ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-405/2021 от 06.04.2021 Смоленского районного суда (Смоленская область)

<данные изъяты>

Дело №2а-405/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 апреля 2021 года г. Смоленск

Смоленский районный суд Смоленской области

в составе:

председательствующего судьи Гавриловой О.Н.,

при секретаре Сухановой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании незаконным решения, возложении обязанности,

установил:

ФИО2, уточнив исковые требования, обратился в суд с административным иском к Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о признании решения Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории от <дата>№ <номер> незаконным; возложении обязанности на Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области в течение тридцати календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении земельного участка площадью 2427 кв.м, на котором расположено здание с кадастровым номером № <номер>. В обоснование иска указав, что в собственности административного истца находится объект капитального строительства – здание площадью 863 кв.м с кадастровым номером № <номер>, назначение нежилое, наименование телятник, по адресу: <адрес>. Земельный участок под указанным зданием не сформирован, находится на землях, не разграниченных в государственную и муниципальную собственность. В соответствии с ч.1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пп.6 ч.2 ст. 39.3 ЗК РФ административный истец изготовил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории и обратился в адрес административного ответчика с заявлением об утверждении данной схемы с целью дальнейшего предоставления в собственность за плату сформированного на основании этой схемы земельного участка. <дата> за № <номер> административным истцом от Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области получен отказ в согласовании схемы, с указанием, что в соответствии с Генеральным планом Корохоткинского сельского поселения испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне П2, однако Правилами землепользования и застройки Корохоткинского сельского поселения указанной территориальной зоны градостроительный регламент отсутствует. Административным ответчиком предлагается административному истцу обратиться с заявлением о согласовании схемы расположения испрашиваемого земельного участка после того, как административным ответчиком будут разработаны и утверждены изменения в Генеральный план Корохоткинского сельского поселения. При этом административный ответчик ссылается на п.1 ст.11.9 ЗК РФ и на пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ как на правовые основания для отказа в согласовании схемы. Не согласившись с данным решением административный истец обратился в Смоленский районный суд Смоленской области с административным иском о признании данного решения незаконным, обязании согласовать схему расположения земельного участка. Решением Смоленского районного суда Смоленской области от <дата> по делу № <номер> вышеуказанное решение органа местного самоуправления было признано незаконным, на Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о согласовании схемы расположения земельного участка в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу. Причем, в решении суда указано, что «из системного толкования правовых норм следует, что отсутствие градостроительного регламента в ПЗЗ для установленной в генеральном плане территориальной зоны (П2), подготовка которого, внесение в него изменений, не входит в обязанность административного истца, исключает возможность направления уполномоченным органом решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории со ссылкой на п.1 ст.11.9 ЗК РФ. Действующее законодательство не относит отсутствие в документах территориального планирования (генерального плана и ППЗ сельского поселения) установленной территориальной зоны и как следствие градостроительного регламента к одному из оснований для отказа уполномоченным органом в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории». Данное решение вступило в законную силу, и имеет преюдициальное значение как для административного истца по данному делу, так и для административного ответчика. <дата> административным истцом было получено письменное уведомление от административного ответчика о повторном отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории за № <номер>. Административный ответчик вновь указывает на отсутствие в ПЗЗ Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области градостроительного регламента территориальной зоны П2, а также, что коммунально-складская зона П2 предназначена для размещения коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, обеспечивающих их функционирование, а также установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов. Принадлежащий административному истцу объект недвижимости относится к объектам сельскохозяйственного назначения, в связи с чем на основании пп.3 п.16 ст.11.10 (п.4 ст.11.9) ЗК РФ административный ответчик отказывает в согласовании схемы. Далее административный ответчик вновь предлагает дождаться утверждения изменений в генеральный план и ПЗЗ Корохоткинского сельского поселения, после чего вновь обратиться с заявлением о согласовании схемы. Указанный отказ административный истец считает незаконным, поскольку непонятно данными из каких источников пользовался административный ответчик, утверждая, что объект административного истца относится к сельскохозяйственному использованию. В ЕГРН содержатся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, и среди них нет указаний на сельскохозяйственное использование данного объекта. Графа ЕРНГ «наименование объекта», в которой указано – «телятник», не может сама по себе указывать на исключительно сельскохозяйственное использование данного объекта. Также следует учесть, что объект находится в границах населенного пункта. Кроме того, административный истец имеет право на реконструкцию принадлежащего ему объекта капитального строительства, на изменение наименования, даже на изменение назначения, если это не противоречит законодательству и документам территориального планирования. В Правилах землепользования и застройки Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденных решением Совета депутатов Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от <дата>№ <номер> территориальная зона П2 определяется как зона производственных и коммунально-складских объектов V класса санитарной вредности, кроме объектов пищевых отраслей промышленности, складов продовольственного сырья и пищевых продуктов, объектов по производству лекарственных средств, складов сырья для фармацевтических предприятий (ст.32 ПЗЗ). Статья 44.2 ПЗЗ содержит градостроительный регламент территориальной зоны П2, предусматривающий основные, вспомогательные и условно-разрешенные виды разрешенного использования земельных участков в данной территориальной зоне. Указанные в ПЗЗ виды разрешенного использования земельных участков соответствуют целевому назначению здания, каких-либо ограничений в части сельскохозяйственного или какого-то другого промышленного использования не содержит. Обжалуемое решение нарушает нормы ст.1 ЗК РФ в части единства земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, нарушает права административного истца как собственника объекта недвижимости, исключает возможность реконструкции объекта, его полноценного использования.

Определением судьи Смоленского районного суда Смоленской области от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области (л.д.2).

Административный истец ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, обеспечил явку в суд своего представителя.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 – ФИО3, действующая на основании доверенности со специальными полномочиями, требования поддержала по основаниям указанным в иске, уточненном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области ФИО4 исковые требования не признала, указав, что в ПЗЗ Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области отсутствует градостроительный регламент производственной зоны П2, это единственное основание по которому Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области не может утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Представитель заинтересованного лица Администрации Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, направил в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, разрешение спора оставляет на усмотрение суда (л.д.124).

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим убеждениям.

Судом установлено и сторонами не оспаривается, что решением Смоленского районного суда Смоленской области от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, за 6 признано право собственности на объект недвижимости – телятник, общей площадью 862 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.104-105).

На основании договора купли-продажи от <дата>, заключенного между 6 (продавец) и ФИО2 (покупатель) (л.д.111), за ФИО2 зарегистрировано право собственности на объект недвижимости с кадастровым номером № <номер>, наименование: телятник, назначение: нежилое, общей площадью 862 кв. метра, расположенный по адресу: <адрес>, год постройки:1968, о чем в ЕГРН осуществлена запись о регистрации права № <номер> от <дата> (л.д.95-96).

Согласно сведениям из ЕГРН земельный участок, в границах которого расположен объект капитального строительства – телятник с кадастровым номером № <номер> не сформирован.

<дата> ФИО2 обратился с заявлением в Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области о согласовании схемы расположения земельного участка под зданием телятник и предоставлении ему как собственнику здания земельного участка площадью 2427 кв.м за плату в соответствии со схемой (л.д.9, 9а).

<дата> Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области принято решение за № <номер> об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании п.1 ст.11.9 и под.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ, ссылаясь, что согласно Генеральному плану Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденному решением Совета депутатов Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от <дата>№ <номер>, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне П2, в ПЗЗ Корохоткинского сельского поселения, утвержденных решением Совета депутатов Корохоткинского сельского поселения от <дата>№ <номер>, градостроительный регламент указанной производственной зоны отсутствует. Также указано, что на сегодняшний день Администрацией муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области ведется работа по внесению изменений в Генеральный план и ПЗЗ Корохоткинского сельского поселения для приведения графической и текстовой части в соответствие (л.д.10-11).

Решением Смоленского районного суда Смоленской области от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, решение Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка от <дата>№ <номер> признано незаконным. Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области обязана повторно рассмотреть заявление ФИО2 от <дата> вх. № <номер> об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, под зданием телятника с кадастровым номером № <номер>, в течении тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу (л.д.12-14).

<дата> Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, рассмотрев повторно во исполнение решения Смоленского районного суда Смоленской области от <дата>, заявление ФИО2 от <дата> вх. №№ <номер> об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: Смоленская <адрес> приняла решение за №№ <номер> об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории на основании подп.3 п.16 ст.11.10 (п.4 ст.11.9) ЗК РФ, ссылаясь, что согласно правилам землепользования и застройки Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденным решением Совета депутатов Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области от <дата>№ <номер>, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне П2. Градостроительный регламент указанной производственной зоны в ППЗ отсутствует. Кроме того, коммунально-складская зона П2 предназначена для размещения коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, обеспечивающих их функционирование, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов. Принадлежащий ФИО2 на праве собственности объект недвижимости (телятник) относится к объектам сельскохозяйственного назначения. Также указано, что на данный момент Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области проводит работы по внесению изменений в Генеральный план и ПЗЗ Корохоткинского сельского поселения (л.д.15-16).

Считая указанный отказ Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области незаконным административный истец обратился в суд с рассматриваемым административным иском.

К принципам земельного законодательства Земельный кодекс Российской Федерации относит единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, в силу которого все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пп.5 п. 1 ст.1 ЗК РФ).

Пунктом 2 ст.39.1 ЗК РФ закреплено, что продажа находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в соответствии с основным видом разрешенного использования которых предусмотрено строительство зданий, сооружений, не допускается, за исключением случаев, указанных в пункте 2 статьи 39.3 указанного Кодекса, а также случаев проведения аукционов по продаже таких земельных участков в соответствии со статьей 39.18 указанного Кодекса. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 указанного Кодекса (пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ).

В соответствии с п.1 ст.39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

При этом исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.

На основании пп.1 п.2 ст.39.15 ЗК РФ к заявлению прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Перечень таких документов содержится в утвержденном приказом Минэкономразвития России от 12.01.15 N 1 «Перечне документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».

В соответствии с пп.3 п.5 ст.39.17 ЗК РФ уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ.

Установленный ст.39.16 ЗК РФ перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов является исчерпывающим.

Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области принимая решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в качестве основания указывает на пп.3 п.16 ст.11.10 ЗК РФ (разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам (п.4 ст.11.9 ЗК РФ (не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости).

В судебном заседании представитель Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области указала, что единственное основание, по которому Администрация муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области не может утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, это отсутствие в ПЗЗ Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области градостроительного регламента производственной зоны П2, в которой расположен испрашиваемый административным истцом земельный участок.

Из Генерального плана и фрагмента ПЗЗ Корохоткинского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, утвержденного решением совета депутатов Корохоткинского сельского поселения Смоленского района и области от <дата>№ <номер> и решением Совета депутатов Корохоткинского сельского поселения от <дата>№ <номер>, усматривается, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен в территориальной зоне П2, однако градостроительный регламент указанной зоны в ПЗЗ Корохоткинского сельского поселения не установлен (л.д.17-86, 156-159).

Согласно п.20 ч.1 ст. 14, ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п.3 ч.1 ст.8, ч.1 ст.31 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам органов местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии со ст.30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (ст.1 ГрК РФ).

Пунктом 3 ч.2 ст.30 ГрК РФ определено, что правила землепользования и застройки включают в себя градостроительные регламенты. Градостроительный регламент - это устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (п.9 ч.1 ст.1 ГрК РФ).

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства (ч.1 ст.30 ГрК РФ).

Абзацем 2 ч.2 ст.85 ЗК РФ установлено, что правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Таким образом, градостроительный регламент устанавливается для каждой территориальной зоны и определяет правовой режим земельных участков соответствующей территориальной зоны.

Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон (ч.4 ст.30 ГрК РФ).

Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений регламентированы статьями 30-35 ГрК РФ. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ (ч.1 ст. 33 ГрК РФ),

Случаи, когда действие градостроительных регламентов не распространяется на земельные участки, определены в ч.4 ст.36 ГрК РФ, а случаи, когда градостроительные регламенты не устанавливаются, определены в ч.6 ст.36 ГрК РФ, среди которых не упоминается отнесение земельных участков к территориальной зоне "П – зона размещения производственных объектов".

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что действующее законодательство не относит отсутствие в документах территориального планирования (Генеральный план и ПЗЗ сельского поселения) установленной территориальной зоны и как следствие градостроительного регламента к одному из оснований для отказа уполномоченным органом в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

При таких обстоятельствах оспариваемое решение не может быть признано законным. Оно нарушает права административного истца, поскольку препятствует реализации им права на возможность выкупа земельного участка занятого принадлежащим ему на праве собственности объектом недвижимости.

Учитывая вышеизложенное и в соответствии с ч.9 ст.227 КАС РФ суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности восстановить нарушенные права и интересы административного истца путем возложении обязанности на административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес><адрес>, под зданием телятника с кадастровым номером № <номер>, принадлежащего ФИО2 на праве собственности, в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Указанный срок для исполнения решения суд находит разумным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, изложенное в письме от <дата>№ <номер>, об отказе ФИО2 в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, под зданием телятника с кадастровым номером № <номер>, принадлежащего ФИО2 на праве собственности.

Обязать Администрацию муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, под зданием телятника с кадастровым номером № <номер>, принадлежащего ФИО2 на праве собственности, в течение тридцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий <данные изъяты> О.Н.Гаврилова

Мотивированное решение суда составлено <дата>