Дело № 2а-4058/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июня 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Сосковой К.А.,
с участием представителя административного истца по доверенности Болдарева И.Л.,
представителя административного ответчика по доверенности Шмигирилова Р.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Воронежской таможни к Фонову А.А. о взыскании утилизационного сбора,
у с т а н о в и л:
Воронежская таможня обратилась в суд с иском к Фонову А.А. о взыскании утилизационного сбора в сумме 270 000 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 17 мая 2016 года Фоновым А.А. задекларирован ввезенный им на территорию РФ товар – «трактор колесный для сельскохозяйственных работ «PORSHE 218H, 1959 года выпуска, заводской номер 2754, цвет красный, двигатель дизельный, мощность 18 кВт/24 л.с., бывший в эксплуатации, по декларации на товары № 10104070/170516/0003181. Код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС – 8701 90 5000.
Товар помещен под процедуру «выпуск для внутреннего потребления», выпущен 18.05.2016 г. Утилизационный сбор Фоновым А.А. не уплачен.
Правобережный таможенный пост Воронежской таможни письмом от 29.10.2018 г. № 1-39/382 уведомил Фонова А.А. о необходимости уплаты утилизационного сбора в срок не позднее 20 календарных дней со дня получения указанного уведомления.
Уведомление таможенного органа получено Фоновым А.А. 10.11.2018 г. Следовательно, срок для добровольной уплаты задолженности истек 01.12.2018 г. До настоящего времени утилизационный сбор в размере 270 000 руб. ответчиком не уплачен (л.д. 4-8).
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Болдарев И.Л. иск поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика по доверенности Шмигирилов Р.Л. против удовлетворения иска возражал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определяются Правительством Российской Федерации.
Плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые, в том числе, осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с законом N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" принято постановление Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2016 года N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", которым утвержден перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеры утилизационного сбора.
Согласно п. 11 "Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора", утвержденных данным постановлением, для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", по форме, приведенной в приложении N 1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копию документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
На основании п. 5 указанных Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с Перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 г. N 81.
Из материалов дела следует, что 17 мая 2016 года Фоновым А.А. задекларирован ввезенный им на территорию РФ товар – «трактор колесный для сельскохозяйственных работ «PORSHE 218H, 1959 года выпуска, заводской номер 2754, цвет красный, двигатель дизельный, мощность 18 кВт/24 л.с., бывший в эксплуатации, по декларации на товары № 10104070/170516/0003181. Код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕАЭС (ТН ВЭД ЕАЭС) – 8701 90 5000 (л.д. 11-14).
В соответствии с примечанием 4 к вышеназванному Перечню размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета размера утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним на момент ввоза Фоновым А.А. трактора составляла 150000 рублей.
Коэффициент расчета суммы утилизационного сбора для самоходных машин и прицепов к ним, с даты выпуска которых прошло более 3 лет, составляет 1,8.
В соответствии с разделом XIV Перечня, трактор, задекларированный Фоновым А.А., относится к тракторам сельскохозяйственным колесным М01, классифицируемым на момент ввоза по коду 8701 90, мощностью силовой установки на более 30 л.с., с даты выпуска которых прошло более 3 лет
Таким образом, за ввезенный трактор ответчику следовало уплатить утилизационный сбор в размере 150 000*1,8=270 000 руб., однако ответчиком данная обязанность исполнена не была.
На основании п. 17 "Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора" в случае если в течение 3 лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Правобережный таможенный пост Воронежской таможни письмом от 29.10.2018 г. № 1-39/382 уведомил Фонова А.А. о необходимости уплаты утилизационного сбора в сумме 270 000 руб. в срок не позднее 20 календарных дней со дня получения указанного уведомления (л.д. 9).
Уведомление таможенного органа получено Фоновым А.А. 10.11.2018 г. (л.д. 10). Следовательно, срок для добровольной уплаты задолженности истек 01.12.2018 г. До настоящего времени сумма утилизационного сбора ответчиком не уплачена.
Факт неуплаты утилизационного сбора ответчиком подтвержден, при этом он указывает на отсутствие оснований для уплаты данного сбора.
Доводы административного ответчика о том, что ввезенное им транспортное средство относится к категории N1 (транспортное средство, используемое для перевозки грузов, имеющее допустимую максимальную массу не более 3,5 т), в соответствии с классификацией, установленной техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» от 09.12.2011 г. № 018/2011, в Приложении №1, в связи с чем на основании п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291"Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" он должен быть освобожден от уплаты утилизационного сбора, следует признать несостоятельными по следующим основаниям.
Основным критерием при определении коэффициента расчета размера утилизационного сбора является код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Согласно описанию товара, заявленному Фоновым А.А. в декларации на товары, и ТН ВЭД ЕАЭС, ввезенный трактор относится к тракторам сельскохозяйственным колесным, классифицируемым на момент ввоза по коду 8701 90.
В отношении тракторов действует Технический регламент Таможенного союза № 031/2012 «О безопасности сельскохозяйственных и лесохозяйственных тракторов и прицепов к ним».
Таким образом, из изложенного выше и материалов дела следует, что ввезенный Фоновым А.А. трактор не относится к транспортным средствам категории N1 (транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т), а следовательно не подпадает под действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» от 09.12.2011 г. № 018/2011, распространяющего свое действие на колесные транспортные средства категории L, M, N, O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.
В связи с чем действие п. 6 ст. 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и Перечня, утвержденного Постановление Правительства РФ от 26.12.2013 N 1291"Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" также не распространяется на ввезенный сельскохозяйственный колесный трактор, поскольку он не относится к категории колесных транспортных средств, предназначенные для перевозки грузов, в отношении которых утилизационной сбор не уплачивается. Каких-либо иных оснований для освобождения от уплаты утилизационного сбора лиц, ввозящих на территорию Российской Федерации трактора, действующим законодательством не предусмотрено.
На основании вышеизложенного, исковые требования о взыскании с ответчика указанной задолженности следует признать обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, госпошлина, от уплаты которой был освобожден административный истец, подлежит взысканию с административного ответчика в доход федерального бюджета.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска: от 200 001 рубля до 1 000 000 рублей – 5 200 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 200 000 рублей.
Размер государственной пошлины, подлежащей взысканию, составит 5900 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Воронежской таможни к Фонову А.А. о взыскании утилизационного сбора удовлетворить.
Взыскать с Фонова А.А., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Воронежской таможни утилизационный сбор в размере 270 000 (двести семьдесят тысяч) рублей.
Взыскать с Фонова А.А., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, в доход бюджета государственную пошлину в размере 5 900 (пять тысяч девятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья: О.В. Оробинская
Решение принято в окончательной форме 25.06.2019 г.