Дело № 2а-530/2022 (УИД 37RS0022-01-2021-005260-59)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2022 года г. Иваново
Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:
председательствующего судьи: Каманиной Н.П.,
при секретаре: Кокленковой А.И.,
с участием
помощника прокурора Ленинского района г.Иваново ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленинского района г.Иваново в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной для распространения в Российской Федерации
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г.Иваново в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной на сайте, запрещенной для распространения в Российской Федерации.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой района в ходе осуществления проверочных мероприятий выявлены факты размещения в сети интернет для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайте с URL адресом: <адрес> видеороликов, инструкции, агитации и иных материалов, носящих террористический и экстремистский характер, в частности содержится призыв к анархической деятельности. В силу ст.1 федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму. В ходе изучения вышеуказанных сайтов установлено, что данная имеющиеся на указанном сайте материалы содержат призывы, в том числе к разжиганию межнациональной розни, информацию о превосходстве различных государств и религий над иными, отличными от своей.. В связи с этим существует реальная угроза причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц, поскольку в результате террористического акта, где будут использоваться методы и способы по разжиганию ненависти и вражды в отношении неопределенных социальный, политический, религиозных и иных групп, может пострадать неопределенное количество граждан, круг которых индивидуализировать не представляется возможным. Предоставление доступа к данной информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в т.ч. сети Интернет, является распространением запрещенной информации. С учетом изложенного, размещенная на указанных сайтах информация находится в свободном доступе с нарушением норм действующего законодательства, а следовательно нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, в силу чего признание данной информации, носящей террористический и экстремистский характер, является информацией, распространение которой в РФ запрещено, направлено на защиту конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, и необходимо для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено».
На основании изложенного, руководствуясь ст.39 КАС РФ, ст.9, ст.15.1 федерального закона №149-З от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», прокурором заявлены требования признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайте с сетевым адресом: <адрес> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Управление Роскомнадзора по Ивановской области для включения указателя сайта в сети Интернет <адрес> в Единый реестр систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.
Присутствующий в судебном заседании старший помощник прокурора Ленинского района г.Иваново ФИО2 административное исковое заявление поддержал в полном объеме по изложенным в нем доводам.
Представитель заинтересованного лица – Управление Роскомнадзора по Ивановской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица. Из поступившего в материалы дела отзыва на административное исковое заявление следует, что Управление Роскомнадзора по Ивановской области полагает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участников судебного заседания, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу положений ст.2 федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Сайт в сети "Интернет" - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети "Интернет".
В силу ч.1 ст.9 указанного федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Положениями п.2.1 указанного федерального закона предусмотрено, что Порядок идентификации информационных ресурсов в целях принятия мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, требования к способам (методам) ограничения такого доступа, применяемым в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также требования к размещаемой информации об ограничении доступа к информационным ресурсам определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
Согласно ч.1 ст.10 федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.5 ст.15 федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно ст.1 федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму (ст.2 федерального закона №35-ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму»).
В силу п.3 ст.1 федерального закона №114-ФЗ от 25.07.2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистскими материалами понимаются предназначенные для распространения либо публичного демонстрирования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, выступления, изображения руководителей групп, организаций или движений, признанных преступными в соответствии с приговором Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси (Нюрнбергского трибунала), выступления, изображения руководителей организаций, сотрудничавших с указанными группами, организациями или движениями, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
В силу п.1 ст.1 указанного федерального закона под экстремистской деятельностью (экстремизм) понимается насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами.
Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц (ст.3 федерального закона №114-ФЗ от 25.07.2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности»).
Запрещается использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности (ст.12 федерального закона №114-ФЗ от 25.07.2002 г. «О противодействии экстремистской деятельности»).
Таким образом, распространение информации в виде видеороликов, инструкций, агитации и иных материалов, носящих террористический и экстремистский характер, призывы к анархической деятельности, разжиганию межнациональной розни, противоречит требованиям законодательства РФ.
Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на сайтах в сети Интернет <адрес> содержатся видеоролики, инструкции, агитация и иные материалы, носящие террористический и экстремистский характер, призывы к анархической деятельности, разжиганию межнациональной розни, что противоречит требованиям законодательства РФ.
Вход на данный сайт является свободным, ознакомиться с содержанием указанных страниц может любой Интернет-пользователь.
В силу изложенного предоставление возможности доступа к информации, носящей террористический и экстремистский характер с использованием информационно-коммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением запрещенной информации. Размещенная на указанных выше сайтах информация противоречит действующему законодательству, негативно влияет на неопределенный круг лиц, имеется реальная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
В целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержавшим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, в силу п.4 ст.15.1 федерального закона №149-ФЗ от 27.07.2006 г. «Об информации, информационных технологиях и защите информации» уполномоченных федеральный орган исполнительной власти включает соответствующую запрещенную информацию в реестр. При этом п.2 ч.5 ст.15.1 указанного федерального закона предусмотрено, что основанием для включения в соответствующий реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором Ленинского района г.Иваново требования о признании распространяемой в сети Интернет информации запрещенной в Российской Федерации, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Ленинского района г.Иваново в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной для распространения в Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайте с сетевым адресом: <адрес> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Копию вступившего в законную силу решения суда направить в Управление Роскомнадзора по Ивановской области для включения указателя страниц в сети «Интернет»: <адрес> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет» содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья: Н.П. Каманина
Мотивированное решение изготовлено 21 января 2022 года.