Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
пгт. Забайкальск 17 августа 2020 г.
Забайкальский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Дёминой Н.В.,
при секретаре Аримпиловой В.П.,
с участием помощника прокурора Забайкальского района Оглоблина Н.Г.,
представителя истца Гомбоевой Б.Б., действующей на основании доверенности от 31.12.2019 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-404/20 (75RS0010-01-2020-001455-86) по административному исковому заявлению администрации городского поселения «Забайкальское» к Забайкальскому районному отделу судебных приставов УФССП России по Забайкальскому краю о признании незаконным и необоснованным постановления о взыскании исполнительского сбора от 22.07.2020 г. и освобождении от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 19581/19/75044-ИП,
установил:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что администрация городского поселения «Забайкальское» является стороной исполнительного производства № 19581/19/75044-ИП от 12.09.2019 г.
Исполнительное производство было возбуждено в связи с неисполнением административным ответчиком решения Забайкальского районного суда от 26.04.2020 г. по делу № 2а-177/2019.
Указанным решением суд обязал администрацию городского поселения «Забайкальское» в срок до 01.09.2019 г. организовать и осуществить мероприятия по приведению улично – дорожных сетей в надлежащее состояние, а именно устранить: дефекты асфальтового покрытия (просадку и пролом) на участке дороги возле дома № 2 по ул. Железнодорожной, пгт. Забайкальск, разрушение асфальтового покрытия (пролом) на участке дороги возле дома № 1 по ул. Пограничной, пгт. Забайкальск, множественные дефекты дорожного покрытия: проломы, разрушение асфальтового покрытия, ямочность на участке дороги от дома № 3 до дома № 18/1 по ул. Пограничной, пгт. Забайкальск.
В установленный срок исполнить решение в полном объеме не представилось возможным, в связи с чем 22.07.2020 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Данное постановление является незаконным, необоснованным, в связи со следующим.
В рамках муниципального контракта № 919/16, заключенного с ООО «БазИС» на проведение капитального ремонта и устройство асфальтового покрытия, в том числе и участка дороги по ул. Пограничная (от дома № 3 до дома № 5) проведены работы по асфальтированию и ремонту дорожного покрытия и устранению множественных дефектов: проломы, разрушение асфальтового покрытия, ямочность на участке дороги от дома № 3 до дома № 18/12 по ул. Пограничной пгт. Забайкальск. Акт о приемке выполненных работ от 05.12.2019 г.
Также в рамках указанного муниципального контракта подписано дополнительное соглашение от 05.12.2019 г., в связи с увеличением объема работ, в том числе ремонт на участке дороги возле дома № 1 по ул. Пограничная. Работы приняты 05.12.2019 г.
20 мая 2020 года при обследовании участка дороги по ул. Пограничная, 1, было выявлено выщербление асфальта, ямы, выбоины, трещины. Направлена претензия в ООО «Базис» об устранении дефектов выявленных в течение гарантийного срока. Получен ответ, что недостатки будут устранены в течение июня-августа 2020 г.
Ремонт на участке дороги по ул. Железнодорожная, 2, не проводился в связи с недостаточностью денежных средств в бюджете городского поселения. 20 ноября 2019 года при формировании бюджета на 2020 г. направлено обращение на имя губернатора Забайкальского края Осипова А.М. о выделении денежных средств на мероприятия по содержанию и ремонту автомобильных дорог на сумму 14 380 тыс. рублей. Выделенные из бюджета края денежные средства направлены на ремонт дорог по ул. Рабочая и пер. Школьный и ул. Даурская - Комсомольская.
Средства «дорожного фонда» на 2020 г. в сумме 2800442 руб. 26 коп. направлены на софинансирование двух контрактов по ремонту дорог местного значения: по ул. Рабочая (по решению суда) 1 % и по пер. Школьный и Даурская (частично по решению суда) 11% и также по ремонту уличного освещения в сумме 822 160 руб. 11 коп.
Указанное свидетельствует о наличии оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии со ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229–ФЗ «Об исполнительном производстве», п. 1 ст. 401 ГК РФ, администрация городского поселения «Забайкальское» просит признать незаконным и необоснованным постановление о взыскании исполнительского сбора от 22.07.2020 г. и освободить администрацию поселения от оплаты исполнительского сбора по исполнительному производству № 19581/19/75044-ИП.
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление Федеральной службы судебных приставов России по Забайкальскому краю (далее УФССП России по Забайкальскому краю), судебный пристав-исполнитель Забайкальского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Цыренова И.В. Также в ходе подготовки дела к судебному разбирательству в качестве заинтересованного лица привлечена прокуратура Забайкальского района.
В судебном заседании представитель административного истца Гомбоева Б.Б. исковые требования поддержала и суду дополнительно пояснила, что к выполнению работ по устранению дефектов дорожного покрытия по ул. Железнодорожная, 2 пгт. Забайкальск, до настоящего времени не приступали.
Помощник прокурора Забайкальского района Оглоблин Н.Г. указал, что длительное неисполнение решения суда свидетельствует о наличии законных оснований для вынесения судебным приставом – исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора. Разрешение вопроса об освобождении администрации городского поселения от уплаты исполнительского сбора оставил на усмотрение суда.
Надлежаще извещенные представитель УФССП России по Забайкальскому краю, судебный пристав-исполнитель Забайкальского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Цыренова И.В. в судебное заседание не явились. Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, суд приходит к следующему:
Согласно части 3 статьи 363 КАС РФ, если порядок разрешения судом вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства в силу закона подлежащих рассмотрению судом, не установлен в настоящей главе (в частности, об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания), эти вопросы разрешаются по правилам, установленным частью 2 статьи 358 настоящего Кодекса.
Установлено, что 26.04.2019 г. Забайкальским районным судом вынесено решение об удовлетворении административных исковых требований прокурора Забайкальского района к администрации городского поселения «Забайкальское». При этом судом постановлено: признать незаконным бездействие, выразившееся в ненадлежащем исполнении полномочий по решению вопросов местного значения в части осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них. Обязать администрацию городского поселения «Забайкальское» в срок до 01.09.2019 г. организовать и осуществить мероприятия по приведению улично – дорожных сетей в надлежащее состояние, а именно устранить: - дефекты асфальтового покрытия (просадку и пролом) на участке дороги возле дома № 2 по ул. Железнодорожной, пгт. Забайкальск, - разрушение асфальтового покрытия (пролом) на участке дороги возле дома № 1 по ул. Пограничной, пгт. Забайкальск, - множественные дефекты дорожного покрытия: проломы, разрушение асфальтового покрытия, ямочность на участке дороги от дома № 3 до дома № 18/1 по ул. Пограничной, пгт. Забайкальск.
Постановлением судебного пристава – исполнителя от 12.09.2019 г. на основании выданного судом исполнительного листа по делу № 2а-177/19 возбуждено исполнительное производство № 19581/19/75044-ИП. При этом должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения решения суда с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства.
22.07.2020 г. судебным приставом – исполнителем вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Согласно ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3). Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6). Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (ч. 7).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
Принимая во внимание вышеназванные нормы закона, а также анализируя установленные по делу обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
Суд, возлагая решением от 26.04.2019 г. на администрацию городского поселения «Забайкальское» обязанность организовать и осуществить мероприятия по приведению улично – дорожных сетей в надлежащее состояние, а именно устранить: дефекты асфальтового покрытия (просадку и пролом) на участке дороги возле дома № 2 по ул. Железнодорожной, пгт. Забайкальск, разрушение асфальтового покрытия (пролом) на участке дороги возле дома № 1 по ул. Пограничной, пгт. Забайкальск, множественные дефекты дорожного покрытия: проломы, разрушение асфальтового покрытия, ямочность на участке дороги от дома № 3 до дома № 18/1 по ул. Пограничной, пгт. Забайкальск, установил, что данное решение должно быть исполнено в срок до 01.09.2019 г.
Определением Забайкальского районного суда от 05.09.2019 года по материалу № 13а-72/2019 заявление администрации городского поселения «Забайкальское» о предоставлении отсрочки исполнения решения Забайкальского районного суда от 26.04.2019 г. по административному делу № 2-177/19, удовлетворено частично. Отсрочено исполнение решения суда в части устранения множественных дефектов дорожного покрытия: проломы, разрушение асфальтового покрытия, ямочность на участке дороги от дома № 3 до дома № 18/1 по ул. Пограничной, пгт. Забайкальск до 30.09.2019 года. В остальной части заявление оставлено без удовлетворения.
Определением Забайкальского районного суда от 18.10.2019 года по материалу № 13а-94/2019 заявление администрации городского поселения «Забайкальское» о предоставлении отсрочки исполнения решения Забайкальского районного суда от 26.04.2019 г. по административному делу № 2-177/19, удовлетворено, в части устранения множественных дефектов дорожного покрытия: проломы, разрушение асфальтового покрытия, ямочность на участке дороги от дома № 3 до дома № 18/1 по ул. Пограничной, пгт. Забайкальск предоставлена отсрочка до 18.11.2019 года
Определением Забайкальского районного суда от 27.11.2019 года по материалу № 13а-114/2019 заявление администрации городского поселения «Забайкальское» о предоставлении отсрочки исполнения решения Забайкальского районного суда от 26.04.2019 г. по административному делу № 2-177/19, удовлетворено, предоставлена отсрочка в части устранения множественных дефектов дорожного покрытия: проломы, разрушение асфальтового покрытия, ямочность на участке дороги от дома № 3 до дома № 18/1 по ул. Пограничной, пгт. Забайкальск до 02.12.2019 года.
Решение суда до настоящего времени в полном объеме не исполнено (устранение дефектов дорожного покрытия по ул. Железнодорожная, 2), что не отрицается административным истцом. В Забайкальский РОСП УФССП России доказательств, подтверждающих объективную невозможность исполнения решения суда, административный истец не предоставлял. При таких обстоятельствах, оснований для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Забайкальского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Цыреновой И.В. о взыскании с администрации городского поселения исполнительского сбора в размере 50 000 руб. и его отмене не имеется.
Вместе с тем, суд полагает возможным освободить администрацию городского поселения «Забайкальское» от уплаты исполнительского сбора в связи со следующим.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 г. № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
Согласно пункту 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Как следует из п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абз. 2 п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 г. № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа.
Принимая решение об освобождении администрации городского поселения от уплаты исполнительского сбора, суд исходит из того, что финансовая деятельность администрации поселения осуществляется в соответствии с принятым бюджетом, произвольное расходование денежных средств недопустимо. 22 июля 2019 года администрацией городского поселения «Забайкальское» заключен муниципальный контракт № 919/16 с ООО «БазИС» на проведение капитального ремонта дорог, устройство асфальтового покрытия. Местом выполнения работ, в том числе является участок дороги по ул. Пограничная (от дома № 3 до дома № 5). Акт о приемке выполненных работ от 05.12.2019 г. В рамках указанного муниципального контракта подписано дополнительного соглашение от 05.12.2019 г, в связи с увеличением объема работ, в том числе ремонт на участке дороги возле дома № 1 по ул. Пограничная. 20 мая 2020 года при обследовании участка дороги на ул. Пограничная, 1 было выявлено выщербление асфальта, ямы, выбоины, трещины, о чем составлен акт № 39 от 20.05.2020г. 22 мая 2020 г. направлена претензия в ООО «Базис» об устранении дефектов выявленных в течение гарантийного срока. 12.06.2020 г. получен ответ от ООО «БазИС», что недостатки будут устранены в течение июня-августа 2020 г.
Также суд учитывает, что ремонт на участке дороги по ул. Железнодорожная, 2, не проводился в связи с недостаточностью денежных средств в бюджете городского поселения. 20 ноября 2019 года направлено обращение на имя губернатора Забайкальского края Осипова А.М. о выделении денежных средств на мероприятия по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения на сумму 14 380 тыс. рублей. Выделенные из бюджета края денежные средства направлены на ремонт дорог по ул. Рабочая и пер. Школьный и ул. Даурская - Комсомольская.
Согласно справке администрации городского поселения «Забайкальское» от 03.06.2020 г. № 1786, средства «дорожного хозяйства» на 2020 г. в сумме 2800442 руб. 26 коп. направлены на софинансирование двух контрактов по ремонту дорог местного значения: по ул. Рабочая (по решению суда) 1 % и по пер. Школьный и Даурская (частично по решению суда) 11% и также по ремонту уличного освещения в сумме 822 160 руб. 11 коп.
Таким образом, решение от 26.04.2019 г. не исполнено в полном объеме в установленный судом срок по не зависящими от должника обстоятельствам, при отсутствии бюджетных средств, свободных от бюджетных обязательств, администрация не могла осуществить в полном объеме работы по исполнению решения суда. Поскольку действия администрации не свидетельствуют о намерении уклониться от исполнения обязательств в полном объеме, а просрочка исполнения исполнительного документа вызвана объективными обстоятельствами, в действиях администрации не усматривается умысла, направленного на уклонение от исполнения обязательства по вышеназванному решению суда, на воспрепятствование действиям судебного пристава, в данном случае отсутствуют основания для ответственности за нарушение обязательства, что является основанием для освобождения истца от уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 175-189 КАС РФ,
Р е ш и л:
Административное исковое заявление администрации городского поселения «Забайкальское» удовлетворить частично.
Освободить администрацию городского поселения «Забайкальское» от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя Забайкальского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю Цыреновой И.В. от 22.07.2020 г. по исполнительному производству № 19581/19/75044-ИП.
Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2020 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Забайкальский краевой суд через Забайкальский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Забайкальского районного суда Н.В. Дёмина