № Республики Башкортостан, заключающихся в выдаче избирательного бюллетеня по выборам депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва по единому избирательному округу без специального знака (марки) на его оборотной стороне, незаконными.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 243, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконными действий участковой избирательной № Республики Башкортостан по выдаче избирательного бюллетеня по выборам депутатов Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан пятого созыва по единому избирательному округу неустановленной формы, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в течение в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Судья И.Ф. Сайфуллин