ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-404/2022 от 01.03.2022 Кирово-чепецкого районного суда (Кировская область)

Дело № 2а-404/2022

УИД - 43RS0017-01-2022-000275-13

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Кирово-Чепецк 01 марта 2022 года

Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области в составе

председательствующего судьи Аксеновой Е.Г.,

при секретаре Мурашкиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-404/2022 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Кировской области к негосударственной автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации "Детский сад "Улыбка" о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридического лица,

установил:

Управление Министерства юстиции РФ по Кировской области обратилось в суд с административным иском к НАНДОО "***" о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из ЕГРЮЛ.

В обоснование административного иска указано, что <дата> ученым советом НОУВПО «***» было принято решение об учреждении и открытии в г. *** НАНОСПО «***». <дата> Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кирово-Чепецкому району Кировской области сведения НАН ОСПО «***» внесены в ЕГРЮЛ. <дата> Управлением Федеральной регистрационной службы по Кировской области было принято решение о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о наименовании НАНОСПО «***», указав следующее наименование: Негосударственная автономная некоммерческая организация среднего профессонального образования «Кирово-Чепецкий социально-экономический техникум». <дата> Управлением Минюста России по Кировской области принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НАНОСПО «***» и о смене наименования на Негосударственную автономную некоммерческую организацию дошкольного образования «***». <дата> Управлением Минюста России по Кировской области принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НАНОДО «***», указав полное наименование: Негосударственная автономная некоммерческая дошкольная образовательная организация «***» (далее - НАНДОО «***»). <дата> Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кирово-Чепецкому району Кировской области сведения об организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). <дата> на заседании Ученого совета принято решение о добровольной ликвидации НАНДОО «***» в связи с недостаточностью источников финансирования для дальнейшего существования организации. Однако, до настоящего времени процедура ликвидации организацией не начата, документы, необходимые для государственной регистрации ликвидации, Учредителем организации в Управление не подавались. Таким образом, НАНДОО «***» до настоящего времени имеет статус юридического лица и на него распространяются все обязанности, установленные для некоммерческих организаций действующим законодательством. Организация действует на основании собственного устава от <дата>. В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ по состоянию на <дата>, учредителем Организации является НОУВПО «***». Согласно выписке из протокола *** заседания Ученого совета от <дата> директором организации назначена ФИО2 Сведения о ФИО2 как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, содержатся в ЕГРЮЛ. В деятельности организации выявлены неоднократные нарушения действующего законодательства. В нарушении положений пунктов 3 и 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» организация не представила отчет ОН0001 и ОН0002 или заявление за 2020 год, в связи с чем в адрес организации Управлением <дата> вынесено предупреждение *** со сроком исполнения до <дата>. Предупреждение, направленное по адресу (месту нахождения) организации, не получено. Предупреждение до настоящего времени не исполнено и ходатайств о продлении срока исполнения не поступало. В нарушении положений абзаца первого пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ организация не разместила в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и не опубликовала отчеты о своей деятельности либо сообщения о продолжении деятельности в средства массовой информации 2020 год. <дата> в адрес Управления поступило заявление ФИО2 о том, что организацией расторгнуты трудовые отношения с директором с <дата>. Документов, подтверждающих назначение учредителем организации нового директора в Управление не представлено. Сведения о ФИО2 как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, содержатся в ЕГРЮЛ. Изменения в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации, в ЕГРЮЛ не вносились. В нарушение положений пункта 7 статьи 32 Закона организация не проинформировала и не представила в Управление необходимые документы для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации. В нарушение положений подпункта «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержится недостоверная информация о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени организации. Просят суд ликвидировать Негосударственную автономную некоммерческую дошкольную образовательную организацию «***» (ОГРН - 1044313500186) и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца - Управления Министерства юстиции РФ по Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, в административном иске просили о рассмотрении административного дела в их отсутствие.

В судебное заседание представитель административного ответчика - негосударственной автономной некоммерческой дошкольной образовательной организации "***" не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещались по месту нахождения, судебная корреспонденция возвращена в адрес суда за истечением срока хранения.

Заинтересованное лицо – представитель НОУВПО «***» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещались по месту нахождения, ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.

Представитель заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России *** по Кировской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены своевременно и надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении административного дела в отсутствие представителя, административные исковые требования поддерживают, настаивают на их удовлетворении.

Согласно ч. 4 ст. 263 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствует его рассмотрению.

Суд, ознакомившись с позицией административного истца, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

В силу части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ установлено, что организация может быть ликвидирована по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Ликвидация некоммерческой организации является одним из видов ответственности юридических лиц за допущенные нарушения, порядок и основания применения которой предусмотрены статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 ФЗ "О некоммерческих организациях" и статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений.

Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).

Согласно ч. 1 ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису (далее - административное исковое заявление о приостановлении деятельности) может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения, средства массовой информации или аудиовизуального сервиса, а также иными лицами, наделенными федеральным законом правом на обращение в суд с таким заявлением.

Таким образом, Управление Министерства Юстиции РФ по Кировской области вправе обратиться с настоящим административным исковым заявлением в суд.

В судебном заседании установлено, что <дата> ученым советом НОУВПО «***» было принято решение об учреждении и открытии в *** НАНОСПО «***».

<дата> Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кирово-Чепецкому району Кировской области сведения НАН ОСПО «***» внесены в ЕГРЮЛ.

Управлением Федеральной регистрационной службы по Кировской области было принято решение о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о наименовании НАНОСПО «***», указав следующее наименование: Негосударственная автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования «Кирово-***», что подтверждается распоряжением *** от <дата>.

Управлением Минюста России по Кировской области принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НАНОСПО «***» и о смене наименования на Негосударственную автономную некоммерческую организацию дошкольного образования «***», что подтверждается распоряжением *** от <дата>.

Распоряжением ***-р от <дата> Управлением Минюста России по Кировской области принято решение о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы НАНОДО «***», указав полное наименование: Негосударственная автономная некоммерческая дошкольная образовательная организация «***».

<дата> Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кирово-Чепецкому району Кировской области сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц.

Согласно выписке из протокола №2 заседания Ученого совета от <дата> директором НАНДОО «***» назначена ФИО4

Сведения о ФИО2 как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени НАНДОО «***», содержатся в ЕГРЮЛ.

<дата> на заседании Ученого совета принято решение о добровольной ликвидации НАНДОО «***» в связи с недостаточностью источников финансирования для дальнейшего существования Организации.

Однако, как указывает административный истец до настоящего времени процедура ликвидации НАНДОО «*** не начата, документы, необходимые для государственной регистрации ликвидации, Учредителем организации в Управление не подавались.

Таким образом, НАНДОО «***» до настоящего времени имеет статус юридического лица и на него распространяются все обязанности, установленные для некоммерческих организаций действующим законодательством.

Организация действует на основании собственного устава от <дата>. В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ по состоянию на <дата>, учредителем НАНДОО «***» является НОУВПО «***».

В соответствии с положениями пункта 5.5 Устава, директор действует от имени НАНДОО «***» без доверенности.

Изменения в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени НАНДОО «***», в ЕГРЮЛ не вносились.

В деятельности Организации выявлены неоднократные нарушения действующего законодательства.

В соответствии с положениями пункта 3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Закона, обязаны представлять в Управление документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, по формам № ОН0001 и № ОН0002 (далее - отчет ОН0001 и ОН0002).

Согласно положениям пункта 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7- ФЗ некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

Срок по представлению некоммерческими организациями отчетности за 2020 год в 2021 году определен абзацем вторым пункта 2 приказа Минюста России от 31.03.2021 № 50 «О внесении изменения в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности», в соответствии с которым срок представления отчетности за 2020 год не позднее 15 июля 2021 г.

В нарушении положений пунктов 3 и 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» НАНДОО «***» не представлен отчет ОН0001 и ОН0002 или заявление за ***, в связи с чем, в адрес НАНДОО «***» Управлением <дата> вынесено предупреждение *** со сроком исполнения до <дата>.

Предупреждение, направленное по адресу (месту нахождения) НАНДОО «***», не получено и до настоящего времени не исполнено и ходатайств о продлении срока исполнения не поступало.

Согласно положениям абзаца первого пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, обязаны ежегодно размещать в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.

В нарушении положений абзаца первого пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ НАНДОО «***» не разместило в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и не опубликовало отчеты о своей деятельности либо сообщения о продолжении деятельности в средства массовой информации 2020 год, что подтверждается скриншотом с Портала Минюста России (unro.minjust.ru).

В соответствии с положениями пунктов 6.1, 6.2 Устава НАНДОО «***» высшим коллегиальным органом управления Организации является Ученый совет Вятского социально-экономического института, к исключительной компетенции которого относится в том числе решение вопроса об образовании исполнительных органов Организации (директора НАНДОО «***») и досрочном прекращении их полномочий.

В соответствии с положениями пункта 5.5 Устава НАНДОО «***», Директор действует от имени Организации без доверенности.

<дата> в адрес Управления поступило заявление ФИО2 о том, что НАНДОО «***» расторгнуты трудовые отношения с директором с <дата>, поэтому сдать отчетность за *** не представляется возможным.

Документов, подтверждающих назначение учредителем НАНДОО «***» нового директора в Управление не представлено. Сведения о ФИО2 как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени НАНДОО «***», содержатся в ЕГРЮЛ.

В нарушение положений пункта 7 статьи 32 Закона НАНДОО «***» не проинформировала и не представила в Управление необходимые документы для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени НАНДОО «***».

В нарушение положений подпункта «л» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в ЕГРЮЛ содержится недостоверная информация о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени НАНДОО «***».

В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 указанного закона, является основанием для обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Суд, оценив в совокупности, установленные по делу обстоятельства и представленные административным истцом доказательства, приходит к выводу, что со стороны административного ответчика имело место неоднократное непредставление сведений, предусмотренных ст. 32 Федерального закона № 7-ФЫЗ, а именно отчетность за 2020 год; сведения о лице, имеющем право по доверенности действовать от имени организации, что является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", исходя из правовых оснований для ликвидации или запрета деятельности объединения граждан судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, если такое объединение граждан предприняло все возможные действия для устранения названных нарушений, однако имели место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, и выявленные нарушения устранены до принятия судебного решения, суд с учетом указанных обстоятельств может принять решение об отказе в удовлетворении административного иска (п. 30).

Материалы административного дела не содержат доказательств того, что на дату рассмотрения дела судом НАНДОО «***» выявленные нарушения устранила, также, как не представлено доказательств того, что ранее организацией предпринимались все возможные действия для устранения названных нарушений, но имели место быть объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению.

При таких обстоятельствах заявленные Управлением Министерства юстиции РФ по Кировской области требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-178 КАС РФ, суд

решил:

Ликвидировать негосударственную автономную некоммерческую дошкольную образовательную организации "***" (ОГРН 1044313500186).

Исключить негосударственную автономную некоммерческую дошкольную образовательную организации "***" из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кирово-Чепецкий районный суд Кировской области.

Председательствующий судья Е.Г. Аксенова

Решение30.03.2022