ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-404/2017 от 09.03.2017 Бахчисарайского районного суда (Республика Крым)

дело №2а-404/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 марта 2017 года г. Бахчисарай,

Бахчисарайский районный суд Республики Крым в составе судьи Морозко О.Р., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело №2а-404/2017 по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Государственному комитету по Государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

В производстве суда находится гражданское дело №2а-404/2017 по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Государственному комитету по Государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным бездействия ответчика по рассмотрению заявлений истцов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче дубликатов государственных актов: серии ЯГ (ФИО1), серии ЯГ (ФИО5), ЯГ (ФИО4), серии ЯГ (ФИО3), серии ЯГ (ФИО2), выданных на основании распоряжения Бахчисарайской государственной администрации Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земельных участков гражданам в общую долевую собственность и выдаче государственных актов на право общей долевой собственности на землю на территории Угловского сельского совета», и обязании ответчика рассмотреть указанные заявления и предоставить истцам ответы по существу поставленных в заявлении вопросов, а также о взыскании расходов связанных с оплатой услуг по договору по составлению административных исков в размере <данные изъяты> рублей каждому из истцов.

Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком не предоставлены истцам ответы на вышеуказанные обращения.

Определением суда от 15.02.2017 дела №2а-406/2017, №2а-407/2017, №2а-408/2017, №2а-409/2017 объединены с делом №2а-404/2017, в порядке подготовки административного дела к рассмотрению в адрес административного ответчика направлено данное определение суда, которым, в частности, ответчик извещен о рассмотрении административного дела №2а-404/2017 в порядке упрощенного (письменного) производства и ему разъяснено право подачи в течение 10 дней с момента вынесения данного определения возражения относительно рассмотрения данного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Учитывая то, что всеми лицами, участвующими в деле заявлены ходатайства о рассмотрении дела без их участия, явка лиц, участвующих в деле, обязательной судом не признавалась, десятидневный срок с даты вынесения указанного определения истек, возражение по поводу рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не поступило, определением суда от 27.02.2017 решено рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Указанное определение лицами, участвующими в деле, получено, до истечения 10-дневного срока с момента вынесения определения суда от 27.02.2017 возражений по поводу рассмотрения дела в порядке упрощенного производства не поступило, ввиду чего дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства.

Судом установлено, что истцы на основании распоряжения Бахчисарайской райгосадминистрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-12 т. 1, л.д. 11-12 т. 2, л.д. 11-12 т. 3, л.д. 11-12 т. 4, л.д. 11-12 т. 5) являются собственниками каждый по 1/1032 доли земельного участка общей площадью <данные изъяты> га, расположенного на территории Угловского сельского совета <адрес> Республики Крым, целевое назначение: для ведения товарного сельскохозяйственного производства, находящегося в общей долевой собственности.

Во исполнение указанного распоряжения каждому из истцов были выданы государственные акты (л.д. 10 каждого из томов дела), однако оригиналы указанных документов были ими утеряны.

Ввиду этого, ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчику с заявлениями о выдаче дубликатов указанных документов (л.д. 6 каждого из томов). Указанные обращения были направлены в одном конверте, что подтверждено копиями описи вложения в конверт и получены ответчиком (л.д. 6 оборотная сторона и л.д. 7 каждого из томов).

Не получив ответов на указанные обращения, истцы повторно обратились с аналогичными заявлениями ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8 каждого из томов), которые также были направлены в одном конверте, что подтверждено копиями описи вложения в конверт и получены ответчиком (л.д. 8 оборотная сторона и л.д. 9 каждого из томов).

Не получив ответа на вышеуказанные заявления, истцы обратились в суд с данным иском.

Рассмотрев материалы дела, изучив предоставленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований по следующим основаниям.

Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации (далее также - гражданин) закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами (ст. 1).

Согласно ст. 8 указанного Закона гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (часть 1).

Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2).

Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (часть 3).

Частью 1 ст. 12 указанного Закона предусмотрено, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение (часть 2 ст. 12).

Исходя из изложенного, обращения граждан подлежат рассмотрению органом, к компетенции которого относится их рассмотрение.

Возражения административного ответчика сводятся к тому, что к его компетенции выдача дубликатов архивных документов, в частности, - государственных актов, не относится, ввиду чего ответчик считает требования истцов необоснованными.

Однако суд не может согласиться с такой позицией, поскольку согласно п. 1.1. Положения о Государственном комитете по Государственной регистрации и кадастру Республики Крым, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Крым от 27.06.2014 №164 (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. №265), указанный Комитет является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, осуществляющим функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, землеустройства, государственного мониторинга земель, а также функции государственного земельного надзора, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В связи с этим, на него распространяются в полной мере требования Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который в случае отсутствия у соответствующего органа компетенции на рассмотрение поступившего обращения и отсутствия органа, к компетенции которого относится его рассмотрение, не освобождает орган, в который поступило обращение гражданина, от обязанности по предоставления ответа на это обращение, в том числе мотивированного отказа в удовлетворении такого обращения.

В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанности по доказыванию таких обстоятельств, как: соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - возложены на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Таким образом, действующее процессуальное законодательство возлагает обязанность доказывания в указанных частях именно на административного ответчика, которым вышеуказанные обстоятельства не доказаны.

Исходя из этого, принимая во внимание то, что оспариваемым бездействием грубо нарушены требования Федерального закона от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" и права истцов на получение ответов на направленные административному ответчику обращения, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Учитывая изложенное, в порядке устранения допущенного нарушения суд считает необходимым обязать административного ответчика рассмотреть заявления административных истцов от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда по данному делу, который с учетом пропуска ответчиком сроков предоставления ответов, объективно является достаточным, а также возложить на административного ответчика обязанность сообщения в суд о результатах рассмотрения указанных заявлений.

Таким образом административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.

Понесенные истцами расходы по оплате государственной пошлины, подлежат компенсации им в соответствии со ст. 111 КАС РФ за счет ответчика – Государственного комитета по Государственной регистрации и кадастру Республики Крым, являющегося также органом, должностными лицами которого являются административные ответчики – государственные регистраторы.

Что касается требований о возмещении истцам расходов, понесенных в связи с оплатой услуг по составлению административного иска, то суд их также считает обоснованными исходя из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Пунктом 7 ст. 106 КАС РФ установлено, что к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся: другие признанные судом необходимыми расходы.

Так, истцами понесены расходы на составление административного иска в сумме <данные изъяты> рублей каждым, что подтверждено приобщенными к материалам дела договорами возмездного оказания услуг и расписками исполнителя в получении указанных денежных средств (л.д. 13 каждого из томов).

Исходя из этого, учитывая отсутствие у истцов специальных познаний в области юриспруденции, необходимых для составления искового заявления, а также наличие необходимости у каждого из истцов обращаться за правовой помощью, суд приходит к выводу о том, что указанные расходы в данном случае являлись необходимыми и напрямую связаны с рассмотрением данного административного дела. Принимая во внимание категорию данного дела, уровень его сложности, исходя из принципов разумности, справедливости и соразмерности, суд не находит оснований для уменьшения расходов, подлежащих компенсации истцам, ввиду чего они подлежат компенсации в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 103, 106, 111, 226-228, 292, 293 КАС РФ, суд, -

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Государственному комитету по Государственной регистрации и кадастру Республики Крым о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым по рассмотрению заявлений ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче дубликатов государственных актов: серии ЯГ (ФИО1), серии ЯГ (ФИО5), ЯГ (ФИО4), серии ЯГ (ФИО3), серии ЯГ (ФИО2), выданных на основании распоряжения Бахчисарайской государственной администрации Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земельных участков гражданам в общую долевую собственность и выдаче государственных актов на право общей долевой собственности на землю на территории Угловского сельского совета».

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (<адрес>, ОГРН <***>, ИНН <***>) рассмотреть заявления ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче дубликата государственного акта: серии ЯГ , выданного на основании распоряжения Бахчисарайской государственной администрации Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земельных участков гражданам в общую долевую собственность и выдаче государственных актов на право общей долевой собственности на землю на территории Угловского сельского совета», в десятидневный срок с момента вступления данного решения суда в законную силу с предоставлением ответа в письменном виде, о результатах рассмотрения заявлений сообщить в суд в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по данному административному делу.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (<адрес>, ОГРН <***>, ИНН <***>) рассмотреть заявления ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче дубликата государственного акта: серии ЯГ , выданного на основании распоряжения Бахчисарайской государственной администрации Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земельных участков гражданам в общую долевую собственность и выдаче государственных актов на право общей долевой собственности на землю на территории Угловского сельского совета», в десятидневный срок с момента вступления данного решения суда в законную силу с предоставлением ответа в письменном виде, о результатах рассмотрения заявлений сообщить в суд в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по данному административному делу.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (<адрес>, ОГРН <***>, ИНН <***>) рассмотреть заявления ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче дубликата государственного акта: серии ЯГ , выданного на основании распоряжения Бахчисарайской государственной администрации Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земельных участков гражданам в общую долевую собственность и выдаче государственных актов на право общей долевой собственности на землю на территории Угловского сельского совета», в десятидневный срок с момента вступления данного решения суда в законную силу с предоставлением ответа в письменном виде, о результатах рассмотрения заявлений сообщить в суд в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по данному административному делу.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (<адрес>, ОГРН <***>, ИНН <***>) рассмотреть заявления ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче дубликата государственного акта: серии ЯГ , выданного на основании распоряжения Бахчисарайской государственной администрации Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земельных участков гражданам в общую долевую собственность и выдаче государственных актов на право общей долевой собственности на землю на территории Угловского сельского совета», в десятидневный срок с момента вступления данного решения суда в законную силу с предоставлением ответа в письменном виде, о результатах рассмотрения заявлений сообщить в суд в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по данному административному делу.

Обязать Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (<адрес>, ОГРН <***>, ИНН <***>) рассмотреть заявления ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче дубликата государственного акта: серии ЯГ , выданного на основании распоряжения Бахчисарайской государственной администрации Автономной Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче земельных участков гражданам в общую долевую собственность и выдаче государственных актов на право общей долевой собственности на землю на территории Угловского сельского совета», в десятидневный срок с момента вступления данного решения суда в законную силу с предоставлением ответа в письменном виде, о результатах рассмотрения заявлений сообщить в суд в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по данному административному делу.

Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (<адрес>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>) <данные изъяты> государственной пошлины и <данные изъяты> расходов, связанных с оплатой услуг по составлению административного иска, а всего <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (<адрес>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>) <данные изъяты> государственной пошлины и <данные изъяты> расходов, связанных с оплатой услуг по составлению административного иска, а всего <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (<адрес>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) <данные изъяты> государственной пошлины и <данные изъяты> расходов, связанных с оплатой услуг по составлению административного иска, а всего <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (<адрес>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу ФИО4 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>) <данные изъяты> государственной пошлины и <данные изъяты> расходов, связанных с оплатой услуг по составлению административного иска, а всего <данные изъяты> рублей.

Взыскать с Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (<адрес>, ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу ФИО5 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, зарегистрированной по адресу: <адрес>) <данные изъяты> государственной пошлины и <данные изъяты> расходов, связанных с оплатой услуг по составлению административного иска, а всего <данные изъяты> рублей.

Решение в окончательной форме принято 09.03.2017.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Бахчисарайский районный суд Республики Крым в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья: О.Р. Морозко