Дело №2а-405/2018 (2а-2244/2017)
Поступило 22.12.2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 февраля 2018 года г.Бердск
Бердский городской суд Новосибирской области в составе: председательствующего судьи Кадашевой И.Ф., при секретаре Сиреевой Е.Е., с участием представителя администрации города Бердска БНЮ, представителя Отдела по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Новосибирской области ЩИА, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску администрации города Бердска к судебному приставу-исполнителю отдела особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л :
Администрация города Бердска обратилась с административным иском к судебному приставу-исполнителю Отдела особых исполнительных производств УФССП по НСО об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением от 20.11.2017 г.. В обоснование указано, что решением Бердского городского суда от 21.11.2014 по делу №2- 1828/2014 на администрацию г. Бердска возложена обязанность в срок до 01.01.2016 года предоставить в Управление Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области необходимые сведения о территориальных зонах г.Бердска. Решение суда вступило в законную силу 30.12.2014. На основании исполнительного документа по делу №2-1828/2014 судебным приставом - исполнителем отдела судебных приставов г.Бердска ПЕП. вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № 38864/16/54013-ИП от 01.07.2016 в отношении администрации г. Бердска, в котором предложено добровольно исполнить решение суда в 5-ти дневный срок со дня получения указанного выше постановления. Данное постановление получено администрацией г.Бердска 18.07.2016, что подтверждается отметкой входящей корреспонденции. Таким образом, срок для добровольного исполнения - 22.07.2016. Постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по г.Бердску от 20.07.2016 исполнительное производство передано на исполнение в отдел особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области. 21.11.2017 в администрацию г. Бердска поступило постановление судебного пристава-исполнителя от 20.11.2017 о взыскании исполнительского сбора, в связи с неисполнением исполнительного документа. В постановлении судебный пристав-исполнитель БЮА указала, что доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, администрацией города Бердска не представлено, а так же не подтверждено, что нарушение установленных сроков вызвано чрезвычайными, объективно не предотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения. Администрация города Бердска не может согласиться с данным постановлением. Считает, что предпринимает все необходимые меры по исполнению вышеуказанного исполнительного производства. У администрации г.Бердска отсутствовала возможность исполнить решение суда от 21.11.2014 в срок, указанный в постановлении о возбуждении исполнительного производства, в силу объективных обстоятельств. 22.01.2015 г. администрацией города Бердска разработан план мероприятий то передаче в ФГБУ «Кадастровая палата по Новосибирской области» координат территориальных зон, утвержденных в составе Правил землепользования и застройки города Бердска. В период с 10.02.2015 по 15.05.2015 специалистами управления градостроительства администрации своими силами проведены работы по корректировке границ территориальных зон, разработана Карта градостроительного зонирования в новой редакции. В период разработки Карты градостроительного зонирования вступило в законную силу решение Бердского городского суда от 03.06.2015 о признании Правила землепользования и застройки муниципального образования города Бердска, утвержденные решением Совета депутатов г. Бердска от 08.11.2007 № 322, в части Карты градостроительного зонирования г. Бердска относительно земельных участков, расположенных на территории г.Бердска и находящихся в двух и боле территориальных зонах, противоречащими ч. 2 ст. 85 Земельного кодекса РФ, о недействующими с момента вступления решения суда в законную силу. В связи с взаимосвязью работ по передаче сведений о зонах от работ по актуализации Карты градостроительного зонирования, администрация г. Бердска прежде чем передавать сведения о зонах необходимо было их актуализировать. Таким образом, прежде чем приступить непосредственно к исполнению решения Бердского городского суда от 21.04.2014, администрации г.Бердска было необходимо провести ряд ёмких подготовительных работ, а потом перейти непосредственно к передаче сведений о зонах в уполномоченный орган. Актуализированная карта градостроительного зонирования в новой редакции устанавливает по отношению к каждому поставленному на кадастровый учет земельному участку определенную территориальную зону. В результате утверждения представленного проекта Карта градостроительного зонирования полностью соответствует требованиям действующего законодательства, а именно требованиям ч.2 ст.85 Земельного кодекса РФ - границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне и ч.1 ст.34 Градостроительного кодекса РФ - границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и :; шествующего землепользования. на заседании комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки г. Бердска заслушан вопрос о рассмотрении Карты градостроительного зонирования в новой редакции, принято решение рекомендовать принять Карту градостроительного зонирования в новой редакции в целом. В целях выявления и учета мнения и интересов жителей города Бердска, в соответствии с постановлением администрации города Бердска от 18.09.2015 №257 «О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования города Бердска», 05.11.2015 в администрации г.Бердска проведены публичные слушания по данному вопросу. Согласно включению о результатах публичных слушаний, опубликованном в газете «Бердские новости» №47 от 25.11.2015, публичные слушания признаны состоявшимися, принят в целом проект внесения изменений в Карту Градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования города Бердска путем изложения ее в новой редакции и направить ее для утверждения в Совет депутатов г.Бердска. В соответствии с решением Совета депутатов г. Бердска от 20.02.2016 № 712 «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования г.Бердска» утверждена карта градостроительного зонирования г.Бердска в новой редакции. Работы по передаче сведений о зонах включают в себя подготовку землеустроительных дел, материалов описания места положения границ объекта землеустройства - территориальной зоны. В соответствии с п.5, 17 постановления Правительства РФ от 03.02.2014 №71 «Об утверждении Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований формату таких документов в электронной форме» в случае утверждения травил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган честного самоуправления (орган государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны. Обязательным приложением к направляемым в орган кадастрового учета документам, предусмотренным пунктами 3, 5 и 5(1) настоящих Правил, является оформленная в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации карта (план) соответствующего объекта землеустройства (пункт 17). Постановлением Правительства РФ от 30.07.2009 №621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требования к ее составлению»утверждена форма карты (плана) объекта землеустройства, которая содержит сведения о кадастровом инженере, подготовившим карту (план) объекта землеустройства. Таким образом, в соответствии с постановления Правительства РФ от 03. 02.2014 №71 для исполнения решения суда необходимо подготовка кадастровым инженером землеустроительного дела на каждую территориальную зону. В рамках исполнения решения суда Бердского городского суда от 21.11.2014, администрацией г.Бердска издано постановление г.Бердска от 28.03.2016 №715 «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации города Бердска от 26.12.2014 №4792 «О создании Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» муниципального образования города Бердска путем изменения типа существующего Муниципального бюджетного учреждения «Управление капитального строительства» муниципального образования города Бердска», в соответствии с которым в предмет деятельности учреждения внесены изменения в части проведения кадастровых работ. С 10.05.2016 в МБУ «УКС» г.Бердска трудоустроены два кадастровых инженера, которые смогут подготовить 1224 землеустроительных дела на каждую территориальную зону, после чего данные сведения будут переданы в Управление Росреестра по НСО (Бердский отдел). В 2016 году Администрацией города Бердска подготовлены и направлены в Управление Росреестра по Новосибирской области сведения о 16 территориальных зонах. Факт внесения сведений о границах территориальных зон в государственный кадастр недвижимости подтверждается наличием данных зон в публичной кадастровой карте. На 01.01.2017 вид взаимодействия с Росреестром по НСО в администрации города Бердска был не отработан, потому что выданные ключи ЭЦП не были настроены на использование электронной подписи. Специалистами управления градостроительства совместно с руководителем группы технической поддержки были отработаны вопросы по оформлению квалифицированных сертификатов ключей проверки подлинности электронной подписи и направлены соответствующие документы в департамент информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области. В декабре 2016 г. сертификат ключа ЭЦП был получен на главного специалиста управления градостроительства НАА, который уволился в декабре 2016 г. На данный момент сертификаты ключей ЭЦП получены в департаменте информатизации и развития телекоммуникационных технологий Новосибирской области. В связи с вступлением с силу с 01.01.2017 Федерального закона от 13.07.2015 №218 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» изменился формат предоставления документов. Администрацией города Бердска для внесения в ЕГРН сведений о территориальных зонах в орган регистрации прав сопроводительным письмом в порядке информационного взаимодействия в августе 2017 года направлены документы, подготовленные кадастровым инженером в виде zip-пакета ZoneToGKN.zip, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) лица, подготовившего данный документ, а также УКЭП органа местного самоуправления. Данный zip-пакет ZoneToGKN.zip включает в себя документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, включая сведения 5 установлении и изменении границ территориальных зон, количестве территориальных зон, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны, а также о содержании ограничений использования объектов недвижимости в пределах территориальных зон в виде xml-файла ZoneToGKN.xml; карты (плана) объекта землеустройства в виде XML-документа MapPlan.xml. В 2017 году подготовлены землеустроительные дела, которые переданы в государственный фонд данных, электронные образы карта (плана) на часть территориальной зоны Р-5-Зона садоводческих (дачных) объединений, на часть территориальной зоны Ж-1 Зона индивидуальной усадебной жилой застройки (п. Новый), на часть территориальной зоны Ж-4 Зона среднеэтажной жилой застройки 5-10 этажей), на часть территориальной зоны ЦС-4 Зона объектов религиозного назначения, на часть территориальной зоны Ж-1-Зона индивидуальной усадебной жилой застройки города Бердска направлены CD-R диски с электронными образами Карта (плана) с сопроводительным письмом на имя директора ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Новосибирской области. Сведения о местоположении границ части территориальной зоны - Зона объектов религиозного назначения (ЦС-4) Бердска внесены 07.09.2017 г.. В настоящее время кадастровыми инженерами ведется работа по подготовке землеустроительных дел на объекты землеустройства - территориальные зоны. Вопросы, возникающие при передаче сведений о местоположении границ части территориальной зоны на кадастровый учет, решены, взаимодействие с Росреестром налажено. Учитывая большой объем работы, внесение в ЕГРН сведений о территориальных зонах будет выполнено ориентировочно в октябре 2019 года. Кроме того, передача сведений о границах территориальных зон является общероссийской проблемой. Так, по сведениям Публичной кадастровой карты, территориальные зоны не переданы в таких крупных городах, как Москва, Санкт-Петербург, Казань, Красноярск и многих других. В части городов сведения переданы частично, в том числе в Бердске. Полностью переданы сведения во Владивостоке, Тюмени, Перми и Новосибирске. Таким образом, администрация города Бердска не уклоняется от исполнения решения суда, не бездействует. 21.07.2016 в адрес отдела особых исполнительных производств /травления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области было направлено письмо о частичном исполнении исполнительного документа, в котором подробно были перечислены все работы, выполненные администрацией г. Бердска в рамках исполнения решения Бердского городского суда от 21.11.2014. Кроме того, 11.10.2017 администрацией г. Бердска было рассмотрено представление прокурора г. Бердска от 08.09.2017 «Об устранении нарушений гражданского процессуального законодательства и законодательства об исполнительном производстве» по факту неисполнения решения суда 21.1.2014. Ответ о рассмотрении представления прокурора от 11.10.2017, в котором подробно были перечислены все работы, выполненные администрацией г.Бердска в рамках исполнения решения Бердского городского суда от 21.11.2014, был направлен в адрес отдела особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области 20.11.2017. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что судебный пристав-исполнитель не принял во внимание отсутствие вины должника, частичное исполнение решения суда и исполнительных документов. Объективные данные, свидетельствующие об уклонении должника от исполнения требований исполнительного документа, отсутствуют; должник не уклоняется от добровольного исполнения исполнительных документов, а наоборот делает все возможное по исполнению требований, указанных в исполнительном листе. Представитель администрации г.Бердска БНЮ требования поддержала.
Представитель административного ответчика ЩИА считает административный иск не подлежащим удовлетворению, поскольку в рамках исполнительного производства, возбужденного 01.07.2016 г. должнику был установлен пятидневный срок для исполнения требования, содержащегося в исполнительном документе. Данное требование в установленный законом срок не исполнено. В связи с чем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Из плана мероприятий, представленного администрацией города Бердска, усматривается, что решение должно быть исполнено до 01.04.2016 г..
Выслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, установлено следующее.
Решением Бердского городского суда от 21.11.2014 г. на администрацию города Бердска возложена обязанность в срок до 01.01.2016 г. представить в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области необходимые сведения о территориальных зонах г.Бердска (л.д.12.16). Решение суда вступило в законную силу 30.12.2014 г..
В соответствии со статьей 210 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
На обязательность судебных постановлений указано в статье 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Факт неисполнения решения суда в добровольном порядке представителем администрации города Бердска не оспаривался.
Принудительное исполнение решения суда регламентировано нормами Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающего совершение судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом исполнительных действий, то есть действий, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
01.07.2016 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по городу Бердску УФССП по Новосибирской области возбуждено исполнительное производство на основании вышеуказанного решения суда (л.д.17-18), т.е. – за пределами установленного решением суда срока, установленного ответчику для исполнения решения суда (статья 204 ГПК Российской Федерации).
20.07.2016 г. исполнительное производство передано в ОИОИП по адресу: ул.Красный проспект, д.86/1, г.Новосибирск (л.д.19).
29.07.2016 г. постановление принято Отделом по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Новосибирской области (л.д.20).
При этом постановлением от 01.07.2016 г. должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Факт получения постановлений представителем должника не оспаривался. При этом получение постановления от 29.07.2016 г. подтверждается штампом регистрации администрации г.Бердска от 29.09.2016 г. (л.д.20).
Согласно плана мероприятий, утвержденных и.о. главы города МАГ 22.01.2015 г. (л.д.25), передача в ФГБУ «Кадастровая палата по НСО» координат территориальных зон, утвержденных в составе Правил землепользования и застройки города Бердска (последний этап - заключение контракта, подготовка землеустроительных дел) было запланировано в период с 01.01.2016 по 01.04.2016 г.. До этого с 10.02.2015 г. были запланированы подготовительные работы для этого этапа, с указанием срока их выполнения и ответственного исполнителя.
Факт неисполнения решения суда от 21.11.2014 г. объективно подтвержден при рассмотрении дела и не оспаривался представителем административного истца. Довод последнего о частичном исполнении решения суда не является юридически значимым, поскольку решением суда не устанавливались сроки его поэтапного исполнения. Кроме того, опрошенная в качестве свидетеля Свидетель № 1 пояснила, что на данный момент работы выполнены не более чем на 4%.
20.11.2017 г. судебным приставом-исполнителем ОИОИП УФССП по НСО вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 руб. (л.д.10-11) в связи с неисполнением требования, содержащегося в исполнительном документе в срок, установленный для добровольного исполнения. Постановление направлено должнику в форме электронного документа.
Федеральный закон №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предоставляет должнику возможность обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 Закона).
С настоящим административным иском администрация г.Бердска обратилась в Центральный районный суд г.Новосибирска. Определением от 07.12.2017 г. административный иск был возвращен в соответствии со статьями 22, 129 КАС РФ (л.д.37). 22.12.2017 г. административный иск поступил в Бердский городской суд. При этом административный истец не оспаривает собственно постановление судебного пристава-исполнителя. В связи с чем есть основания считать поданным настоящий административный иск в сроки, установленные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.06.2001 №13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Как разъяснено в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Как установлено при рассмотрении дела, на данный момент требования исполнительного документа должником не исполнены.
Суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Сопоставив перечень оснований, изложенных в административном иске в качестве основания для освобождения от уплаты исполнительского сбора с перечнем мероприятий (л.д.25), пояснениями свидетеля Свидетель № 1, суд приходит к выводу, что должником не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что в установленный судебным приставом-исполнителем срок были предприняты все необходимые действия по исполнению судебного акта.
Внутренние организационные мероприятия, в том числе связанные с трудоустройством кадастровых инженеров в мае 2016 г., с отсутствием настройки ключей ЭЦП на использование электронной подписи, а также большой объем работ, изменение законодательства в части формата предоставления документов не освобождают должника от возложенной на него обязанности по исполнению в срок, установленный законом, решения суда, которое вступило в силу более трех лет назад и срок исполнения которого был установлен до 01.01.2016 г.. При этом постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено еще позже – 20.11.2017 г..
Более того, как пояснила представитель административного истца в настоящем судебном заседании, администрация города Бердска дважды обращалась с заявлением в суд о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в удовлетворении которого было отказано.
Данное обстоятельство также косвенно подтверждает, что законных оснований для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Отказать администрации города Бердска Новосибирской области в удовлетворении административного иска об освобождении от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов от 20.11.2017 г..
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Новосибирский областной суд через суд, принявший решение.
Судья (подпись) Кадашева И.Ф.