Дело № 2а-4066/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 ноября 2018 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Ветровой С.В., при секретаре Рыжовой А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области к Костромскому региональному отделению Общероссийского благотворительного фонда «Российский фонд милосердия и здоровья» о признании прекратившим свою деятельность и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к Костромскому региональному отделению Общероссийского благотворительного фонда «Российский фонд милосердия и здоровья» о признании прекратившим свою деятельность и об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц. Заявленные требования мотивированы тем, что административный ответчик зарегистрирован <дата> за основным государственным регистрационным номером №. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года. Соответственно, благотворительные организации представляют отчет о благотворительной деятельности за 2017 год не позднее <дата>. В нарушение требований п. 2, п. 3 ст. 19 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», абз. 2 п. 14 ст. 250, п. 5 ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации Отделением до <дата> указанный отчет в правление не представлен. В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». <дата> Управлением за не предоставление отчетности за 2017 год вынесено предупреждение за исх. № со сроком устранения нарушений не позднее <дата> Уведомление о вручении предупреждения вернулись в Управление <дата> и <дата> соответственно. В судебном порядке предупреждение Отделением не обжаловалось. До настоящего времени установленное нарушение Отделением не устранено. В связи с не предоставлением информации в отношении должностного лица организации ФИО1 <дата> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 КоАП РФ Однако нарушение не устранено. В нарушение требований абз. 8 ст. ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 г. № 212, не представлена соответствующая информация в управление, Управлением за несвоевременное предоставление отчетности за 2016 год в отношении организации составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ, Постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Свердловского судебного района г. Костромы организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного предупреждения. Управлением за не предоставление отчетности за 2017 Организации вынесено предупреждение от <дата>№ со сроком устранения выявленных нарушений не позднее <дата> В Управление возвращены конверты, направленные по адресу организации и по месту жительства руководителя организации с отметкой «истек срок хранения». В судебном порядке предупреждения не обжаловались. Управлением за не предоставление отчетности за 2017 год в отношении организации и месту жительства руководителя <дата> составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.7 КоАП РФ с назначением наказаний в виде административных предупреждений. Управлением <дата> в соответствии с абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 82-фЗ вынесено повторное предупреждение со сроком устранения выявленных нарушений не позднее <дата> Предупреждение, направленное по месту жительства руководителя получено <дата><дата> в Управление вернулся конверт, направленный по месту нахождения организации с отметкой истек срок хранения. Управлением <дата> за не предоставление отчетности за 2017 год в отношении руководителя организации ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.19.5 КоАП РФ. Управлением на основании указанного закона также вынесено повторное предупреждение со сроком устранения выявленных нарушений не позднее <дата> В судебном порядке предупреждения не обжаловались.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала по мотивам и основаниям, указанным в тексе административного искового заявления
Представитель административного ответчика в судебном заседании не присутствует, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, каких-либо возражений по существу заявленных требований не представили.
Представитель заинтересованного лица ИФНС по г. Костроме в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрены и ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82–ФЗ «Об общественных объединениях»
Согласно ст. 29 указанного Федерального закона общественное объединение обязано: соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.
Согласно Устава Костромское региональное отделение Общероссийского благотворительного фонда «Российский фонд милосердия и здоровья» является добровольным самоуправляемым некоммерческим формированием, не имеющим членства, созданным по инициативе общественных объединений. Фонд осуществляет социальную поддержку и защиту граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную поддержку бездомных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных способностей, иных обстоятельств не способен самостоятельно реализовать свои права и законные интересы. Оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических и промышленных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвы репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам.
Как следует из материалов дела, Костромское региональное отделение Общероссийского благотворительного фонда «Российский фонд милосердия и здоровья» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц <дата> за основным государственным номером №
Адрес (место нахождения) организации зарегистрирован как: 156005, <адрес>.
Согласно п. 2,3 ст. 19 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)» благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о:
финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы (п.3).
Абзацем 2 п. 14 ст. 250 НК РФ установлено, что налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу.
В соответствии с установленным в. 5 ч. 1 ст. 23 НК РФ сроком о предоставлении отчетности не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, административный ответчик был обязан предоставить отчет о благотворительной деятельности за 2017 год не позднее 31.03.2018 года
За непредставление указанной информации Управлением Минюста РФ по Костромской области организации было вынесено предупреждение от <дата>, данное предупреждение в судебном порядке не обжаловалось, нарушение до настоящего времени не устранено. Повторное предупреждение вынесено <дата> и также оставлено без исполнения.
В соответствии с абз. 8 ч.1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ, Общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 марта 2010 года N 72 утверждены формы отчетности некоммерческих организаций, в том числе форма N ОН0003 отчета об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании (приложение N 2).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" общественное объединение, если иной порядок не установлен федеральными законами об отдельных видах общественных объединений, представляет в уполномоченный орган (его территориальный орган), документы, содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В связи с неисполнением указанных требований закона указанная информация организацией не представлена, в связи с чем, Управлением вносились предупреждения <дата>, <дата> (повторное), организация и руководитель привлекались к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ.
Согласно п. 10 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях"» N 82-ФЗ, неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 указанного Закона, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно ст. 44 указанного федерального закона, ликвидация общественного объединения осуществляется в связи с неоднократным или грубым нарушением общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
На основании исследованных при рассмотрении дела доказательств следует, что ответчик в своей деятельности допустил неоднократные нарушения приведенных требований Федерального закона, мер к их устранению не принимает, в связи с чем суд расценивает нарушения в деятельности организации как грубые.
Нарушение положений действующего законодательства осуществлялось организацией в течение длительного периода времени, допущенные нарушения по своему характеру являются достаточным основанием для ликвидации общественного объединения.
Признание общественного объединения прекратившим свою деятельность в данном случае, как мера реагирования на нарушения действующего законодательства, соответствует общеправовыми принципами юридической ответственности и соразмерна допущенным юридическим лицом нарушениям.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 28.06.2012 №1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов, и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Признание общественной организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, так и не лишает возможности приобрести статус юридического лица заново.
Руководствуясь ст.ст. 175, 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области к Костромскому региональному отделению Общероссийского благотворительного фонда «Российский фонд милосердия и здоровья» удовлетворить.
Признать Костромское региональное отделение Общероссийского благотворительного фонда «Российский фонд милосердия и здоровья» прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица.
Исключить Костромское региональное отделение Общероссийского благотворительного фонда «Российский фонд милосердия и здоровья» (основной государственный регистрационный номер №) из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г.Костромы.
Судья Ветрова С.В.