№2а-406/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 декабря 2017 года г.Спас-Клепики Рязанская область
Клепиковский районный суд Рязанской области в составе:
Председательствующего Пыриковой Е.С.
С участием прокурора Кудрявцевой Е.С.
При секретаре Федькиной Е.С.
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Клепиковского района Рязанской области к Министерству природопользования Рязанской области о признании бездействия незаконным и возложению обязанности по совершению действий,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Клепиковского района Рязанской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству природопользования Рязанской области, в котором просит признать бездействие административного ответчика по незаконным, обязать административного ответчика установить границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов – р.Нарма, р.Черненькая, расположенных на территории Клепиковского района Рязанской области, и направить сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр. В соответствии с ч.2 ст.178 КАС РФ установить административному ответчику срок для совершения указанных действий - 2 года со дня вступления в силу решения суда.
Свои требования прокурор мотивирует тем, что в ходе проведённой районной прокуратурой проверки соблюдения условий пользования участками береговой полосы в границах водоохранных зон было установлено, что на территории района протекают водотоки - р.Нарма, р.Черненькая. Министерством границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос данных водных объектов в государственный водный реестр не вносились, в нарушение норм Водного Кодекса РФ. Установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов. Отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, ссылаясь на изложенное выше.
В судебном заседании представитель административного ответчика Министерства природопользования Рязанской области участия не принимал, о дне слушания извещен надлежащим образом, возражений по иску не представил, об уважительности причин неявки не известил, об отложении слушания дела не просил.
Суд, выслушав прокурора, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
На основании ст.42 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Как усматривается из материалов гражданского дела прокуратурой Клепиковского района по заданию прокуратуры области была проведена проверка соблюдения условий пользования участками береговой полосы в границах водоохранных зон, в ходе которой было установлено, что на территории района протекают водотоки - р.Нарма, р.Черненькая. Министерством границы водоохранных зон и границы прибрежных защитных полос данных водных объектов в государственный водный реестр не вносились, в нарушение норм Водного Кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст.8 ВК РФ все водные объекты, за исключением таких, как пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Собственник водного объекта Российская Федерация обязан осуществлять меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.26 ВК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.65 ВК РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч.18 ст.65 Водного кодекса РФ, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании ст.55ВК РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Согласно пп.б, п.3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N79, мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
На основании п.4 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N79, мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя, в том числе, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, закрепление их на местности специальными информационными знаками в соответствии с Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».
В соответствии с п.3 «Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно п.4 «Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают: а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации; б) описание границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; г) установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Согласно п.п.5, 6 «Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок, представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении государственного водного реестра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N253.
На основании Постановления Правительства Рязанской области от 19 сентября 2016 года N212 министерство лесного хозяйства Рязанской области переименовано в министерство природопользования Рязанской области и реорганизовано путем присоединения к нему министерства природопользования и экологии Рязанской области. Полномочия министерства природопользования и экологии Рязанской области переданы министерству природопользования Рязанской области.
Согласно п.п. 9, п.1 гл.III Положения о министерстве природопользования и экологии Рязанской области, утвержденное Постановлением Правительства Рязанской области от 9 июля 2008 года N134,к полномочиям министерства относится осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а именно: предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Рязанской области, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев предоставления водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства; осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Рязанской области; участие в осуществлении мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Рязанской области.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Министерство природопользования Рязанской области обязано принять меры к установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос вышеуказанного водотока в границах муниципального образования - Клепиковский муниципальный район, как на картографических материалах, так и непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.
Однако в нарушение указанного законодательства границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос водотоков: р.Нарма, р.Черненькая протекающих на территории Клепиковского района не установлены.
Установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов. Отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Присуждение к исполнению обязанности в натуре является одним из способов защиты гражданских прав (ст. 12 ГК РФ).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме, поскольку факт непринятия административным ответчиком мер по установлению границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов – р.Нарма и р.Черненькая, расположенных на территорииКлепиковского района Рязанской области и направлению сведений о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр установлен и не оспаривался представителем административного ответчика, данное бездействие административного ответчика нарушает требования законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие Министерства природопользования Рязанской области по непринятию мер по установлению границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов – р.Нарма и р.Черненькая, расположенных на территории Клепиковского района Рязанской области, и направлению сведений о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр незаконным.
Возложить на Министерство природопользования Рязанской области обязанность по установлению границы водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов – р.Нарма и р.Черненькая, расположенных на территории Клепиковского района Рязанской области, и направлению сведений о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр в течении 2 лет со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд путем подачи жалобы через Клепиковский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья: Пырикова Е.С.