ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-405/2022 от 16.05.2022 Черноморского районного суда (Республика Крым)

УИД 91RS0023-01-2022-000526-70

Дело № 2а-405\2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 мая 2022 года судья Черноморского районного суда Республики Крым Ильичева Н.П., рассмотрев в упрощенном (письменном) производстве в пос. Черноморское, Республики Крым административное дело по административному исковому заявлению Заместителя прокурора Черноморского района Республики Крым, в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к Сидорову Григорию Ивановичу, заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и г. Севастополю, о признании информационных материалов, содержащихся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» экстремистскими и запрещенными к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Черноморского района Республики Крым Падалка О.В. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и г. Севастополю о признании информационных материалов, содержащихся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» экстремистскими и запрещенными к распространению на территории Российской Федерации.

Исковые требования обоснованы тем, что проведенным прокуратурой Черноморского района мониторингом сети интернет установлено, что на сайте <адрес> размещен материал, адресованный неопределённому кругу лиц с текстом музыкального произведения «Песни Жизнь ворам, а не мусорам клип Видеоклип ФИО1 – Жизнь ворам Казань 13.02.16», а также мини онлайн-проигрыватель, воспроизводящий аудиофайл песни. Также посередине страницы находятся полный текст песни. Аудиопроизведение имеет в своем содержании высказывания, в которых негативно оценивается группа лиц, объединенная общим признаком «сотрудники правоохранительных органов» и высказывание, призывающее к осуществлению в отношении неё враждебных, связанных с насилием и причинением вреда действий. Посещение сайта свободно для всех без исключения граждан и не содержит указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, что является основаниям для признания данной информации экстремисткой и запрещенной к распространению в сети «Интернет». Содержание указанного интернет-сайта нарушает запрет на распространение экстремистской информации, создающей условия для осуществления противоправной деятельности, указанная информация способна нанести вред неопределенному кругу лиц, поскольку побуждает неопределенный круг граждан к совершению действий, за осуществление которых предусмотрена административная, уголовная ответственность. Просит признать материал, содержащийся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице (с сетевым адресом): <адрес> экстремистской и запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Судом установлено, что администратором доменного имени <адрес> является Сидоров Григорий Иванович.

05.05.2022 Определением суда исключено из числа ответчиков Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и г. Севастополю и привлечено к участию в деле, в качестве заинтересованного лица; привлечен к участию в деле, в качестве административного соответчика – Сидоров Григорий Иванович.

Определением от 05.05.2022 суд определил возможным рассматривать дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Представитель административного истца подал в суд ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Административный ответчик - Сидоров Г.И. о возможности рассматривать дело в порядке упрощенного (письменного) производства извещен надлежащим образом, возражений в суд не подавал.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и г. Севастополю возражений в суд не подавал.

16.05.2022 вынесено Определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Суд, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Положениями ч. 3 ст. 53 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что прав и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ).

Частью 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ст. 9 Закона № 149-ФЗ, - ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, - в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создана единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».

В реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ).

Согласно п. 2 ст. 3 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на принципе установления ограничений доступа к информации только федеральными законами.

Федеральный закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» (далее – Закон №114-ФЗ) в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяет правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за её осуществление.

Согласно п. 1 ст. 1 Закона №114-ФЗ под экстремистской деятельностью понимается насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами; публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте «е» части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии; публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

Согласно п. 3 ст. 1 Закона №114-ФЗ экстремистские материалы - предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

В соответствии с абз. 1, 2 ст. 13 Закона № 114-ФЗ на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.

Информационные материалы признаются экстремистскими федеральным судом по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому, административному или уголовному делу.

Судом установлено, что прокуратурой Черноморского района проведен мониторингом сети интернет, установлено, что на сайте <адрес> размещен материал, адресованный неопределённому кругу лиц с текстом музыкального произведения «Песни Жизнь ворам, а не мусорам клип Видеоклип ФИО1 – Жизнь ворам Казань 13.02.16», а также мини онлайн-проигрыватель, воспроизводящий аудиофайл песни; посередине страницы находятся полный текст песни. Аудиопроизведение имеет в своем содержании высказывания, в которых негативно оценивается группа лиц, объединенная общим признаком «сотрудники правоохранительных органов» и высказывание, призывающее к осуществлению в отношении неё враждебных, связанных с насилием и причинением вреда действий.

Посещение сайта свободно для всех без исключения граждан и не содержит указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, что является основаниям для признания данной информации экстремисткой и запрещенной к распространению в сети «Интернет».

Таким образом, содержание указанного интернет-сайта нарушает запрет на распространение экстремистской информации, создающей условия для осуществления противоправной деятельности. При этом, указанная информация способна нанести вред неопределенному кругу лиц, поскольку побуждает неопределенный круг граждан к совершению действий, за осуществление которых предусмотрена административная, уголовная ответственность.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что распространение информации на вышеуказанной странице сайта противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайту, где она размещена, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.

Требования заместителя прокурора Черноморского района Республики Крым обоснованы и подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. ст. 175-186, 265.4-265.5, 291-294 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление, Заместителя прокурора Черноморского района Республики Крым, в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, к Сидорову Григорию Ивановичу, заинтересованное лицо - Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и г. Севастополю, о признании информационных материалов, содержащихся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» экстремистскими и запрещенными к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить в полном объеме.

Признать материал, содержащийся в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на странице с сетевым адресом: <адрес> экстремистской и запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и г. Севастополю, для включения страницы сайта в сети «Интернет» <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым суд, через Черноморский районный суд, в течение пятнадцати дней со дня его получения лицами, участвующими в деле.

Судья Н.П. Ильичева