ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-404/17 от 07.11.2017 Октябрьского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

7 ноября 2017 года г. Октябрьск Самарской области

Октябрьский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Баринова М.А., при секретаре Золиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора города Октябрьск в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц, муниципального образования к Администрации городского округа Октябрьск Самарской области о признании нормативного правового акта недействующим,

у с т а н о в и л:

Прокурор города Октябрьска обратился в суд к Администрации городского округа Октябрьск Самарской области с административным иском о признании недействующим постановление Администрации г.о.Октябрьск Самарской области «Об утверждении Порядка списания имущества городского округа Октябрьск Самарской области» от 19.06.2017 со дня его принятия.

Из административного искового заявления следует, что Прокуратурой города Октябрьска проведен мониторинг нормативных правовых актов органа местного самоуправления, в ходе которого установлено, что постановлением Администрации г.о. Октябрьск от 19.06.2017 утвержден Порядок списания имущества г.о. Октябрьск Самарской области (далее - Порядок), опубликовано в газете «Октябрьское время» от 23.06.2017. Порядок разработан за пределами полномочий органа местного самоуправления, содержит коррупциогенный фактор и подлежит отмене. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции свидетельствует о наличии коррупциогенного фактора (п/п «д» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96) и является недопустимым. Применение нормативного правового акта, принятого за пределами полномочий, может привести к незаконному распоряжению муниципальным имуществом путем его списания, что нарушает и затрагивает интересы муниципального образования - городской округ Октябрьск Самарской области. На незаконный нормативный правовой акт прокуратурой города 30.06.2017 принесен протест (). Согласно ответу администрации г.о. Октябрьск от 21.07.2017 требования прокурора города отклонены. Считают, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 N131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», имеющему большую юридическую силу, нарушает права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц и муниципального образования.

В судебном заседании представитель административного истца - Прокуратуры г.Октябрьска - помощник прокурора г.Октябрьска ФИО2 административные исковые требования поддержала, сославшись на доводы изложенные в административном исковом заявлении, а так же показала, что согласно п.5 ч.10 ст.35 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, то есть в компетенции Думы городского округа Октябрьск.

Представитель Администрации г.о.Октябрьск по доверенности Лукашина Н.А. в судебном заседании с административными исковыми требованиями прокурора не согласилась, указав, что в Администрацию г.о.Октябрьск из прокуратуры города Октябрьск поступил протест на постановление Администрации г.о.Октябрьск от 19.06.2017 года «Об утверждении Порядка списания имущества г.о.Октябрьск». Данный протест был рассмотрен Администрацией г.о.Октябрьск. В ходе рассмотрения установлено, что доводы, изложенные в протесте не нашли своего подтверждения. В соответствии с закрепленными полномочиями, представительным органом Думой городского округа Октябрьск Самарской области разработан проект нормативного правового акта «Об утверждении Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности городского округа Октябрьск». Данный проект нормативного правового акта прошел экспертизу в соответствии статьей 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции», методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов», с целью выявления в проекте коррупциогенных факторов и их последующего устранения, и направлен в Прокуратуру 22 мая 2015 года. Замечаний по проекту не выявлено. 27 мая 2015 года, Дума городского округа Октябрьск утвердив вышеуказанный Порядок, ст. 140 определила, что Порядок списания муниципального имущества городского округа устанавливается положением, утверждаемым постановлением Администрации. В целях реализации решения Думы городского округа Октябрьск от 27 мая 2015 года, Постановлением Администрации городского округа Октябрьск от 19.06.2017 года утвержден Порядок списания имущества г.о. Октябрьска Самарской области». Аналогичный протест поступил и в Думу г.о.Октябрьск, которая рассмотрев его, отклонила. Аналогичный Порядок списания имущества действует и в других муниципальных образованиях Самарской области: в городском округе Сызрани, городском округе Тольятти, Красноглинском внутригородском районе городского округа Самара.

Представитель Думы городского округа Октябрьск ФИО4 в судебном заседании показал, что в адрес Думы г.о.Октябрьск поступил протест прокурора г.Октябрьск на Решение Думы г.о.Октябрьск от 27.05.2015 года «Об утверждении Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности г.о.Октябрьск. Рассмотрев данный протест прокурора Дума г.о.Октябрьск решила отклонить его, так как реализуя возложенные на неё федеральным законодателем полномочия, решением утвердила Порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности г.о.Октябрьск, и тем самым определила порядок управления и распоряжения имуществом г.о.Октябрьск. Поскольку статьей 58 Устава городского округа Октябрьск Самарской области нормативно закреплено, что от имени городского округа Администрация городского округа самостоятельно владеет, пользуется и распоряжается муниципальным имуществом, а также в связи с тем, что согласно части 5 вышеназванной статьи Администрация городского округа Октябрьск осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества от имени городского округа, Дума городского округа Октябрьск в статье 140 Порядка управления и распоряжения имуществом определила, что порядок списания муниципального имущества городского округа устанавливается Положением, утверждаемым Постановлением Администрации. Утвердив Порядок управления и распоряжения имуществом, Дума городского округа Октябрьск, действуя в пределах своей исключительной компетенций, самостоятельно определила кто, как и каким образом осуществляет управление и распоряжение муниципальным имуществом и наделила Администрацию городского округа Октябрьск лишь правом определения механизма (порядка) списания муниципального имущества.

Суд, выслушав объяснения сторон, представителя Думы г.о.Октябрьск, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц.

Суды в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ (КАС РФ) рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части (п.1 ч.2 ст.1 КАС РФ).

На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с частью 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции.

Статьями 1, 7, 14, 34, 47 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что решением Дума г.о.Октябрьск Самарской области от 27.05.2015 «Об утверждении Порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности городского округа Октябрьск», определила порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом.

Статьей 140 утверждённого Порядка установлено, что порядок списания муниципального имущества городского округа устанавливается Положением, утверждаемым Постановлением администрации.

На основании данного решения Думы г.о.Октябрьск, Администрацией г.о.Октябрьск 19.06.2017 было вынесено Постановление за , которым был утверждён Порядок списания имущества городского округа Октябрьск Самарской области.

При осуществлении надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа, прокурором города Октябрьск было установлено, что постановление Администрации г.о.Октябрьск от 19.06.2017 «Об утверждении Порядка списания имущества г.о. Октябрьск Самарской области», разработан за пределами полномочий органа местного самоуправления, содержит коррупциогенный фактор.

На данное постановление прокурором города Октябрьск был вынесен протест в адрес Главы г.о.Октябрьск с требованием отменить Постановление Администрации г.о.Октябрьск от 19.06.2017 года как незаконное в связи с тем, что данное решение противоречит действующему законодательству и содержит коррупциогенный фактор.

В результате рассмотрения протеста прокурора города Октябрьск Администрацией г.о.Октябрьск было принято решение о том, что протест не подлежит удовлетворению, Постановление Администрации г.о.Октябрьск от 19.06.2017 года не противоречит действующему законодательству и не является коррупциогенным, поскольку издано в пределах полномочий, определенных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ.

В силу ч.1 ст.51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п.5 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно п.5 ч.1 ст.33 Устава муниципального образования городского округа Октябрьск следует, что в исключительной компетенции Думы городского округа Октябрьск находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности городского округа.

Исходя из выше указанных норм закона следует, что определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции Думы городского округа Октябрьск.

Согласно подпункту "д" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 , принятие органом местного самоуправления нормативного правового акта за пределами компетенции является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил. Данное обстоятельство указывает на нарушения требований, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Постановление Администрации г.о.Октябрьск Самарской области «Об утверждении Порядка списания имущества городского округа Октябрьск Самарской области» от 19.06.2017 принято за пределами компетенции Администрации г.о.Октябрьск.

Довод представителя административного ответчика о том, что Постановление Администрации г.о.Октябрьск принято в соответствии с действующим законодательством и реализует решение Думы г.о.Октябрьск, не может быть принят так как данный довод противоречит п.5 ч.10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При установленных обстоятельствах административный иск прокурора города Октябрьска удовлетворить.

Как установлено по делу, оспариваемый нормативный правовой акт был опубликован в газете «Октябрьское время», которая, согласно положениям пункта 2 статьи 54 Устава городского округа Октябрьск, является источником официального опубликования муниципальных правовых актов городского округа Октябрьск.

Соответственно, в силу требований пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в вышеуказанном средстве массовой информации в течение месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, а в случае прекращения данным печатным средством массовой информации своей деятельности - в ином печатном издании, в котором будут подлежать опубликованию нормативные правовые акты муниципального образования городской округ Октябрьск.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215-217 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействующим постановление Администрации г.о.Октябрьск Самарской области «Об утверждении Порядка списания имущества городского округа Октябрьск Самарской области» от 19.06.2017 со дня его принятия.

Сообщение о принятии решения суда опубликовать в городской муниципальной газете "Октябрьское время" в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд Самарской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2017 года.

Председательствующий: судья М.А. Баринов