ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4056/2017 от 22.01.2018 Тосненского городского суда (Ленинградская область)

Дело №2а-756/2018 22 января 2018 года

в г. Тосно Ленинградской области

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тосненский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Ваганова А.В.,

с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2,

представителя административного ответчика ФИО3,

при секретаре Пыщенко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение о признании незаконным решения об избрании главы муниципального образования,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области о признании незаконным решения №2 «Об избрании главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области», принятого 19 сентября 2017 года.

В обоснование административного иска указал, что 19 сентября 2017 года советом депутатов принято решение №2 «Об избрании главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области», в соответствии с которым ФИО4 был избран главой муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области. Данное решение он считает незаконным по следующим основаниям. Решение подписано неуполномоченным лицом – не главой муниципального образования, что не соответствует пункту 2 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому полномочие по подписанию правовых актов, принимаемых представительным органом муниципального образования, принадлежит главе муниципального образования. Иным лицам закон не предоставляет полномочий по подписанию решений представительного органа муниципального образования и не предусматривает возможности определения каким-либо муниципальным правовым актом, в частности, уставом муниципального образования, иных лиц, уполномоченных на подписание решений представительного органа муниципального образования.

Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 26 октября 2017 года по административному делу №2а-3329/2017 отменено решение территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области (далее ТИК), которым ФИО4 был признан избранным депутатом совета депутатов четвёртого созыва. С учётом того, что глава МО избирается из состава совета депутатов, то есть из числа лиц, являющихся депутатами совета депутатов, то полномочия главы МО производны от его депутатского статуса (пункт 1 части 2 статьи 36 Федерального закона №131 и часть 1 статьи 28 Устава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области). Таким образом, после того, как решением суда было отменено вышеуказанное решение ТИК о признании ФИО4 избранным депутатом, возник факт незаконности решения №2.

Оспариваемое решение нарушает права административного истца: в совете депутатов прежнего (третьего) созыва он являлся главой МО, и в силу абзацев шестнадцатого и семнадцатого части 1 статьи 2, части 1 статьи 36, абзаца второго части 3 статьи 40 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" его полномочия главы МО прекращались в день вступления в должность вновь избранного главы МО, в связи с чем именно ему принадлежало полномочие по подписанию решения №2. ФИО4 не мог считаться вступившим в должность главы МО без надлежащего оформления решения о его избрании на данную должность. Однако решение №2 подписано неуполномоченным лицом, в связи с чем не может быть признано муниципальным правовым актом, поскольку одним из обязательных элементов такого акта является его документальное оформление (абзац двадцать второй части 1 статьи 2 Федерального закона №131), которое подразумевает необходимость подписания данного правового акта уполномоченным на это должностным лицом.

Кроме того, оспариваемое решение нарушает его права, поскольку обязывает его как депутата совета депутатов признавать главой МО лицо, которое не может являться главой МО, поскольку не обладает статусом депутата совета депутатов, а также обязывает его исполнять издаваемые им постановления и распоряжения, в частности, по вопросам организации деятельности совета депутатов (часть 4 статьи 43 Федерального закона №131) – л.д.4-6.

В судебном заседании ФИО1 поддержал административный иск, пояснил, что ранее в Областном законе "Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес>" содержалась норма, дающая право подписывать муниципальный правовой акт старейшему депутату. В дальнейшем эта норма была исключена из Закона, потому что такого права у иного должностного лица нет и быть не может. Была нарушена процедура избрания в части подписания муниципального правового акта, на это он обратил внимание ФИО4. По-видимому, кто-то территориальной избирательной комиссии настоял на том, чтобы подписал его старейший депутат.

Представитель административного ответчика ФИО3 административный иск не признал, пояснил, что Областной закон N 1-оз не запрещает подписывать решение совета депутатов по избранию главы муниципального образования депутату, председательствующему на заседании при избрании главы. Эта норма существовала, в 2016 году в Закон внесена поправка, исключена норма о подписании, потому что слишком широко всё было урегулировано. Это само собой подразумевается, что председательствующий на заседании подписывает решение и протокол. Согласно действующему Уставу решение по данному вопросу подписывает председательствующий на заседании совета. Административный истец мог бы опротестовать данную норму и признать её недействительной, но не сделал этого в течение пяти предшествующих лет. Административный ответчик считает, что нормы не были нарушены, глава муниципального образования был избран в соответствии с законом, решение вступило в силу. Но, после того, как было вынесено решение о признании протокола избирательной комиссии недействительным, ФИО4 сложил с себя полномочия, его полномочия были переданы заместителю председателя совета депутатов. Ссылки на то, что глава МО не вступил в полномочия, необоснованны и ничем не подтверждены. Как подтвердил административный истец, процедура не была нарушена, соответственно, глава муниципального образования был избран соответствующим образом.

Заинтересованное лицо ФИО4 извещен о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.

Выслушав объяснения административного истца, его представителя, представителя административного ответчика, суд пришёл к следующему.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается в том числе представительным органом муниципального образования из своего состава.

Согласно статье 2 областного закона Ленинградской области от 11 февраля 2015 г. N 1-оз "Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области" глава городского поселения, в состав территории которого не входит административный центр муниципального района, глава сельского поселения избирается советом депутатов муниципального образования из своего состава либо на муниципальных выборах и исполняет полномочия председателя совета депутатов муниципального образования (часть 1.1).

Если уставом поселения предусмотрено избрание главы муниципального образования советом депутатов муниципального образования из своего состава, вновь избранный совет депутатов муниципального образования избирает главу муниципального образования на первом заседании. Первое заседание совета депутатов муниципального образования открывает и ведет до избрания главы муниципального образования старейший по возрасту депутат (часть 3).

Избранным на должность главы муниципального образования считается кандидат, набравший большинство голосов от установленной численности депутатов совета депутатов муниципального образования (ч. 6).

Глава муниципального образования, избранный советом депутатов муниципального образования из своего состава, вступает в должность с момента его избрания (часть 7).

Срок полномочий главы муниципального образования и совета депутатов муниципального образования составляет пять лет (статья 1 названного областного закона).

Из устава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области следует, что совет депутатов МО является представительным органом муниципального образования, который состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах по многомандатным избирательным округам, образуемым на территории МО ФИО5 в соответствии с федеральным законодательством. Организацию деятельности совета депутатов МО осуществляет избранный из его состава глава МО, исполняющий полномочия председателя совета депутатов МО. Из числа депутатов совета депутатов МО открытым голосованием избирается заместитель председателя совета депутатов (пункт 1 статья 18, пункты 1, 4 и 5 статьи 21, л.д.72, 75-76). Глава муниципального образования избирается депутатами совета депутатов МО из состава вновь избранного совета депутатов МО сроком на пять лет открытым голосованием и исполняет свои полномочия на постоянной основе. Избранным на должность главы муниципального образования считается кандидат, набравший более половины голосов от установленной Уставом численности депутатов совета депутатов МО. Итоги голосования оформляются решением совета депутатов МО. Решение подписывается главой МО или депутатом совета депутатов МО, председательствующим на заседании совета депутатов МО в день заседания, и вступает в силу со дня его принятия. Полномочия главы муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы МО, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий (пункты 1-2, 4-5 статьи 28, л.д.82).

Решениями территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области от 11 сентября 2017 года №№44/405, 44/406 признаны действительными выборы депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тельмановским пятимандатным избирательным округам №№30,31, по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №30 признаны избранными депутатами совета депутатов ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО4; по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №31 признаны избранными депутатами совета депутатов ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО1, ФИО13 (л.д.29-30).

Выборы депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №32 также признаны действительными, пятеро кандидатов, получивших наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам, включенным в избирательный бюллетень, признаны избранными депутатами совета депутатов по данному избирательному округу.

19 сентября 2017 года вновь избранный совет депутат муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области избрал главой муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО4, заместителем председателя совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области ФИО11.

Избрания главы муниципального образования, являющегося одновременно председателем совета депутатов, и заместителя председателя совета депутатов оформлены решениями совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области №№2 и 3. Решение №2 подписано председательствующим на первом заседании старейшим по возрасту депутатом данного совета депутатов ФИО12, решение №3 главой муниципального образования ФИО4 (л.д.10, 47).

Таким образом, оспариваемое решение принято советом депутатом в соответствии с его полномочиями, с соблюдением процедуры его принятия, потому оснований для признания его незаконным не имеется. В административном исковом заявлении не содержится ссылок на нарушения процедуры и итогов голосования депутатов.

Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 26 октября 2017 года, с изменениями, внесенными апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 11 января 2018 года, признано незаконным и отменено решение территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Тельмановского пятимандатного избирательного округа №30 от 11 сентября 2017 года №44/405 «Об установлении общих результатов выборов депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №30», на данную избирательную комиссию возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести повторный подсчет голосов избирателей по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №30 по выборам депутатов совета депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва, состоявшимся 10 сентября 2017 года (л.д.12, 23-24).

Из протокола данной избирательной комиссии от 21 января 2018 года следует, что в результате повторного подсчета голосов избирателей выборы депутатов совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области четвертого созыва по Тельмановскому пятимандатному избирательному округу №30 признаны действительными, те же самые кандидаты, в том числе ФИО4, признаны избранными депутатами совета депутатов указанного муниципального образования (л.д.51-52).

В силу части 1 статьи 16 КАС Российской Федерации, вступившие в законную силу судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

Установленная данной нормой Закона обязательность судебных актов связана с их вступлением в законную силу. Вышеуказанное решение суда вступило в законную силу 11 января 2018 года, именно с этой даты решение территориальной избирательной комиссии Тосненского муниципального района Ленинградской области от 11 сентября 2017 года №44/405 утратило силу, а на момент принятия советом депутатов решения об избрании главы муниципального образования решение ТИК действовало, ФИО4 имел статус депутата и мог бы избран главой муниципального образования. Соответственно, нет правовых оснований для отмены решения совета депутатов от 19 сентября 2017 года по причине того, что 11 января 2018 года ФИО4 утратил статус депутата совета депутатов вышеуказанного муниципального образования. На основании повторного подсчета голосов избирателей он вновь приобрел статус депутата. Представленный в материалы дела акт приема-передачи от 12.01.2018, согласно которому ФИО4 передал заместителю председателя совета депутатов ФИО11 печати «Совет Депутатов», «Глава муниципального образования» Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области означает, что ФИО14 приняла на себя исполнение обязанностей главы муниципального образования, а ФИО4 сложил с себя временно, до решения вопроса о своем депутатском статусе, полномочия главы муниципального образования (л.д.48).

Суд находит не состоятельными доводы административного истца о том, что ФИО4 не мог считаться вступившим в должность главы МО без надлежащего оформления решения о его избрании на данную должность в виду того, что решение №2 подписано неуполномоченным лицом. В силу части 7 статьи 2 Областного закона Ленинградской области от 11 февраля 2015 г. N 1-оз "Об особенностях формирования органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области" глава муниципального образования, избранный советом депутатов муниципального образования из своего состава, вступает в должность с момента его избрания. ФИО4 был избран советом депутатов, поэтому вступил в должность главы муниципального образования с момента его избрания – 19 сентября 2017 года.

Областной закон Ленинградской области от 11 февраля 2015 г. N 1-оз не определяет правовой акт, в которой облекается решение депутатов об избрании из своего состава главы муниципального образования. Устав муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области предусматривает, что избрание главы муниципального образования оформляется решением совета депутатов МО; данное решение подписывается главой МО или депутатом совета депутатов МО, председательствующим на заседании совета депутатов МО в день заседания. Такое правовое регулирование соответствует Областному закону Ленинградской области от 11 февраля 2015 г. N 1-оз, которым право открытия и ведения первого заседания совета депутатов муниципального образования до избрания главы муниципального образования предоставлено старейшему по возрасту депутату. Поскольку старейший по возрасту депутат ведет первое заседание совета депутатов муниципального образования, то его подпись под решением совета депутатов об избрании главы муниципального образования логична, соответствует Уставу муниципального образования. Именно этот депутат, как председательствующий на заседании совета депутатов, подтверждает своей подписью под решением совета депутатов факт избрания одного из депутатов главой муниципального образования. Ведение же первого заседания совета депутатов старейшим по возрасту депутатом, является давней советской традицией. Именно так открывались первые заседания Совета народных депутатов РСФСР, областных, городских и сельских Советов народных депутатов.

Административный истец, избранный главой муниципального образования Тельмановское сельское поселение решением совета депутатов данного муниципального образования предыдущего созыва от 11 января 2013 года, утратил свои полномочия по основаниям, указанным им же, в день избрания нового главы муниципального образования, поэтому не был наделен Уставом поселения на подписание оспариваемого решения совета депутатов.

Ссылка административного истца на то, что оспариваемое решение подписано неуполномоченным лицом, не соответствует пункту 2 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не верна. В данном пункте закреплена обязанность главы муниципального образования на подписание и обнародование нормативных правовых актов, принятых представительным органом муниципального образования. Решение об избрании главы муниципального образования не является нормативным правовым актом. Оно не является муниципальным правовым актом, понятие которого дано в абзаце двадцать втором части 1 статьи 2 Федерального закона №131, поскольку данное решение принято не по вопросам местного значения, не по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, не по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления. Данное решение принято по вопросу формирования органов местного самоуправления и его должностных лиц.

Нормы Устава муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области об оформлении решения об избрании главы муниципального образования не противоречат статье 43 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которой определена система муниципальных правовых актов.

В связи с отказом в удовлетворении административного иска расходы административного истца по оплате государственной пошлины возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 175 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

ФИО1 отказать в удовлетворении административного иска к совету депутатов муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области о признании незаконным решения №2 «Об избрании главы муниципального образования Тельмановское сельское поселение Тосненского района Ленинградской области», принятого советом депутатов 19 сентября 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (27 января 2018 года) путем подачи апелляционной жалобы через Тосненский городской суд.

Судья: подпись