ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-405/2023 от 24.07.2023 Галичского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-405/2023

УИД: 44RS0006-01-2023-000444-80

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Галич 24 июля 2023 г.

Галичский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Воробьёва А.Л.,

при секретаре Аксеновой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Галичского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению в Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Галичский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределённого круга лиц о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайтах, распложенных по адресам:

https://vk.com/video52558256_142319325,

https://my.mail.ru/mail/lubushka_60/video/_myvideo/2105.html?from=videoplayer,

https://vk.com/video374084964_456239120,

https://vk.com/video-25280329_456239716,

запрещенной к распространению в Российской Федерации.

В обоснование указал, что на страницах упомянутых Интернет-сайтов размещены видеоролики, демонстрирующие жестокое обращение с животными, допускающие возможность жестокого обращения с животными с применением болезненных и травмирующих приемов, пропагандирующие жестокое обращение с животными в качестве развлечения.

Доступ на вышеуказанные страницы свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, сгенерированных модераторами. Ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой пользователь информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с устройства, имеющего доступ в сеть. Информация на указанных сайтах распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, как и отсутствует ограничение на передачу, распространение и копирования информации, указанной на сайте.

Владельцы сайтов, авторы размещенной на них информации прокурором не установлены.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 24.041995 № 52-ФЗ «О животном мире» основными принципами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются, в том числе, осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения с животными, в соответствии с общими принципами гуманности.

Под жестоким обращением с животными понимается такое обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неоказание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии (ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ).

В силу ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ животные должны быть защищены от жестокого обращения.

Частью 1 ст. 12 указанного закона установлен запрет пропаганды жестокого обращения с животными, а также запрет на призывы к жестокому обращению с животными.

Согласно ч. 2 ст. 12 вышеназванного закона запрещаются производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение с животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети «Интернет») и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение с животными.

Жестокое обращение с животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, а равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье, запрещено под угрозой уголовной наказания (ст. 245 УК РФ).

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная или административная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.

Таким образом, доступ к сайтам, где размещены видеоролики, демонстрирующие жестокое обращение с животными, противоречит принципам морали и гуманизма, оказывает негативное влияние на нравственное, духовное, психическое развитие граждан.

Размещенная на вышеуказанных сайтах информация создаёт образ жестокого обращения с животными, насилия над ними, как приемлемого обществом явления, способствует укоренению в обществе мнения об обыденности этого явления.

Учитывая, что жестокое обращение с животными, насилие над ними может повлечь негативные социальные, экономические и другие последствия, нарушить права неопределённого круга лиц, доступ пользователям сети "Интернет" к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

В силу ч. 5 ст. 46 ФЗ «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан осуществлять ограничение и возобновление доступа к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в порядке, установленном Законом об информации, а также обеспечивать установку в своей сети связи предоставляемых в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, технических средств контроля за соблюдением оператором связи установленных статьями 15.1 - 15.4 указанного Федерального закона требований.

В ходе мониторинга, осуществленного 26.06.2023 с персонального компьютера с возможностью выхода в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» в здании Галичской межрайонной прокуратуры, расположенной по адресу: Костромская область, г. Галич, пл. Революции, д. 31, выявлены страницы интернет-сайтов по адресам:

https://vk.com/video52558256_142319325,

https://my.mail.ru/mail/lubushka_60/video/_myvideo/2105.html?from=videoplayer,

https://vk.com/video374084964_456239120,

https://vk.com/video-25280329_456239716,

на которых размещены видеоролики, демонстрирующие жестокое обращение с животными, допускающие возможность жестокого обращения с животными с применением болезненных и травмирующих приемов, пропагандирующие жестокое обращение с животными в качестве развлечения.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Частью 1 ст. 10 вышеназванного закона установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 6 ст. 10 указанного закона, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Положением п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ установлено, что основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с частями 2 и 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее Реестр).

Создание, формирование и ведение указанного Реестра в силу ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ возложено на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор).

Аналогичная норма содержится в п.п. 5.1.7 п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций» (вместе с «Положением о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»).

В соответствии с пунктом 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 №1101, одним из оснований для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.

Таким образом, в целях ограничения доступа граждан к интернет-страницам расположенным по адресам:

https://vk.com/video52558256_142319325,

https://my.mail.ru/mail/lubushka_60/video/_myvideo/2105.html?from=videoplayer,

https://vk.com/video374084964_456239120,

https://vk.com/video-25280329_456239716,

необходимо внести данные страницы в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

На момент проверки адреса указанных страниц сайтов, на которых размещена рассматриваемая информация, в едином реестре отсутствует.

Как он (административный истец) считает, обеспечение доступа к сайтам, где размещены вышеуказанные сведения, нарушает публичные интересы Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В судебном заседании старший помощник Галичского межрайонного прокурора Походяева А.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном иске.

Административный ответчик по делу не установлен.

Представитель Управления Роскомнадзора по Костромской области (далее Управление), привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица, в судебное заседание не явился. И.о. заместителя руководителя Управления Корнилова О.Ю. просила рассмотреть дело без участия представителя Управления. Данное ходатайство судом удовлетворено, дело рассмотрено без участия представителя Управления. В отзыве относительно административных исковых требований, Корнилова О.Ю. указала на то, что доступ на указанные интернет – сайты ограничен 03.07.2023 на основании определения Галичского районного суда о применении мер предварительной защиты по данному административному делу, для последующего включения в Единый реестр.

Выслушав старшего помощника прокурора Походяеву А.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова, а также свобода массовой информации.

Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники (далее Федеральный закон № 149-ФЗ).

В силу п.13 ст.2 Федерального закона № 149-ФЗ, под сайтом в сети «Интернет» понимается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет».

Частью 1 статьи 9 Федерального закона № 149-ФЗ, установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Как следует из ч.1 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. При этом запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу пункта 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ, запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч.5 ст.15 данного Федерального закона).

В силу ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.2). Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч.3).

Основаниями для включения в реестр указанных сведений является, помимо прочего, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч.5).

В соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», отнесены к компетенции Роскомнадзора.

Как следует из материалов дела, Галичской межрайонной прокуратурой в рамках проведения проверки исполнения законодательства о животном мире и об ответственном обращении с животными осуществлялся мониторинг сети «Интернет».

В ходе мониторинга, имевшего место 26 июня 2023 г., выявлены Интернет-сайты по адресам:

https://vk.com/video52558256_142319325,

https://my.mail.ru/mail/lubushka_60/video/_myvideo/2105.html?from=videoplayer,

https://vk.com/video374084964_456239120,

https://vk.com/video-25280329_456239716,

на которых размещены видеоролики, демонстрирующие жестокое обращение с животными, допускающие возможность жестокого обращения с животными с применением болезненных и травмирующих приемов, пропагандирующие жестокое обращение с животными в качестве развлечений (л.д.11-14).

Данные обстоятельства подтверждаются представленными суду скриншотами страниц сайтов (л.д. 15-18).

B соответствии co ст. 12 Федерального закона от 24.041995 № 52-ФЗ «O животном мире» основными принципами в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды его обитания являются, в том числе, осуществление пользования животным миром способами, не допускающими жестокого обращения c животными, в соответствии c общими принципами гуманности.

Под жестоким обращением c животными понимается такое обращение c животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в том числе отказ владельца от содержания животного), причинившее вред здоровью животного, либо неокaзание при наличии возможности владельцем помощи животному, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии (ч.5 ст.3 Федерального закона от 27.12.2018 №498-ФЗ «Об ответственном обращении c животными и o внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон от 27.12.2018 № 498-ФЗ).

B силу ч.1 ст.11 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ животные должны быть защищены от жестокого обращения.

Частью 1 ст.12 указанного Закона установлен запрет пропаганды жестокого обращения c животными, a также запрет на призывы к жестокому обращению c животными.

Согласно ч.2 ст.12 вышеназванного закона запрещаются производство, изготовление, показ и распространение пропагандирующих жестокое обращение c животными кино-, видео- и фотоматериалов, печатной продукции, аудиовизуальной продукции, размещение таких материалов и продукции в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети «Интернет») и осуществление иных действий, пропагандирующих жестокое обращение c животными.

За жестокое обращение c животным в целях причинения ему боли и (или) страданий, a равно из хулиганских побуждений или из корыстных побуждений, повлекшее его гибель или увечье, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 245 УК РФ).

Таким образом, действующим законодательством прямо установлен запрет на распространение информации, связанной с жестоким обращением с животными.

Предоставление доступа к информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», содержащей сведения о деяниях, за совершение которых законодателем предусмотрена уголовная ответственность, фактически является распространением запрещенной информации.

Судом установлено, что на сайтах, расположенных по адресам: https://vk.com/video52558256_142319325,

https://my.mail.ru/mail/lubushka_60/video/_myvideo/2105.html?from=videoplayer,

https://vk.com/video374084964_456239120,

https://vk.com/video-25280329_456239716,

размещены видеоролики, демонстрирующие жестокое обращение с животными, допускающие возможность жестокого обращения с животными с применением болезненных и травмирующих приемов, пропагандирующие жестокое обращение с животными в качестве развлечений. Информация находится в открытом доступе, регистрация пользователей на сайтах для получения информации не требуется. Ознакомиться с её содержанием, а также скопировать её материалы в электронном виде может любой Интернет-пользователь.

На момент проверки адреса страниц сайтов, на которых размещена рассматриваемая информация, в едином реестре отсутствуют.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что информация на сайтах, расположенных по указанным адресам, носит противоправный характер, поскольку жестокое обращение с животными запрещено законодательством Российской Федерации.

При этом суд учитывает, что размещение видеороликов, демонстрирующих жестокое обращение с животными, допускающие возможность жестокого обращения с животными с применением болезненных и травмирующих приемов, пропагандирующих жестокое обращение с животными в качестве развлечения, нарушает права неопределенного круга лиц, доступ пользователям сети «Интернет» к указанной информации противоречит положениям Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.

Соответственно, требования, заявленные Галичским межрайонным прокурором, подлежат удовлетворению.

На основании ст.ст.3, 5, 9, 10, 15, 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Галичского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на сайтах:

https://vk.com/video52558256_142319325,

https://my.mail.ru/mail/lubushka_60/video/_myvideo/2105.html?from=videoplayer,

https://vk.com/video374084964_456239120,

https://vk.com/video-25280329_456239716,

информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда является основанием для включения сведений в отношении сайтов, расположенных по адресам:

https://vk.com/video52558256_142319325,

https://my.mail.ru/mail/lubushka_60/video/_myvideo/2105.html?from=videoplayer,

https://vk.com/video374084964_456239120,

https://vk.com/video-25280329_456239716,

в Единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет».

Обратить данное решение суда к немедленному исполнению путем направления копии указанного судебного акта в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Костромской области (156000, Костромская область, г. Кострома, пер. Кадыевский, д. 4).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Галичский районный суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья А.Л. Воробьёв

Мотивированное решение изготовлено судом

27 июля 2023 года.

Судья________________ А.Л. Воробьёв