Дело № 2а-405/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«19» октября 2016 года <...> Мамонтовского района
Алтайского края
Мамонтовский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего: Корякиной Т.А.
при секретаре: Неверовой О.Н.,
с участием административных истцов: ФИО1, А.Г.Махонько, ФИО2
представителя административных ответчиков: ФИО5,
заинтересованных лиц: ФИО7, ФИО11, ФИО12
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО13, ФИО2 к <данные изъяты> Совету народных депутатов Алтайского края, Администрации <данные изъяты> Алтайского края о признании действий незаконными и отмене решений о досрочном прекращении полномочий депутатов
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы ФИО1, ФИО13, ФИО2 обратились в Мамонтовский районный суд Алтайского края к <данные изъяты> Совету Народных депутатов ФИО9 края, ФИО6<адрес>ФИО9 края о признании действий незаконными и отмене решений о досрочном прекращении полномочий депутатов, в обоснование требований указав, что они
14 октября 2012 года, на муниципальных выборах, избраны депутатами Мамонтовского районного Совета народных депутатов Алтайского края, сроком на 5 лет.
ДД.ММ.ГГГГ, решениями Мамонтовского районного Совета народных депутатов №, № досрочно прекращены их полномочия депутатов ФИО10<адрес> Совета народных депутатов Алтайского края в связи с неисполнением предусмотренной федеральным законодательством обязанности предоставить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Они считают вышеуказанные решения ФИО10<адрес> Совета народных депутатов ФИО9 края незаконными и необоснованными. Они лишены права исполнять свои депутатские полномочия и являться полномочными представителями избирателей, проживающих на территории соответствующего избирательного округа в течение пяти лет с момента избрания, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ
Прокурор района не предпринимал мер к ФИО6<адрес> ФИО14, районному Совету народных депутатов, направленных на принятие Положения о порядке предоставления лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сведений, а также создать и утвердить комиссию по проверке поданных депутатами сведений о своих доходах. Этого не было сделано ни на районной сессии ДД.ММ.ГГГГ ни после её проведения.
Административные истцы, были готовы исполнить свои обязанности депутата - подать необходимые сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, но не знали какому ответственному лицу, на которого в соответствии с нормативно правовыми актами местного самоуправления возложены обязанности по сбору сведений о доходах депутатов районного Совета народных депутатов, должны были подать эти конфиденциальные сведения.
У депутатов ФИО10<адрес> Совета народных депутатов сведения о доходах собирала управляющая делами ФИО6<адрес> ФИО7, которая не имеет отношение к районному Совету народных депутатов.
Считают, что им было создано препятствие со стороны ФИО6<адрес> ФИО14, которая не внесла на внеочередную сессию вопрос об утверждении Положения о предоставлении депутатами сведений о доходах.
В повестку сессии районного Совета народных депутатов, которая должна была состояться ДД.ММ.ГГГГ, вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1, ФИО13, ФИО2 ФИО6<адрес> ФИО14, в соответствии с уставом, регламентом ФИО10<адрес> Совета народных депутатов не утверждался, Кроме этого, вопрос о досрочном сложении полномочий депутата ФИО1 разрешен в <данные изъяты> от него. В связи с участием в выборной компании в АКЗС, ДД.ММ.ГГГГ по телефону, после того как депутату ФИО1, лично, в вечернее время позвонила ФИО6<адрес> ФИО14, депутат ФИО1 проинформировал её, что он не будет принимать участие в районной сессии. ФИО6<адрес> ФИО14 не сообщила о том, что готовится вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО1
Истцы считают, что в силу федеральных законов, ФИО4 Президента РФ в сфере противодействия коррупции, депутаты ФИО10<адрес> Совета были обязаны разработать и утвердить решением райсовета, Положение о порядке предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера а также создать и утвердить специальную комиссию с полномочиями на проверку сведений о доходах депутатов.
Именно данная комиссия, по итогам рассмотрения представления прокурора, заявления депутата, должна была признать причину пропуска срока на подачу сведений о доходах, уважительной либо неуважительной и определить факт наличия коррупционного правонарушения.
ДД.ММ.ГГГГ на районной сессии ФИО10<адрес> Совета народных депутатов ФИО9 края рассматривался вопрос «Об утверждении Положения о предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера», который был включен в повестку 26 очередной сессии, Практически все депутаты, проголосовали против принятия данного положения, так как, представленный ФИО6<адрес> ФИО14 проект Положения о предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера» не соответствовал требованию закона, его необходимо было доработать. ФИО6<адрес> ФИО14 обязана была в кратчайшие сроки доработать вышеуказанное Положение, созвать внеочередную сессию, на которой утвердить Положение о предоставлении лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, что ею не было сделано.
На основании изложенного, административные истцы, с учетом уточнения исковых требований, просят признать действия ФИО10<адрес> Совета народных депутатов ФИО9 края в лице депутатов: ФИО6<адрес> ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, Фриц В.А., выразившиеся в принятии решений ФИО10<адрес> Совета народных депутатов ФИО9 края №№, 36, 37 от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО10<адрес> Совета народных депутатов ФИО9 края в отношении депутатов ФИО1, ФИО13, ФИО2 незаконными.
Решение ФИО10<адрес> Совета народных депутатов ФИО9 края № от ДД.ММ.ГГГГ, которым досрочно прекращены полномочия депутата ФИО10<адрес> Совета народных депутатов ФИО9 края по избирательному округу № ФИО1 признать незаконным, отменить его с момента принятия, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение ФИО10<адрес> Совета народных депутатов ФИО9 края № от ДД.ММ.ГГГГ, которым досрочно прекращены полномочия депутата ФИО10<адрес> Совета народных депутатов ФИО9 края по избирательному округу № ФИО13 признать незаконным, отменить его с момента принятия, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение ФИО10<адрес> Совета народных депутатов ФИО9 края № от ДД.ММ.ГГГГ, которым досрочно прекращены полномочия депутата ФИО10<адрес> Совета народных депутатов ФИО9 края по избирательному округу № ФИО2 признать незаконным, отменить его с момента принятия, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Признать действия ФИО6<адрес>ФИО9 края, выразившиеся в сборе сведений депутатов ФИО10<адрес> Совета народных депутатов ФИО9 края о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, незаконными.
<адрес> Совет народных депутатов ФИО9 края опубликовать решение ФИО10 районного суда ФИО9 края об отмене решений ФИО10<адрес> Совета народных депутатов ФИО9 края №№, 36, 37 от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО10<адрес> Совета народных депутатов ФИО9 края в отношении депутатов ФИО1, ФИО13, ФИО2 в ФИО10<адрес>ной массовой общественно-политической газете «Свет Октября» на 2-ой полосе идентично печатному шрифту и площади занятой решениями районного Совета народных депутатов в районной газете «Свет Октября» от ДД.ММ.ГГГГ о лишении их статуса депутата районного Совета народных депутатов.
В судебном заседании административные истцы ФИО1, ФИО13, ФИО2 заявленные требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить по приведенным в заявлении основаниям и представленным в деле доказательствам.
Представитель административных ответчиков ФИО10<адрес> Совета народных депутатов и ФИО6<адрес> ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме, суду пояснил, что представление прокурора района было рассмотрено как того требует устав и регламент безотлагательно на ближайшей сессии. Вопрос был внесен в повестку дня после заседания мандатной комиссии по указанному представлению. Проголосовало большинство депутатов за лишение полномочий ФИО1, ФИО13, ФИО22 ФИО1 не присутствовал на сессии, хотя знал о ее проведении, однако заявил, что он в отпуске, при этом никаких подтверждений тому не представил. Федеральный закон имеет главенство и принято или не принято на местном уровне Положение о порядке сдачи деклараций, необходимо его выполнять. И если не желали депутаты сдать декларации представителю ФИО8 ФИО7, то могли их сдать ФИО6 представительного органа ФИО14 Однако их позиция была понятна еще с апрельской сессии, когда они категорически заявили, что сдавать декларации не намерены и федеральный закон исполнять не будут. <адрес> Совета и ФИО8 регулируется Уставом. Ст.1 Регламента райсовета возлагает на ФИО8 осуществление правового, информационного, организационного и материально-технического обеспечения деятельности райсовета, а потому по просьбе ФИО6 района ФИО14 обязанность по приему и хранению сведений депутатов о доходах была возложена ФИО6 на ФИО7
Заинтересованное лицо прокурор ФИО10<адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленного возражения считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению ввиду отсутствия нарушений со стороны представительного органа местного самоуправления - Мамонтовского районного Совета народных депутатов при решении вопроса о прекращении полномочий депутатов ФИО1, ФИО13, ФИО2
Одним из доводов административного искового заявления является указание на отсутствие бездействия депутатов ФИО3 В.М, ФИО23, ФИО2 при решении вопроса о принятии и разработке положения о порядке предоставления депутатами ФИО3 представительным органом местного самоуправления. Данный довод административного искового заявления не подтверждается фактическими обстоятельствами по делу. С учетом того обстоятельства, что каждый из депутатов районного Совета народных депутатов ФИО10<адрес> обладает такими полномочиями, можно сделать вывод о том, что соответствующими полномочиями обладают также и депутаты ФИО3 В.М, ФИО13, ФИО2
ФИО6<адрес> ФИО14 как лицом, отвечающим за организацию деятельности районного Совета народных депутатов, на сессии представительного органа местного самоуправления предпринимались меры к внесению в повестку дня и рассмотрению проекта положения о порядке предоставления депутатами ФИО3 сведений о доходах и обязательствах имущественного характера.
При рассмотрении проекта указанного положения депутатом Мамонтовского РСНД ФИО1 при рассмотрении проекта выражено несогласие с рядом положений представленного на рассмотрение проекта нормативного акта.
В то же время, непосредственно депутатом ФИО1 не выдвинуто предложений о внесении поправок в представленное на рассмотрение сессии депутатов положение в части исправления тех положений, с которыми депутат ФИО1 выразил несогласие.
Аналогичным образом депутатами ФИО3 В.М, ФИО2, ФИО13 не выдвигались предложения о решении вопросов хранения сведений о доходах и обязательствах имущественного характера.
Указанные в представлении прокуратуры доводы о нарушении депутатами ФИО3 депутатами ФИО1, ФИО13, ФИО2 прокуратурой района поддерживаются, поскольку отсутствие соответствующего положения, принятого на уровне нормативного акта местного самоуправления, не может являться уважительной причиной при невыполнении требований соответствующего федерального и регионального законодательства. Подача сведений о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера в соответствии с действующими положениями законодательства для всех депутатов ФИО3 является обязательной.
При этом, действительно, муниципальные правовые акты д составляют правовую основу противодействия коррупции в соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «О противодействии коррупции». В то же время, законодательство не содержит обязательного требования о принятии соответствующего муниципального нормативно - правового акта.
Непредставление сведений о доходах и обязательствах имущественного характера депутатами ФИО1, ФИО13, ФИО2, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является нарушением основных принципов противодействия коррупции, установленных в ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «О противодействии коррупции», а именно, принципа комплексного использования всех мер по предупреждению коррупции, а также приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.
Факт непредставления сведений о доходах и обязательствах имущественного характера, установленных законодательством Российской Федерации для муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, депутатами Мамонтовского РСНД ФИО1, ФИО13, ФИО2 не отрицается. Законодательством отсутствие мотива сокрытия данных сведений не является уважительной причиной для оправдания факта совершения правонарушения.
Заинтересованные лица ФИО24, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО25, ФИО20, ФИО21, Фриц В.А., ФИО26, представитель муниципального автономного учреждения «Редакция газеты «Свет Октября» в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Заинтересованные лица ФИО11, ФИО12 в судебном заседании поддержали требования истцов, суду пояснили, что они присутствовали на сессии, и для них было неожиданным представление прокурора. Поскольку на предыдущей сессии в апреле депутатами было решено не сдавать декларации до принятия Положения о порядке сдачи сведений о доходах, то считают, что депутаты Олешевич, Махонько и ФИО27 правы. Сами они сдали декларации ФИО7
Заинтересованное лицо ФИО7 суду пояснила, что она работает в ФИО6<адрес>, является управляющей делами ФИО8<адрес>, ответственна за противодействие коррупции, собирает декларации у работников ФИО8, давала подписку о неразглашении. Она подчиняется непосредственно ФИО6 района ФИО24, который поручил ей в феврале 2016 г., в связи с обращением ФИО6 района ФИО14, прием и хранение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов районного Совета. Все депутаты, кроме истцов, задолго до апрельской сессии сдали ей декларации, которые она хранит в сейфе. Истцам она неоднократно звонила и просила сдать декларации, однако они проигнорировали требования закона.
Выслушав административных истцов ФИО1, ФИО13, ФИО2, представителя административных ответчиков ФИО5, заинтересованных лиц ФИО7, ФИО11, ФИО12, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов обеспечения законности и правопорядка находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Нормам указанного Федерального закона корреспондируют положения Устава муниципального образования <адрес>ФИО9 края, в котором определены компетенция, полномочия, порядок формирования и деятельности ФИО10<адрес> совета народных депутатов ФИО9 края, являющегося представительным органом муниципального образования <адрес>ФИО9 края (п.1 ст.21).
В соответствии с ч. 5 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
На постоянной основе могут работать не более 10 процентов депутатов от установленной численности представительного органа муниципального образования.
Частями 1 и 2 статьи 21, статьей 29 Устава муниципального образования <адрес>ФИО9 края определено, что <адрес> совет народных депутатов ФИО9 края является представительным органом муниципального образования <адрес> и состоит из 18 депутатов. Срок полномочий депутата ФИО10<адрес> совета народных депутатов ФИО9 края - 5 лет.
Порядок работы ФИО10<адрес> совета народных депутатов ФИО9 края определяется его Регламентом, принятым Советом народных депутатов для решения вопросов внутренней организации и деятельности представительного органа муниципального образования (п. 6 ст. 23, ст. 29 Устава).
В соответствии со ст.12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу абз.19 ч.1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к лицам, замещающим муниципальные должности, относятся, в том числе депутаты, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
Положением ч.7.1 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № - 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
В соответствии с п.п.1,8 ч.1 ст.12 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ, муниципальный служащий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение, а также муниципальный служащий обязан представлять в установленном порядке предусмотренные законодательством Российской Федерации сведения о себе и членах своей семьи.
В ч.1 ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, муниципальные служащие, замещающие указанные должности, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
В п.3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации), предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ «О государственной гражданской службе» установлена взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы в части единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы, обязанность подачи сведений о доходах в указанные выше сроки возложена в том числе и на муниципальных служащих.
Аналогичные сроки подачи сведений о доходах установлены ФИО4 края от ДД.ММ.ГГГГ№.
Положением ч.10.1 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 11 ст.40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
Истечение данного срока (т.е. неисполнение обязанности в срок) не препятствует принятию решения о досрочном прекращении полномочий и не отменяет обязанность представительного органа сделать это.
Как следует из решения ФИО10<адрес> совета народных депутатов ФИО9 края от ДД.ММ.ГГГГ и списка депутатов пятого созыва по избирательному округу № избран депутат ФИО13, по избирательному округу № ФИО1, по избирательному округу № ФИО2
Всего согласно списка было избрано 18 депутатов, на ДД.ММ.ГГГГ районный Совет состоял из 16 депутатов, поскольку полномочия депутатов ФИО28 и ФИО29 были прекращены по их заявлениям.
Прокуратурой ФИО10<адрес>ФИО9 края в ходе осуществления проверки за соблюдением действующего законодательства о противодействии коррупции по обращению ФИО6 района ФИО9 края ФИО24 выявлены нарушения депутатами ФИО10<адрес> Совета народных депутатов ФИО1, ФИО13, ФИО2 действующего законодательства о противодействии коррупции, а именно указанными депутатами не предоставлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
ДД.ММ.ГГГГ и.о.прокурора ФИО10<адрес>ФИО9 края ФИО30 в адрес ФИО10<адрес> Совета народных депутатов внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства о противодействии коррупции N 02-44-2016.
Решениями №, 36, 37 от ДД.ММ.ГГГГФИО10<адрес> Совета народных депутатов представление прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции удовлетворено, досрочно прекращены полномочия депутатов ФИО1, ФИО13, ФИО2 в связи с неисполнением предусмотренной федеральным законодательством обязанности предоставить сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Частью 6 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены полномочия Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров реализовывать полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Статьей 24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно ст.30 Устава муниципального образования <адрес>ФИО9 края, утв. Решением ФИО10<адрес> Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ№, к полномочиям ФИО10<адрес> Совета народных депутатов относится досрочное прекращение полномочий депутатов ФИО10<адрес> Совета народных депутатов, в случаях и порядке, определенном действующим законодательством и Регламентом.
Согласно ст.38 Регламента ФИО10<адрес> Совета народных депутатов полномочия депутата могут быть прекращены досрочно решением районного Совета на основании письменного заявления депутата или по иным основаниям, предусмотренным <адрес>. Вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата рассматривается на очередной сессии районного Совета после появления оснований для рассмотрения такого вопроса. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата принимается большинством голосов от числа избранных депутатов.
В соответствии со ст.40 Регламента представление прокурора района об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению.
О том, что ДД.ММ.ГГГГ состоится очередная сессия ФИО10<адрес> Совета народных депутатов, административные истцы знали, ФИО13 и ФИО2 присутствовали на заседании. Депутат ФИО1 не присутствовал, указав причину нахождение в отпуске, хотя подтверждающих документов представлено не было.
Согласно протокола № заседания 27 сессии ФИО10<адрес> Совета народных депутатов в повестку дня был внесен вопрос № после заседания мандатной комиссии «о решении мандатной комиссии на представление прокурора об устранении нарушений федерального законодательства».
По указанному вопросу выступал с информацией представитель мандатной комиссии Фриц В.А., который предложил рассмотреть вопросы о досрочном прекращении полномочий депутатов ФИО1, ФИО13, ФИО2 в связи с непредставлением сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
ФИО13 и ФИО2 было предоставлено право высказать свою позицию по указанному вопросу, где они пояснили, что не сдали сведения о доходах, поскольку отсутствует Положение о порядке подачи таких сведений.
Не присутствие же ФИО1, по мнению суда, не мешало депутатам рассмотреть вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата, поскольку отсутствуют нормативно-правовые акты, которые бы прописывали обязательное присутствие при решении указанного вопроса надлежаще извещенного о дне сессии депутата.
Из присутствующих на сессии 15 депутатов из 16 избранных проголосовали за досрочное прекращение 9 депутатов, то есть большинство.
Поэтому суд приходит к выводу, что оспариваемые решения приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции и без существенных нарушений, поскольку иного порядка досрочного прекращения полномочий депутатов <адрес> Советом принято не было.
Доводы заявителей о том, что вопрос о прекращении их полномочий должен был быть рассмотрен специально созданной комиссий, основан на неправильном толковании норм закона, так как создание комиссий является правом, а не обязанностью ФИО10<адрес> Совета народных депутатов.
Вместе с тем, ст.40 Регламента ФИО10<адрес> Совета народных депутатов установлен порядок рассмотрения представлений прокурора района.
Частью 3 указанной статьи предусмотрена обязанность ФИО6 района направить поступившее в Совет народных депутатов представление прокурора в постоянную комиссию, в соответствии с вопросами ведения комиссии, что и было сделано. Перед тем, как внести указанный вопрос в повестку дня, его обсудила мандатная комиссия, в полномочия которой в соответствии с Положением о постоянных комиссиях входит подготовка заключения о досрочном прекращении полномочий депутата.
Оспариваемые решения приняты открытым голосованием большинством голосов при соблюдении кворума правомочного состава ФИО10<адрес> Совета народных депутатов, что участвующими в деле лицами не оспаривалось.
С учетом изложенного принятие оспариваемых решений №, 36, 37 от ДД.ММ.ГГГГ без создания специальной комиссии, путем проведения открытого голосования приведенным нормам материального права не противоречит, в связи с чем довод административных истцов о нарушении порядка рассмотрения этого вопроса является несостоятельным.
Довод истцов о нарушении процедуры принятия оспариваемых решений по причине несоблюдении повестки очередного заседания ФИО10<адрес> Совета народных депутатов на материалах дела не основан, так как в повестке дня пунктом 10 предусмотрен вопрос о решении мандатной комиссии на представление прокурора ФИО10<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений федерального законодательства, и именно по указанному вопросу повестки были приняты оспариваемые решения.
Таким образом, порядок принятия оспариваемых решений Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иным федеральным законам, Уставу муниципального образования <адрес>ФИО9 края, Регламенту ФИО10<адрес> Совета народных депутатов, не противоречит.
Довод истцов о незаконности действий ФИО6<адрес> по сбору сведений о доходах депутатов ФИО10<адрес> Совета народных депутатов также опровергается материалами дела, поскольку имеется обращение ФИО6 района ФИО14 от ДД.ММ.ГГГГ, являющейся в соответствии со ст.35 Устава высшим должностным лицом муниципального района и исполняющей полномочия председателя районного Совета народных депутатов, к ФИО6 района ФИО24, об определении сотрудника ФИО8 района, ответственного за противодействие коррупции, для приема и хранения сведений о доходах, подаваемых депутатами районного Совета до принятия Порядка предоставления депутатами сведений.
Согласно ответа ФИО6 ФИО24 от ДД.ММ.ГГГГ, прием и хранение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов районного Совета с последующей передачей в районный Совет народных депутатов поручено осуществлять управляющему делами ФИО8<адрес>, ответственному за противодействие коррупции ФИО7
В гражданском законодательстве закреплена презумпция добросовестности участников гражданских правоотношений (пункт 3 статьи 10 ГК РФ). Данное правило распространяется и на депутатов представительных органов местного самоуправления.
Прокурором принимались исчерпывающие меры по всестороннему и полному выяснению обстоятельств соблюдения депутатами запретов, установленных федеральным законодательством для депутатов.
На заседании 26 сессии ФИО10<адрес> Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ прокурор Скорых А.С. разъяснял депутатам их обязанность предоставить сведения о доходах и то, что неисполнение указанной обязанности ведет к досрочному прекращению полномочий, независимо от того, будет ли утверждено Положение о предоставлении сведений о доходах.
Истцы присутствовали на указанной сессии и достоверно знали о необходимости представить сведения о доходах.
По общему правилу, установленному ч. 3 ст. 40 Закона N 131-ФЗ, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва.
Вместе с тем, законодательством предусмотрена возможность досрочного прекращения полномочий депутатов, при наличии к тому предусмотренных законом оснований.
Пунктом 10 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ определен перечень оснований к досрочному прекращению полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, который не является исчерпывающим, так как кроме перечисленных в норме с ДД.ММ.ГГГГ относит к ним и иные случаи, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Требование о досрочном прекращении полномочий депутата, и не соблюдающего запреты, предусмотренные законом, содержится в ст. 30 Устава.
Поскольку ФИО1, ФИО13, ФИО2, являясь депутатами, в нарушение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, не представили сведения о своих доходах до ДД.ММ.ГГГГ, то их полномочия депутата, подлежали досрочному прекращению на основании пункта 10.1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ и п. 11 ст. 30 Устава муниципального образования <адрес>.
Отсутствие в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ порядка досрочного прекращения полномочий депутата, вопреки доводам истцов, не является основанием для разрешения им как депутатам, нарушать нормы федеральных законов.
При таких обстоятельствах решения №, 36, 37 от ДД.ММ.ГГГГ о досрочном прекращении полномочий ФИО1, ФИО13, ФИО2 принято <адрес> Советом народных депутатов ФИО9 края в соответствии с законодательством, действующим в период совершения ими нарушений, а именно в соответствии с ч.4 ст.12.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ "О противодействию коррупции", ч. 7, п. 10 ст. 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч.7 ст. 30 Устава муниципального образования <адрес>.
Из содержания указанного Федерального закона о противодействии коррупции следует, что установленные им нормы права адресованы и являются обязательными для всех перечисленных в нем лиц, то есть и для депутатов.
Федеральный закон РФ "О противодействии коррупции", который устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, а также ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в ст. 12.1 закрепляет обязанность лица, замещающего муниципальную должность, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Эта правовая норма, закрепленная в указанном положении Федерального закона, действует непосредственно, имеет прямое действие.
Правовую обязанность по выполнению установленного Федеральным законом РФ "О противодействии коррупции" императивного предписания истцы не выполнили.
В связи с этим допущенные нарушения требований закона депутатами создают предпосылки коррупционных проявлений, что противоречит основным принципам противодействия коррупции, установленным ст. 3 Федерального закона "О противодействии коррупции", а также влечет негативные последствия в виде формирования возможности для возникновения конфликта интересов, что, в свою очередь, является коррупциогенным фактором в деятельности как указанных лиц, так и представляемого ими органа местного самоуправления.
Непринятие Положения о порядке подачи сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы ФИО8 муниципального образования "<адрес>" не является основанием для освобождения от предусмотренной Федеральным законом обязанности.
В силу ч. 1 ст. 76 Конституции РФ федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 179-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1, ФИО13, ФИО2 к ФИО10<адрес>ному Совету Народных депутатов ФИО9 края, ФИО6<адрес>ФИО9 края о признании действий незаконными и отмене решений о досрочном прекращении полномочий депутатов оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда, с принесением жалобы в Мамонтовский районный суд Алтайского края.
Судья: Т.А. Корякина