РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2016 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Илларионовой А.А.,
при секретаре Дзядевич И.О.,
с участием помощника прокурора г.Тулы Желтевской О.В., административного истца ФИО1, представителя административного истца по доверенности ФИО2, представителя административного ответчика администрации г. Тулы по доверенности ФИО3, представителя заинтересованного лица Министерства экономического развития Тульской области по доверенности ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-80/16 по административному исковому заявлению ФИО1, общества с ограниченной ответственностью «ШИК» к администрации муниципального образования г.Тула, Муниципальному казенному учреждению «Автохозяйство» о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления не действующим в части,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в дальнейшем с уточненным административным исковым заявлением, к администрации муниципального образования г.Тула, Муниципальному казённому учреждению «Автохозяйство» о признании нормативно-правового акта в части незаконным, указывая на то, что решением Тульской городской Думы от 22.04.2015 № 11/266 (ред. от 30.09.2015) «Об организации платных городских парковок в муниципальном образовании город Тула» утверждены Правила создания и пользования платными городскими парковками, методика расчета максимального размера платы за пользование платными городскими парковками (парковочными местами), территориальные зоны организации платных городских парковок, а также установлено, что размещение транспортных средств на парковочных местах платных городских парковок (пользование парковочными местами) в территориальных зонах организации платных городских парковок является платным с 15 сентября 2015 года.
В соответствии с пунктом 8, решение вступает в силу со дня его опубликования. Указанное Решение опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула (http://www.npacity.tula.ru) в сети Интернет 22.04.2015 года.
Изменения, внесенные решением Тульской городской Думы от 15.07.2015 года № 14/384, вступили в силу со дня его опубликования (опубликованы 16.07.2015 года на «Официальном сайте муниципального образования город Тула» http://www.npacity.tula.ru).
Изменения, внесенные решением Тульской городской Думы от 30.09.2015 года № 16/431, вступили в силу со дня его опубликования (опубликованы 30.09.2015 года на «Официальном сайте муниципального образования город Тула» http://www.npacity.tula.ru).
Правилами создания и пользования платными городскими парковками к полномочиям администрации муниципального образования город Тула отнесено: разработка и утверждение схемы организации платных городских парковок (п. 3.2.Правил); внесение в Тульскую городскую Думу проекта решения о создании и прекращении платной городской парковки на основании схемы организации платных городских парковок (п. 3.2.Правил).
Разделом 5 указанного Решения (ред. от 30.09.2015) установлен порядок создания платной городской парковки, в соответствии с которым, администрация муниципального образования город Тула: в соответствии с документами территориального планирования, с учетом параметров дорожной сети разрабатывает схему организации платных городских парковок (п. 5.1. Правил); вносит на рассмотрение Тульской городской Думы проект решения о создании (прекращении) платной городской парковки. Проект решения должен содержать сведения о месте расположения платной городской парковки, проектном количестве парковочных мест, выписку из схемы организации платных городских парковок, сроков начала функционирования платной городской парковки, другие материалы в соответствии с Регламентом Тульской городской Думы.
Реализуя предоставленные указанным Решением полномочия, администрацией муниципального образования город Тула принято Постановление администрации г. Тулы от 09.06.2015 года № 3141 «Об утверждении схемы платных городских парковок» (опубликованы 15.06.2015 года на «Официальном сайте администрации города Тула» http://www.tula.ru).
В последующем, в Постановление администрации г. Тулы от 09.06.2015 года №3141 были внесены изменения:
- постановлением администрации г. Тулы от 16.09.2015 г. №4841 «О внесении изменений в постановление администрации города Тулы от 09.06.2015 №3141», которым изложено в новой редакции название постановления, а также утверждена схема платных городских парковок с указанием резидентской парковочной зоны и приложение изложено в новой редакции (опубликовано 22.09.2015 года на «Официальном сайте администрации города Тула» http://www.tula.ru);
- постановлением администрации г. Тулы от 16.10.2015 г. №5356 «О внесении изменений в постановление администрации города Тулы от 09.06.2015 №3141», которым изложено в новой редакции приложение к постановлению, признан утратившим силу пункт 1.3.Постановления администрации г. Тулы от 16.09.2015 г. №4841 (опубликовано 22.09.2015 года на «Официальном сайте администрации города Тула» http://www.ru).
30.06.2015 года администрацией муниципального образования город Тула принято Постановление администрации г. Тулы от 30.06.2015 г. №3507 «О создании и об использовании платных городских парковок (парковочных мест) в муниципальном образовании город Тула» (опубликованы 06.07.2015 года на «Официальном сайте администрации города Тула» http://www.tula.ru).
Указанным решением постановлено создать платные городские парковки (парковочные места) в муниципальном образовании г. Тулы по адресам, указанным в схеме платных городских парковок (парковочных мест) в муниципальном образовании г. Тула согласно приложению, установлен срок начала функционирования парковок и время действия платного периода пользования парковок.
В последующем, в Постановление администрации г. Тулы от 30.06.2015 года №3507 были внесены изменения:
- постановлением администрации г. Тулы от 01.09.2015 г. № 4534 «О внесении изменений в постановление администрации города Тулы от 30.06.2015 №3507», которым изложен в новой редакции пункт 2.1. постановления (срок начала функционирования платных парковок установлен с 15.10.2015) (опубликовано 09.09.2015 года на «Официальном сайте администрации города Тула» http://www.tula.ru);
- постановлением администрации г. Тулы от 16.09.2015 г. №4842 «О внесении изменений в постановление администрации города Тулы от 30.06.2015 №3507», которым изложены в новой редакции пункт 1 постановления и приложение к нему (опубликовано 22.09.2015 года на «Официальном сайте администрации города Тула» http://www.tula.ru);
- постановлением администрации г. Тулы от 01.10.2015 г. №5131 «О внесении изменений в постановление администрации города Тулы от 30.06.2015 №3507», которым изложен в новой редакции пункт 2.2. постановления (изменено время платного пользования парковками) (опубликовано 06.10.2015 года на «Официальном сайте администрации города Тула» http://www.tula.ru);
- постановлением администрации г. Тулы от 16.10.2015 г. №5359 «О внесении изменений в постановление администрации города Тулы от 30.06.2015 №3507», которым изложено в новой редакции приложение к постановлению и признан утратившим силу, пункт 1.2. Постановления администрации г. Тулы от 16.09.2015 г. №4842 (опубликовано 21.10.2015 года на «Официальном сайте администрации города Тула» http://www.tula.ru).
Изначально указанные решения администрации города Тулы (Постановление администрации г. Тулы от 09.06.2015 года №3141 и Постановление администрации г. Тулы от 30.06.2015 г. №3507) не содержали привязки парковочных мест к жилым домам, то есть четко определить, где находится тот или иной участок парковки было невозможно.
Из действующих редакций от 16.10.2015 года Постановления администрации г. Тулы от 09.06.2015 года №3141 и Постановления администрации г. Тулы от 30.06.2015 года №3507 усматривается, что в схему платных городских парковок включены парковки:
- часть автомобильной дороги, имеющей адресный ориентир: <адрес> от <адрес> до <адрес> (слева) (№) с количеством парковочных мест - <данные изъяты>, в том числе для инвалидов - <данные изъяты> бесплатно. Перечень жилых домов в квартале: <адрес>, №, <адрес> (парковка №) (абзац 2 пункта 48 Приложения к Постановлению администрации г. Тулы от 16.10.20145 года № 5356);
- часть автомобильной дороги, имеющей адресный ориентир: <адрес> от <адрес> до <адрес> (слева) (№ с количеством парковочных мест - <данные изъяты>, в том числе для инвалидов - <данные изъяты> бесплатно. Перечень жилых домов в квартале: <адрес>.(парковка №) (абзац 1 пункта 55 Приложения к Постановлению администрации г. Тулы от 16.10.20145 года № 5356).
Названные Постановления не были опубликованы в официальных печатных изданиях г. Тулы, а доведены до сведения граждан на официальном сайте муниципального образования г. Тула (http://npacity.tula.ru) в сети Интернет и размещены на официальном сайте администрации г. Тулы (http://www.tula.ru).
После внесения изменений 16.10.2015 г. в Постановления администрации г. Тулы от. 09.06.2015 года №3141 и от 30.06.2015 года №3507 стало известно о том, что платная парковочная зона № будет располагаться по вышеописанному адресу по <адрес> напротив домов №, платная парковочная зона № будет располагаться по вышеописанному адресу по <адрес> напротив домов по <адрес>.
Постановления администрации г. Тулы от 09.06.2015 года №3141 и от 30.06.2015года №3507 в редакции от 16.10.2015 года в части в абзацев 2 пунктов 48, которыми в схему платных городских парковок включена парковка №, абзацев 1 пунктов 55, которыми в схему платных городских парковок включена парковка №, являются незаконными и нарушающими права административных истцов.
ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр объектов недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование: для временного размещения некапитального объекта: ночная автопарковка с режимом работы с 20.00 до 8.00 час, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир строение. Участок находится примерно в <данные изъяты> м от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок был предоставлен министерством имущественных и земельных отношений Тульской области по договору аренды № Обществу с ограниченной ответственность «ШИК» для временного размещения некапитального объекта: автостоянка. Договор прошел государственную регистрацию, о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ внесена в ЕГРП запись №.
ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр объектов недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование: временное размещения некапитального объекта: (автопарковка), местоположение: <адрес>, между <адрес> и <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок был предоставлен министерствомимущественных и земельных отношений <адрес> по договору аренды № обществу с ограниченной ответственность «ШИК» для размещения временного некапитального объекта: автопарковка. Договор прошел государственную регистрацию, о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ внесена в ЕГРП запись №.
ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр объектов недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование: для временного размещения некапитального объекта (автопарковка), местоположение: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок был предоставлен министерством имущественных и земельных отношений <адрес> договором аренды № ИП ФИО1 для временного размещения некапитального объекта: автопарковка. Договор прошел государственную регистрацию, о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ внесена в ЕГРП запись №.
Указанные договоры до настоящего времени не расторгнуты, ООО «ШИК» и ИП ФИО1 продолжают пользоваться соответствующими земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена и полномочия по распоряжению которыми осуществляет Тульская область, ООО «ШИК» - с кадастровыми номерами №, №, ИП ФИО1 - с кадастровым номером № в соответствии с их разрешенным использованием, осуществляя предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по хранению автотранспорта на автостоянках.
Расположение парковки № и парковки №, включенных в схему платных городских парковок, совпадает с местоположением земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, используемых соответственно обществом с ограниченной ответственность «ШИК» и ИП ФИО1 по договорам аренды.
Это подтверждается сравнением данных открытых источников: сведений Публичной кадастровой карты Росреестра (maps.rosreestr.ru) о кадастровых кварталах № и №, а также данными сайта Парковочное пространство Тулы (tulaparking.ru) в части карты парковок.
ДД.ММ.ГГГГ на названных выше территориях была установлены таблички с указанием платной парковочной зоны г. Тулы № и №.
Таким образом, принятые администрацией муниципального образования город Тула Постановления администрации г. Тулы от 09.06.2015 года №3141 и от 30.06.2015 года №3507 в редакции от 16.10.2015 года в части абзацев 2 пунктов 48, которым в схему платных городских парковок включена парковка №, абзацев 1 пунктов 55, которым в схему платных городских парковок включена парковка №2039, являются незаконными и нарушающими права ООО «ШИК» и ИП ФИО1, так как фактически администрация муниципального образования город Тула распорядилась земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, право муниципальной собственности на которые не зарегистрировано, нарушив, в том числе нормы статьи 209 ГК РФ.
Названные решения в указанной части создают препятствия ООО «ШИК» и ФИО1 в реализации прав, предоставленных статьей 606 ГК РФ на получение доходов, полученных арендатором в результате использования арендованного имущества в соответствии с договором, являющихся его собственностью. Так, в соответствии с нормами указанных решений, жители близлежащих домов получают право на бесплатное размещение автотранспорта на арендованных участках.
Полагают, что принятое администрацией муниципального образования город Тула решение в форме Постановления администрации г. Тулы от 09.06.2015 года №3141 и от 30.06.2015 года №3507 в редакции от 16.10.2015 года в части абзацев 2 пунктов 48, которым в схему платных городских парковок включена парковка №, абзацев 1 пунктов 55, которым в схему платных городских парковок включена парковка № незаконно, так как противоречит муниципальному нормативному правовому акту - Решению Тульской городской Думы от 22.04.2015 № 11/266 (ред. от 30.09.2015) «Об организации платных городских парковок в муниципальном образовании город Тула».
На основании чего просят признать Постановления администрации г. Тулы от 09.06.2015 года №3141 и от 30.06.2015 года №3507 в редакции от 16.10.2015 года в части в абзаца 2 пунктов 48 указанных постановлений, которыми в схему платных городских парковок включена парковка №, абзацев 1 пунктов 55 указанных постановлений, которыми в схему платных городских парковок включена парковка №, незаконными.
В процессе рассмотрения дела административный истец ФИО1 и его представитель по доверенности ФИО2, уточнили исковые требования, просили признать незаконным постановление администрации г.Тулы от 09.06.2015 года №3141 и от 30.06.2015 года №3507, в редакции от 16.10.2015 года, в части абзаца 2 пунктов 48, которыми в схему платных городских парковок (парковка №), абзацев 1 пунктов 55, которыми в схему платных городских парковок (парковка №), включены земельные участки:
- с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., почтовый адрес ориентира: <адрес>;
- с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., месторасположение: <адрес>, между <адрес> и <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., месторасположение: <адрес>.
Определением суда от 23.11.2015 года к участию в деле в качестве административного соистца привлечено ООО «ШИК».
В процессе рассмотрения дела административный истец ФИО1, являющийся также представителем ООО «ШИК», и его представитель по доверенности ФИО2, уточнили заявленные требования, по уточненным требованиям просили суд признать недействующими, с момента принятия, Постановления администрации г.Тулы от 09.06.2015 года №3142 и от 30.06.2015 года №3507, в редакции от 16.10.2015 года, в части абзаца 2 пункта 48, абзаца 1 пункта 55, которыми в схему платных городских парковок (парковка №), включены земельные участки:
- с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., почтовый адрес ориентира: <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., месторасположение: <адрес>, между <адрес> и <адрес>;
- с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., месторасположение: <адрес>.
Административный истец ФИО1, являющийся также представителем ООО «ШИК», представитель административного истца ФИО1 и ООО «ШИК» по доверенности ФИО2 заявленные требования с учетом уточнения поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика администрации г. Тулы по доверенности ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования не признал, по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление, указал на то, что к парковке № относится часть автомобильной дороги, имеющей адресный ориентир: <адрес> от <адрес> до <адрес> (слева) (№). Количество парковочных мест – <данные изъяты> в том числе для инвалидов – <данные изъяты> бесплатно. Однако в указанную парковочную зону помимо земельных участков, находящихся в аренде у заявителя (кадастровые номера №, №) входит часть автомобильной дороги с девятью парковочными местами, в том числе для инвалидов – <данные изъяты> бесплатно. Таким образом, в случае признания абз. 2 п. 48, абз. 1 п. 50 приложений к Постановлению администрации г.Тулы от 09.06.2015 года № 3141 и от 30.06.2015 года № 3507 – незаконными – это нарушит права и законные интересы администрации г.Тулы и жителей города, кроме того администрацией г.Тулы было направлено письмо в Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области для расторжения договоров аренды 3 учтенных участков по <адрес>, расположенных по адресам: <адрес>, между <адрес> и <адрес> (№ и <адрес> (№ и №). На данных участках имеется местное уширение проезжей части, в котором проектом организации дорожного движения предусмотрено платное парковочное пространство. Исключение данных участков улично-дорожной сети из зоны платного парковочного пространства не позволяет в полной мере реализовать концепцию, а также ограничивает права резидентов на бесплатное размещение транспортных средств внутри квартала. Также арендатором не соблюдается п. 6.1.3 договора аренды. В настоящее время Министерством экономического развития Тульской области в адрес ООО «ШИК» и ИП ФИО1 направлены предупреждения о расторжении договоров аренды земельных участков. Кроме того, земельные участки, переданные в аренду ООО «ШИК» и ИП ФИО1 принадлежат муниципальному образованию город Тула в силу закона. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ№ автомобильная дорога <адрес>, протяженностью № кв.м (начальная точка от пересечения <адрес>, конечная точка до пересечения <адрес>) является собственностью муниципального образования <адрес>. Следовательно, Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области неправомерно распорядилось вышеуказанными земельными участками, передав их в аренду ООО «ШИК» и ИП ФИО1 и договоры аренды являются ничтожными в силу закона.
Представитель административного ответчика МКУ «Автохозяйство» по доверенности ФИО5 в судебное заседание не явился, в переданном ходатайстве начальник МКУ «Автохозяйство» ФИО6 просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя МКУ «Автохозяйство». Ранее, в процессе рассмотрения дела в суде, представитель административного ответчика МКУ «Автохозяйство» по доверенности ФИО5 административное исковое заявление не признал, поддержал доводы, изложенные представителем администрации, просил отказать в их удовлетворении.
Представитель заинтересованного лица Министерства экономического развития Тульской области по доверенности ФИО4 административное исковое заявление не признал, просил отказать в их удовлетворении.
В силу положений ч. 5 ст. 213 Кодекса административного судопроизводства РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика МКУ «Автохозяйство».
Суд, выслушав объяснения сторон, заключение помощника прокурора г. Тулы Желтевской О.В. полагавшей заявленные требования ФИО1 и ООО «ШИК» подлежащими удовлетворению в полном объеме, исследовав письменные доказательства по делу, надзорное производство прокуратуры г. Тулы № по заявлению ООО «ШИК», приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ч. 7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Как указано в ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии со ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в пунктах 17 и 18 Постановления от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Закона № 131 -ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Согласно статье 4 названного Федерального закона законодательство об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Законы субъектов Российской Федерации должны соответствовать указанному Федеральному закону, другим федеральным законам, принятым в соответствии с ними указам Президента Российской Федерации, нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации.
На основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Статьей 12 этого же Федерального закона установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к числу которых отнесено принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, и о прекращении такого использования (пункт 3.1); установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (пункт 3.2); установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения (пункт 3.3).
В силу подп. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 4 указанного Федерального закона органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 11 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы.
Из изложенного выше следует, что принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе парковок (парковочных мест), а также определение порядка и условий оплаты за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В целях развития транспортной системы в муниципальном образовании город Тула, создания единого парковочного пространства города, на основании статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава муниципального образования город Тула, Тульская городская Дума решением от 22.04.2015 № 11/266 «Об организации платных городских парковок в муниципальном образовании город Тула» утвердила Правила создания и пользования платными городскими парковками, Методику расчета максимального размера платы за пользование платными городскими парковками (парковочными местами), Территориальные зоны организации платных городских парковок.
В соответствии с пунктом 8, решение вступает в силу со дня его опубликования. Указанное Решение опубликовано на официальном сайте муниципального образования город Тула (http://www.npacity.tula.ru) в сети Интернет 22.04.2015 года.
В соответствии с п. 1.3 Правил создания и пользования платными городскими парковками платная парковка (парковочное место) - специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, находящихся в собственности муниципального образования город Тула, и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе по решению администрации города Тулы.
К территории платной городской парковки относится весь участок улично-дорожной сети, обозначенный соответствующими дорожными знаками и разметкой, предусмотренными Правилами дорожного движения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (п.1.5 Правил создания и пользования платными городскими парковками).
Правилами создания и пользования платными городскими парковками к полномочиям администрации муниципального образования город Тула отнесено: разработка и утверждение схемы организации платных городских парковок (п. 3.2.Правил); на основании схемы организации платных городских парковок принятие решения о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования (п. 3.3 Правил); внесение в Тульскую городскую Думу проекта решения о создании и прекращении платной городской парковки на основании схемы организации платных городских парковок (п. 3.4.Правил).
В соответствии с п. 5.1 Правил создания и пользования платными городскими парковками администрация муниципального образования город Тула в соответствии с документами территориального планирования, с учетом параметров дорожной сети разрабатывает схему организации платных городских парковок.
Согласно п. 5.3 Правил создания и пользования платными городскими парковками администрация муниципального образования город Тула принимает решение о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования в форме постановления. Постановление о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, должно содержать сведения о месте расположения платной городской парковки, проектном количестве парковочных мест, сроках начала функционирования платной городской парковки.
Реализуя предоставленные решением Тульской областной Думы от 22.04.2015 № 11/266 «Об организации платных городских парковок в муниципальном образовании город Тула» полномочия, администрацией муниципального образования город Тула принято Постановление администрации г. Тулы от 09.06.2015 года № 3141 «Об утверждении схемы платных городских парковок с указанием резидентской парковочной зоны».
Данное постановление опубликовано 15.06.2015 года на «Официальном сайте муниципального образования город Тула» http://www.npacity.tula.ru.
Также 30.06.2015 года администрацией муниципального образования город Тула принято Постановление администрации г. Тулы от 30.06.2015 г. №3507 «О создании и об использовании платных городских парковок (парковочных мест) в муниципальном образовании город Тула».
Данное постановление опубликовано 06.07.2015 года на «Официальном сайте муниципального образования город Тула» http://www.npacity.tula.ru.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» виды, порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов определяются уставом муниципального образования.
В соответствии со ст. 65 Устава муниципального образования город Тула муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном настоящим Уставом, одновременно на всей территории муниципального образования город Тула. Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу со дня их официального опубликования, если иное не предусмотрено настоящим Уставом.
Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат подписанию и опубликованию в течение 10 дней со дня их принятия. Официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов считается первое размещение (опубликование) их полного текста на официальном сайте муниципального образования город Тула в сети «Интернет» по адресу: http://www.npacity.tula.ru. Муниципальные нормативные правовые акты могут быть также опубликованы (обнародованы) в средствах массовой информации, по телевидению, радио, разосланы соответствующим органам местного самоуправления и другим организациям.
Согласно статье 2 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 20.12.1991 года № 2124-1 под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).
Под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом. Таким образом, к периодическим средствам массовой информации, в которых могут быть опубликованы нормативные правовые акты, также отнесено сетевое издание.
Постановление администрации г. Тулы от 09.06.2015 года № 3141 «Об утверждении схемы платных городских парковок с указанием резидентской парковочной зоны» и постановление администрации г. Тулы от 30.06.2015 г. №3507 «О создании и об использовании платных городских парковок (парковочных мест) в муниципальном образовании город Тула» являются муниципальными нормативными правовыми актами администрации г. Тулы, принятыми в пределах компетенции и полномочий администрации г. Тулы.
Ознакомление с данными постановлениями администрации г. Тулы является бесплатным и общедоступным для любого заинтересованного лица. Порядок опубликования оспариваемых муниципальных нормативных правовых актов администрации г. Тулы соблюден.
В Постановлении администрации г. Тулы от 30.06.2015 г. №3507 «О создании и об использовании платных городских парковок (парковочных мест) в муниципальном образовании город Тула» указано создать платные городские парковки (парковочные места) в муниципальном образовании город Тула по адресам и в проектном количестве парковок (парковочных мест), определенных «Схемой платных городских парковок с указанием резидентской парковочной зоны», утвержденной Постановлением администрации города Тулы от 09.06.2015 года № 3141 (приложение).
В соответствии с п. 2.1 Постановления администрации г. Тулы от 30.06.2015 г. №3507 срок начала функционирования платных городских парковок (парковочных мест) в муниципальном образовании город Тула по адресам, указанным в схеме платных городских парковок (парковочных мест) в муниципальном образовании город Тула - 15.10.2015 года.
Согласно п. 2.2 Постановления администрации г. Тулы от 30.06.2015 г. №3507 время действия платного пользования парковочных мест платных городских парковок в муниципальном образовании город Тула с 09:00 до 19:00 с понедельника по пятницу (включительно), за исключением выходных и официально объявленных праздничных дней.
Из постановлений администрации г. Тулы от 09.06.2015 года №3141 и от 30.06.2015 года №3507 усматривается, что в схему платных городских парковок включены парковки:
- часть автомобильной дороги, имеющей адресный ориентир: <адрес> от <адрес> до <адрес> (слева) (№) с количеством парковочных мест - <данные изъяты> в том числе для инвалидов - 4 бесплатно. Перечень жилых домов в квартале: <адрес>, №, <адрес> (парковка №) (абзац 2 пункта 48 Приложения к Постановлению администрации г. Тулы от 09.06.2015 года № 3141 и к Постановлению администрации г. Тулы от 30.06.2015 года № 3507 (в редакции от 16.10.2015 года);
- часть автомобильной дороги, имеющей адресный ориентир: <адрес> от <адрес> до <адрес> (слева) (№) с количеством парковочных мест - <данные изъяты> в том числе для инвалидов - <данные изъяты> бесплатно. Перечень жилых домов в квартале: <адрес> (парковка №) (абзац 1 пункта 55 Приложения к Постановлению администрации г. Тулы от 09.06.2015 года № 3141 и к Постановлению администрации г. Тулы от 30.06.2015 года № 3507 (в редакции от 16.10.2015 года).
Административные истцы ФИО1 и ООО «ШИК», обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, ссылаются на то, что Постановления администрации г. Тулы от 09.06.2015 года №3141 и от 30.06.2015года №3507 в редакции от 16.10.2015 года в части в абзаца 2 пункта 48, которым в схему платных городских парковок включена парковка №, абзаца 1 пункта 55, которым в схему платных городских парковок включена парковка №, нарушают их права, поскольку расположение парковки № и парковки №, включенных в схему платных городских парковок, совпадает с местоположением земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, используемых обществом с ограниченной ответственность «ШИК» и ИП ФИО1 на основании договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с их разрешенным использованием, для осуществляя предпринимательской деятельности по оказанию услуг по хранению автотранспорта на автостоянках.
Проверяя данные доводы судом установлено следующее.
В соответствии с Земельным кодексом РФ к основным принципам земельного законодательства отнесены:
- разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (абз. 9 п. 1 ст. 1 ЗК РФ);
- сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (абз. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).
Статьей 16 ЗК РФ предусмотрено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Как предусмотрено ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Статьей 1 Закона Тульской области от 20.11.2014 года № 2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области» с 01.01.2015 года установлено, что правительство Тульской области осуществляет следующие полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула:
1) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
2) осуществление муниципального земельного контроля в границах муниципального образования.
До 31.12.2014 года действовал Закон Тульской области от 10.12.2008 года № 1168-ЗТО (ред. от 01.02.2012) «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле» в ч. 1 ст. 1 которого было указано, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле в случаях предоставления земельных участков для целей строительства объектов капитального строительства, в том числе для индивидуального жилищного строительства, а также для комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется правительством Тульской области, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В ч. 3 ст. 1 указанного Закон Тульской области от 10.12.2008 года № 1168-ЗТО отражено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, за исключением случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется уполномоченным органом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр объектов недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир строение, участок находится примерно в <данные изъяты> м от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес ориентира: <адрес> разрешенное использование: для временного размещения некапитального объекта: ночная автопарковка с режимом работы с 20.00 до 8.00 час, сведения о правах отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок был предоставлен Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области по договору аренды № Обществу с ограниченной ответственность «ШИК» для временного размещения некапитального объекта: автостоянка (разрешенное использование: для временного размещения некапитального объекта: ночная автопарковка с режимом работы с 20.00 до 8.00 час.), что подтверждается договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, со сроком действия – на <данные изъяты> года (п.п. 1.1, 2.1 договора).
Договор прошел государственную регистрацию, о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ внесена в ЕГРП запись №.
Судом установлено, что ранее данный земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., также предоставлялся в аренду ООО «ШИК» для временного размещения некапитального объекта: ночная автопарковка с режимом работы с 20.00 час. до 8.00 час., на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации города Тулы и ООО «ШИК», на основании постановления Главы города Тулы от 31.10.2005 года № 1952 (с внесенными изменениями постановлением Главы администрации города Тулы от 25.12.2006 года № 3414).
При этом Управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы Обществу с ограниченной ответственностью «ШИК» были выданы: разрешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ, разрешение на ввод в эксплуатацию некапитального объекта № от ДД.ММ.ГГГГ, которыми разрешалось временное размещение некапитального объекта (ночная автопарковка).
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр объектов недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование: временное размещения некапитального объекта: (автопарковка), местоположение: <адрес>, между <адрес> и <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, сведения о правах отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок был предоставлен Министерствомимущественных и земельных отношений Тульской области по договору аренды № обществу с ограниченной ответственность «ШИК» для размещения временного некапитального объекта: автопарковка (разрешенное использование: временное размещения некапитального объекта: (автопарковка), что подтверждается договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком действия – на <данные изъяты> лет (п.п. 1.1, 2.1 договора).
Договор прошел государственную регистрацию, о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ внесена в ЕГРП запись №.
Данный земельный участок ранее также предоставлялся в аренду ООО «ШИК» для размещения временного некапитального объекта: автопарковка, что подтверждается договором аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между министерством имущественных и земельных отношений Тульской области и ООО «ШИК».
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № № было удовлетворено заявление ООО «ШИК» об обязании Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области обеспечить изготовление и выдачу схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории земельного участка, расположенного в городе Туле по <адрес>, между <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м, для размещения автопарковки.
Указанная схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории была разработана и утверждена постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ№.
Распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ№ из земель населенных пунктов вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., предоставлен ООО «ШИК» в аренду для размещения временного некапитального объекта (автопарковка).
Также судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр объектов недвижимости внесены сведения о земельном участке с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., разрешенное использование: для временного размещения некапитального объекта (автопарковка), местоположение: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, сведения о правах отсутствуют.
ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок был предоставлен Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области по договору аренды № ИП ФИО1 для временного размещения некапитального объекта: автопарковка, что подтверждается договором аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком действия – на <данные изъяты> года (п.п. 1.1, 2.1 договора).
Договор прошел государственную регистрацию, о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ внесена в ЕГРП запись №
При этом постановлением администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ№ была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории.
На основании ранее действовавшего Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного Постановлением правительства Тульской области от 28.09.2011 года № 6, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах муниципального образования город Тула, в пределах полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, постановлениями правительства Тульской области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тульской области, указами губернатора Тульской области и постановлениями правительства Тульской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти Тульской области. Также в целях реализации Закона Тульской области от 10 декабря 2008 года №1168-ЗТО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле», в соответствии со статьей 34 Устава Тульской области администрация Тульской области своим постановлением от 24.12.2008 № 874 (ред. от 19.11.2013) «О реализации Закона Тульской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле», действующим до 01.01.2015 года, определила министерство имущественных и земельных отношений Тульской области органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Тульской области - городе Туле, за исключением случаев, в которых распоряжение указанными земельными участками осуществляет правительство Тульской области.
Судом достоверно установлено, что на момент принятия оспариваемых постановлений администрацией города Тулы, вышеуказанные договоры аренды являлись действующими. Доказательств обратного суду не представлено и в процессе рассмотрения дела не добыто.
Более того, на момент рассмотрения данного спора земельные участки с кадастровыми номерами №, № находятся в пользовании ООО «ШИК», а земельный участок с кадастровым номером № находиться в пользовании ИП ФИО1 на правах аренды в соответствии с их разрешенным использованием. На данных земельных участках административные истцы продолжают осуществлять предпринимательскую деятельность по оказанию услуг по хранению автотранспорта на автостоянках.
Расположение парковки № и парковки №, включенных в схему платных городских парковок, совпадает с местоположением земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, используемых соответственно обществом с ограниченной ответственность «ШИК» и ИП ФИО1 на основании договоров аренды. Аналогичные части автомобильной дороги включены в схему платных городских парковок с указанием резидентской парковочной зоны.
Как следует из надзорного производства прокуратуры г. Тулы № прокуратурой города Тулы по обращению ООО «ШИК» проведена проверка исполнения администрацией города Тулы законодательства в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
По результатам проведенной проверки прокуратурой города Тулы установлено, что расположение парковок №№, №, включенных в Схему, совпадает с месторасположением земельных участков с кадастровыми номерами № и №, используемых ООО «Шик» в соответствии с договорами аренды с целью осуществления предпринимательской деятельности. Включение в Схему платных городских парковок, утвержденную постановлением администрации г. Тулы от 09.06.2015 № 3141, Схему платных городских парковок с указанием резидентской парковочной зоны, утвержденную постановлением администрации города Тулы от 30.06.2015 № 3507, пунктов 48, 55 в вышеуказанной части создают ООО «Шик» административные барьеры для ведения предпринимательской деятельности в сфере эксплуатации стоянок автотранспортных средств, нарушают права владения и пользования арендованными земельными участками.
Прокуратурой города Тулы установлено, что причинами выявленных нарушений является ненадлежащее исполнение должностными лицами администрации города Тулы, возложенных федеральным законодательством обязанностей в части формирования схемы платных городских парковок.
В связи с этим прокуратурой города Тулы вынесено Представление об устранении нарушений прав субъектов малого и среднего предпринимательства от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым:
- безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участиемпредставителя прокуратуры города Тулы, заблаговременно уведомив о дате ивремени рассмотрения;
- в установленный законом месячный срок принять меры к устранению указанных выше нарушений закона, в том числе подготовить доДД.ММ.ГГГГ проекты постановлений администрации города Тулы «О внесенииизменений в постановление администрации города Тулы от 09.06.2015 № 3141 «Об утверждении схемы платных городских парковок», «О внесенииизменений в постановление администрации г. Тулы от 30.06.2015 № 3507 «Осоздании и об использовании платных городских парковок (парковочныхмест) в муниципальном образовании город Тула»;
- за допущенные нарушения закона в области использованияавтомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, выразившиеся в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей, привлечь соответствующих лиц управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы (в настоящее время - управление городского хозяйства администрации города Тулы) к дисциплинарной ответственности. Копию решения о наказании представить в прокуратуру города.
Данное представление прокурора города Тулы было рассмотрено администрацией города Тулы с участием помощника прокурора города Тулы О.В. Желтевской о чем было сообщено письмом администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ№ из которого следует, что при установлении факта, что земельные участки с кадастровыми номерами № и № находятся в ведении третьих лиц, администрацией города Тулы было направлено письмо в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области для расторжения договоров аренды 3-х учтенных участков по <адрес>, расположенных по адресам: <адрес>, между <адрес> и <адрес>№), г, Тула, <адрес> (№ и №). В свою очередь, министерство имущественных и земельных отношений <адрес> направило информацию в адрес администрации города Тулы о том, что в настоящий момент у министерства отсутствуют правовые основания для расторжения вышеуказанных договоров аренды земельных участков. Исходя из изложенного, администрацией города Тулы подготовлены проекты постановлений администрации города Тулы с соответствующими изменениями в постановление администрации города Тулы от 09.06.2015 № 3141 «Об утверждении схемы платных городских парковок с указанием резидентской парковочной зоны» и постановление администрации города Тулы от 30.06.2015 № 3507 «О создании и об использовании платных городских парковок (парковочных мест) в муниципальном образовании город Тула», предусматривающие исключение данных участков из схемы платных городских парковок города Тулы.
Однако, на момент рассмотрения данного дела в суде, изменения в оспариваемые постановления администрацией города Тулы внесены не были.
Как следует из пояснений представителя администрации города Тулы согласно абзацу 2 пунктов 48 приложений к постановлениям администрации города Тулы от 09.06.2015 года № 3141 и от 30.06.2015 года №3507 к парковке № относится часть автомобильной дороги, имеющей адресный ориентир: <адрес> от <адрес> до <адрес> (слева) (№). Количество парковочных мест - <данные изъяты> в том числе для инвалидов - <данные изъяты> бесплатно. Однако в указанную парковочную зону, помимо земельных участков, находящихся в аренде у Заявителя (кадастровые номера №, №), входит часть автомобильной дороги с девятью парковочными местами, в том числе для инвалидов - одно бесплатно.
Доводы представителя административного ответчика администрации города Тулы в части того, что размещение зоны платного парковочного пространства на земельном участке с кадастровым номером №, не нарушает права ООО «ШИК», поскольку земельный участок с кадастровым номером № предоставлен в аренду для временного размещения некапитального объекта: автостоянка (разрешенное использование: для временного размещения некапитального объекта: ночная автопарковка с режимом работы с 20.00 час, до 8.00 час), а парковочное пространство в городе Туле функционирует на платной основе с режимом работы парковки на платной основе ежедневно с 9-00 до 19-00, за исключением выходных и праздничных дней, заслуживают внимание.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, был предоставлен Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области по договору аренды № Обществу с ограниченной ответственность «ШИК» для временного размещения некапитального объекта: автостоянка (разрешенное использование: для временного размещения некапитального объекта: ночная автопарковка с режимом работы с 20.00 до 8.00 час.).
В соответствии с п. 2.2 Постановления администрации г. Тулы от 30.06.2015 № 3507 (ред. от 16.10.2015) «О создании и об использовании платных городских парковок (парковочных мест) в муниципальном образовании город Тула» время действия платного пользования парковочных мест платных городских парковок в муниципальном образовании город Тула с 09:00 до 19:00 с понедельника по пятницу (включительно), за исключением выходных и официально объявленных праздничных дней.
Принимая во внимание время действия платного пользования парковочных мест платных городских парковок в муниципальном образовании город Тула - с 09:00 до 19:00, и разрешенное использование арендуемого ООО «ШИК» земельного участка с кадастровым номером № - ночная автопарковка с режимом работы с 20.00 до 8.00 час., суд приходит к выводу, что оспариваемые административным истцом постановления администрации города Тулы не нарушаю права ООО «ШИК» в части использования данного земельного участка с кадастровым номером № в соответствии с условиями договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№.
В силу ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка (пп. 2 п. 1); действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пп. 4 п. 2).
Доводы представителя администрации <адрес> о том, что автомобильная дорога <адрес>, назначение: объект автомобильного транспорта, протяженностью <данные изъяты> м, зарегистрирована по праву собственности за муниципальным образованием <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, не имеют правового значения для разрешения данного спора, поскольку на момент принятия оспариваемых постановлений администрации города Тулы вышеуказанные договоры аренды земельных участков, заключенные между Министерством имущественных и земельных отношений Тульской области и ООО «ШИК» и ИП ФИО1, являлись действующими, и на момент рассмотрения данного спора данные договоры не оспорены и не расторгнуты, а земельные участки находятся в пользовании арендатора. Доказательств обратного суду не представлено и в процессе рассмотрения дела не добыто.
Кроме того, администрацией г. Тулы земельный участок - автомобильная дорога <адрес>, назначение: объект автомобильного транспорта, протяженностью <данные изъяты>, не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет.
Установив, что земельные участки с кадастровыми номерами № (<адрес>, между <адрес> и <адрес>), № (<адрес>), на момент принятия оспариваемых постановлений администрации г. Тулы от 09.06.2015 года №3141 и от 30.06.2015 года №3507, находились в пользовании на праве аренды у ООО «ШИК» и ИП ФИО1, и на момент вынесения данного решения продолжают находиться в пользовании указанных арендаторов, а расположение парковок №№, включенных в Схему платных городских парковок, совпадает с месторасположением данных земельных участков, используемых ООО «Шик» и ИП ФИО1 в соответствии с договорами аренды, суд приходит к выводу, что включение в Схему платных городских парковок, утвержденную постановлением администрации г. Тулы от 09.06.2015 № 3141, Схему платных городских парковок с указанием резидентской парковочной зоны, утвержденную постановлением администрации города Тулы от 30.06.2015 № 3507, пунктов 48, 55 в вышеуказанной части, создают ООО «Шик» и ИП ФИО1 препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности и нарушают права владения и пользования арендованными земельными участками.
Таким образом, суд приходит к выводу, что имеются правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1, общества с ограниченной ответственностью «ШИК» к администрации муниципального образования г.Тула, Муниципальному казенному учреждению «Автохозяйство» о признании нормативно-правового акта органа местного самоуправления не действующим в части – удовлетворить частично.
Признать недействующим со дня принятия:
- абзац второй пункта 48 Постановления администрации г. Тулы от 09.06.2015 года №3141 «Об утверждении схемы платных городских парковок с указанием резидентской парковочной зоны», в редакции от 16.10.2015 года, и от 30.06.2015 года №3507 «О создании и об использовании платных городских парковок (парковочных мест) в муниципальном образовании город Тула» в редакции от 16.10.2015 года, в части включения в схему платных городских парковок (парковка №) земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., месторасположение: <адрес>;
- абзац 1 пункта 55 Постановления администрации г. Тулы от 09.06.2015 года №3141 «Об утверждении схемы платных городских парковок с указанием резидентской парковочной зоны», в редакции от 16.10.2015 года, и от 30.06.2015 года №3507 «О создании и об использовании платных городских парковок (парковочных мест) в муниципальном образовании город Тула» в редакции от 16.10.2015 года, в части включения в схему платных городских парковок (парковка №) земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., месторасположение: <адрес>, между <адрес> и <адрес>.
В удовлетворении остальной части требований ФИО1, общества с ограниченной ответственностью «ШИК» отказать.
После вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в течение одного месяца на официальном сайте муниципального образования <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы и апелляционного представления через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме изготовлено 27.01.2016 года
Судья: