ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-404/18 от 31.08.2018 Инзенского районного суда (Ульяновская область)

Дело №2а-404/2018

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

31 августа 2018 г. г.Инза, суд

Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Токунов Д.В.,

с участием заместителя Инзенского межрайонного прокурора Кузнецова И.А.,

при секретаре Марфиной В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инзенского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Монтажстрой» о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на получение лицензии на добычу недр незаконным, возложении обязанности направить документы на получение лицензии на добычу недр,

у с т а н о в и л :

Инзенский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью (Далее – ООО) «Монтажстрой» о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер, направленных на получение лицензии на добычу недр незаконным, возложении обязанности направить документы на получение лицензии на добычу недр.

В обоснование административного иска указал, что проведенной проверкой выявлены нарушения прав граждан, проживающих на территории МО «Инзенское городское поселение» Инзенского района. ООО «Монтажстрой» в силу ч.1 ст.8 и ч.1 ст.10 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» обязано обеспечивать холодное водоснабжение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Кроме того, обязано принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций. Между администрацией МО «Инзенский район» и ООО «Монтажстрой» 18.12.2017 заключен договор аренды объектов водоснабжения. В соответствии с п.3.3.6 данного договора ООО «Монтажстрой» обязано осуществлять качественное и бесперебойное водоснабжение г.Инза. ООО «Монтажстрой» осуществляет добычу недр (питьевой воды) из скважин, находящихся на территории МО «Инзенское городское поселение» для целей питьевого водоснабжения населения. Однако, разрешения (лицензии) на добычу указанных недр до настоящего времени не имеет. Тем самым, ООО «Монтажстрой» осуществляет безлицензионное недропользование. Отсутствие лицензии на добычу недр не гарантирует безопасность добываемой воды для употребления гражданами, её соответствие санитарным нормам и правилам.

Ссылаясь на ст.11 Закона РФ «О недрах», ст.39 КАС РФ, прокурор просит суд:

-признать бездействие ООО «Монтажстрой», выразившееся в непринятии мер, направленных на получение лицензии на добычу недр (питьевой воды), незаконным;

-обязать ООО «Монтажстрой» направить в Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области документы на получение лицензии на добычу недр (питьевой воды).

В судебном заседании заместитель прокурора Кузнецов И.А. требования и доводы административного искового заявления поддержал в полном объеме.

Представитель административного ответчика – ООО «Монтажстрой» ФИО1, действующая на основании доверенности, не оспаривая факт отсутствия у организации лицензии на добычу недр, с исковыми требованиями не согласилась по следующим основаниям. Организацией 15.05.2017 подана заявка на получение лицензии, которая была возвращена в связи с тем, что на территории г.Инза деятельность по осуществлению добычи недр (воды) занимается МУП ВКХ «Инзаводоканал». Кроме того, к заявке не был приложен полный пакет документов. В настоящее время МУП ВКХ «Инзаводоканал» ликвидировано. Для получения лицензии необходим длительный срок. Так, организацией на постоянной основе ведется забор воды на анализы Роспотребнадзором. Для получения лицензии необходимо предоставить документы, подтверждающие надлежащее качество воды в течение года. Кроме того, договор аренды имущества, в том числе скважин, заключен на 11 месяцев, то есть до 18.11.2018. Администрацией планируется заключение долгосрочного концессионного договора. В настоящее время он не заключен. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Рассмотрев материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что административный ответчик ООО «Монтажстрой» осуществляет холодное водоснабжение, иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения или отдельных объектов таких систем.

В силу ч.1 ст.10 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» ООО «Монтажстрой» обязано принимать меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.

18.12.2017 администрацией МО «Инзенский район» и ООО «Монтажстрой» заключен договор аренды объектов водоснабжения. В соответствии с п. 3.3.6 данного договора ООО «Монтажстрой» обязано осуществлять качественное и бесперебойное водоснабжение г.Инза.

Согласно акту приема-передачи имущества административному ответчику ООО «Монтажстрой» в пользование переданы, кроме прочего, 10 водозаборных скважин.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что ООО «Монтажстрой» осуществляет деятельность по добыче недр (питьевой воды).

Согласно ч.1 ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Частью 3 указанной статьи установлено, что лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. При оформлении лицензии может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Вместе с тем, материалами дела установлено и не оспаривается представителем ответчика, что ООО «Монтажстрой» разрешения (лицензии) на добычу указанных недр на момент рассмотрения дела не имеет.

Таким образом, у ООО «Монтажстрой» отсутствуют законные основания для использования недр, которое без соответствующей лицензии на право пользования недрами (подземными водами) влечет за собой самовольное и неконтролируемое пользование недрами, что в свою очередь может повлечь их нерациональное использование и истощение.

В соответствии со ст.18 Закона РФ «О недрах» участки недр местного значения предоставляются в пользование для геологического изучения общераспространенных полезных ископаемых, разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых или для осуществления по совмещенной лицензии их геологического изучения, разведки и добычи, для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи, а также в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.2 ст.2 Закона Ульяновской области «О порядке предоставления участков недр местного значения на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положения законодательного акта) Ульяновской области» участки недр местного значения предоставляются в пользование субъектам предпринимательской деятельности на основании принятого в соответствии с настоящим Законом решения исполнительного органа государственной власти Ульяновской области, уполномоченного в сфере недропользования (далее - уполномоченный орган).

Частью 3 указанной статьи установлено, что решения уполномоченного органа о предоставлении права пользования участками недр местного значения принимаются, кроме прочего, для добычи подземных вод или для геологического изучения в целях поисков и оценки подземных вод и их добычи.

В силу ч.2 ст.4 указанного выше Закона Ульяновской области участки недр местного значения предоставляются в пользование субъектам предпринимательской деятельности без проведения аукциона в случаях, предусмотренных п.п.2-7 ч.3 ст.2 настоящего Закона.

Для получения права пользования участком недр местного значения без проведения аукциона в уполномоченный орган подается заявка, к которой прилагаются следующие документы:

1) копия свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности;

2) копии учредительных документов заявителя - юридического лица;

3) документы о наличии у субъекта предпринимательской деятельности квалифицированных специалистов, финансовых и технических средств, необходимых для эффективного и безопасного ведения работ по освоению участка недр местного значения.

К заявкам на получение права пользования участком недр местного значения в целях добычи подземных вод, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, дополнительно прилагаются:

1) санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта;

2) сведения, которые в зависимости от степени геологической изученности участка недр местного значения и наличия на нем водозаборного сооружения должны содержать:

целевое назначение использования подземных вод;

обоснованную потребность в подземных водах с учетом перспективы развития;

требования к качеству подземных вод и режиму эксплуатации водозаборных сооружений;

паспорт (при его наличии) и характеристику режима эксплуатации водозаборного сооружения;

информацию о наличии имеющейся или проектируемой наблюдательной сети скважин, ее характеристику, сведения о методах наблюдений за подземными водами.

Согласно п.п.1.1., 1.2. Положения о Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области Министерство является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, возглавляемым Правительством Ульяновской области, созданным в целях выполнения на территории Ульяновской области установленных законодательством задач, функций и полномочий в сфере лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в сфере охраны окружающей среды, обращения с отходами производства и потребления, а также органом, осуществляющим лицензирование отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области. Министерство является правопреемником Министерства сельского лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в сферах лесного хозяйства, природопользования и охраны окружающей среды, охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, реализации системы мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в сфере охраны окружающей среды, а также по осуществлению лицензирования отдельных видов деятельности на территории Ульяновской области.

Пунктом 2.2. Положения предусмотрено, что Министерство сфере водопользования и охраны водных объектов устанавливает порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование участками недр местного значения; обеспечивает оформление, регистрацию и выдачу лицензий на право пользования участками недр местного значения, организует и проводит аукционы на право пользования участками недр местного значения, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых.

Таким образом, Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области в силу Положения является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере недропользования.

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования прокурора в части возложения на ООО «Монтажстрой» обязанности направить в уполномоченный орган документы на получение лицензии на добычу недр (питьевой воды) подлежащими удовлетворению, что будет соответствовать интересам неопределенного круга лиц.

Согласно ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд определяет нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, устанавливает права и обязанности лиц, участвующих в деле, решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

С учетом большого объема документов, необходимых для подачи заявления на получение лицензии, предусмотренных ч.2 ст.4 Закона Ульяновской области «О порядке предоставления участков недр местного значения на территории Ульяновской области и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положения законодательного акта) Ульяновской области», суд полагает возможным предоставить ответчику ООО «Монтаж строй» срок для исполнения решения суда в этой части до 31.12.2018.

Как усматривается из предоставленных административным ответчиком материалов ООО «Монтажстрой» 15.05.2017 в Управление по недропользованию по Ульяновской области подана заявка на получение лицензии. 02.06.2017 заявка возвращена в связи с тем, что на территории г.Инза деятельность по осуществлению добычи недр (воды) занимается МУП ВКХ «Инзаводоканал». Кроме того, к заявке не был приложен полный пакет документов. Предложено повторно подать заявку.

При таких обстоятельствах суд факт бездействия ответчика, выразившегося в непринятии мер, направленных на получение лицензии на добычу недр, в судебном заседании не установлен, в связи с чем административные исковые требования прокурора в части признания бездействия ООО «Монтажстрой» удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ,

р е ш и л :

Административное исковое заявление Инзенского межрайонного прокурора Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Монтажстрой» в срок до 31.12.2018 направить в Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области документы на получение лицензии на добычу недр (питьевой воды).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: