ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-406/19 от 20.12.2019 Старицкого районного суда (Тверская область)

УИД 69RS0031-01-2019-000566-28

Дело № 2а-406/2019

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Старица Тверская обл. 20 декабря 2019 г.

Старицкий районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Беляевой И.Б.,

при секретаре судебного заседания Хревенковой Л.Г.,

с участием представителей административного истца по доверенности Неврева А.В. и Галаки Р.И.,

представителя по доверенности административного ответчика – Управления Россельхознадзора по Тверской области Петрова И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Воронина А.Б. к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Управлению федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области о признании незаконным приказа Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области №141-ЗН от 4 февраля 2019 г.

установил:

Воронин А.Б., от имени которого по доверенности действовал по доверенности Галака Р.И., обратился в суд с административным иском к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) о признании незаконным приказа Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области №141-ЗН от 4 февраля 2019г.

В обоснование административного иска указано, что Воронин А.Б. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

4 февраля 2019г. Управлением Россельхознадзора по Тверской области вынесен приказ № 141-ЗН о проведении планового (рейдового) осмотра земельных участков в районе д. Старо-Курцово Старицкого района Тверской области, в том числе земельного участка с кадастровым номером .

Административный истец считает, что данный приказ был вынесен Управлением Россельхознадзора по Тверской области незаконно, без наличия надлежащих к тому оснований, нарушает его права и законные интересы, так как он незаконно был привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа.

Определением суда от 22 ноября 2019г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Россельхознадзора по Тверской области (л.д. 1-3).

В письменном отзыве Управление Россельхознадзора по Тверской области выражает несогласие с административным иском, просит в его удовлетворении отказать (л.д. 127-130).

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) ходатайствовал о замене ненадлежащего ответчика, указав, что оспариваемый приказ не издавал и не согласовывал его, поэтому не может быть стороной по настоящему административному делу (л.д.205).

Административный истец Воронин А.Б. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителей по доверенности (л.д. 200).

Административный ответчик – Россельхознадзор при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращался.

В данном случае с учетом положений ст. 150 и 152 Кодекса Российской Федерации об административном судопроизводстве (далее – КАС РФ) дело рассмотрено по существу в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав представителей административного истца по доверенности Неврева А.В. и Галаку Р.И., поддержавших заявленные требования, представителя по доверенности административного ответчика Управления Россельхознадзора по Тверской области Петрова И.Е., который административный иск не признал, свидетеля А.., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса Российской Федерации об административном судопроизводстве гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания решения незаконным необходимо наличие совокупности условий - несоответствие этого решения нормативным правовым актам, а также нарушение прав и законных интересов административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из положений статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (часть 1).

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (органы государственного земельного надзора) (часть 2).

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (часть 3).

В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской от 30 июня 2004 г. N 327, пунктом 9.1.4 Положения об управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15 сентября 2017 г. N 903, к полномочиям Управления Россельхознадзора по Тверской области относится осуществление государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в пределах своей компетенции, в том числе надзор за: обеспечением защиты указанных земель от загрязнения их опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами; соблюдением требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности и т.д.

Согласно пункту 4 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту – Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

Статьей 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ предусмотрено, что плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, административные обследования объектов земельных отношений относятся к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Из положений статьи 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (часть 1).

В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона (часть 2).

Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку (часть 3).

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 октября 2015г. №475 утвержден Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований (далее по тексту также – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка, плановые (рейдовые) осмотры, обследования, проводятся, в том числе, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Предметом плановых (рейдовых) осмотров является выявление признаков нарушения законодательства Российской Федерации.

Плановые (рейдовые) осмотры, обследования проводятся должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора и фитосанитарного контроля Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и (или) ее территориальных органов (пункт 3 Порядка).

Пунктом 5 Порядка установлено, что проведение плановых (рейдовых) осмотров обследований осуществляется в соответствии с заданием по утвержденным маршрутам (пункт 5 Порядка).

Из пункта 6 Порядка следует, что плановые (рейдовые) задания утверждаются приказом руководителя (заместителя руководителя) Россельхознадзора или территориального органа Россельхознадзора.

Судом установлено, что Воронину А.Б. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Старицкий район, с/п Архангельское, в районе д. Старо-Курцово, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 31 января 2019г. (л.д. 39-41).

04 февраля 2019г. заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской области М.Р. вынесен приказ №141-ЗН «О проведении планового (рейдового) осмотра, обследования», а именно проведении в период с 04 февраля по 18 февраля 2019г. планового (рейдового) осмотра, обследования земельных участков, расположенных в районе дер. Старо-Курцово Старицкого района Тверской области.

Этим же приказом утверждено плановое (рейдовое) задание на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования от 04 февраля 2019 №04-22/2 (л.д. 35).

На основании данного приказа государственному инспектору земельного надзора В. и старшему государственному инспектору отдела земельного надзора М.. выдано плановое (рейдовое) задание от 04 февраля 2019 №04-22/2 на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования земельных участков, расположенных в районе дер. Старо-Курцово Старицкого района Тверской области, в котором указаны даты начала и окончания исполнения планового (рейдового) задания: с 4 февраля 2019г. по 18 февраля 2019г. (л.д. 36).

15 февраля 2019г. старшим государственным инспектором отдела земельного надзора М. проведен осмотр, обследование принадлежащего Воронину А.Б. на праве собственности земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым , в ходе которого выявлен факт зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью (ивняк, ель, береза, пижма) и отсутствие признаков сельскохозяйственной деятельности, о чем составлен Акт №04-22/2 планового (рейдового) осмотра, обследования.

По результатам планового (рейдового) осмотра Управлением Россельхознадзора по Тверской области Воронину А.Б. 18 февраля 2019г. вынесено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований, установленных статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации и предложено принять меры по обеспечению их соблюдения (л.д.44-45).

Сведения о направлении Воронину А.Б. копии предостережения в материалах дела отсутствуют, доводы административного истца о том, что с материалами дела он был ознакомлен только 02 октября 2019г. не опровергнуты, поэтому суд считает, что срок обращения с настоящим административным иском в суд административным истцом не пропущен.

В связи с тем, что на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем Воронину А.Б., по мнению государственного инспектора отдела земельного надзора М., усматривалась угроза причинения вреда окружающей среды, ею в адрес заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской области было направлено представление о проведении внеплановой проверки в отношении Воронина А.Б.

26 февраля 2019г. и.о. руководителя Управлением Россельхознадзора по Тверской области М.Р.. вынесен приказ №218-ФЛ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении гражданина Воронина А.Б. (л.д.46-47).

По результатам внеплановой проверки старшим государственным инспектором отдела земельного надзора М. составлены Акт проверки №04-20/69 от 01 апреля 2019г. (л.д. 48-51), протокол №04-20/240 от 16 мая 2019г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 61-62), также в адрес Воронина А.Б. вынесено предписание №04-20/45 от 01 апреля 2019г. об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации (л.д.52-53).

Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области №ПСТ-04-20/635 от 04 июля 2019г. Воронин А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (л.д.70-71).

Данное постановление обжаловано Ворониным А.Б. в порядке, предусмотренном главой 30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам административного истца и его представителей оспариваемый приказ №141-ЗН от 04 февраля 2019г. «О проведении планового (рейдового) осмотра, обследования» вынесен должностным лицом Управления Россельхознадзора по Тверской области в пределах его полномочий при наличии к тому достаточных оснований.

Так, из материалов дела следует, что 21 января 2019г. в Управление Россельхознадзора по Тверской области из Министерства лесного хозяйства Тверской области поступило коллективное обращение жителей Старо-Курцово Старицкого района Тверской области (инициатор обращения И..) от 9 января 2019г. о вырубке деревьев в районе деревни Старо-Курцово Старицкого района Тверской области (л.д. 89-90).

Доводы административного истца и его представителей о том, что названное коллективное обращение, поступившее в электронном виде, не соответствует требованиям, установленным в пункте 3 статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку из него невозможно идентифицировать лицо, его отправившее, и в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не может служить основанием для проведения внеплановой проверки, не могут быть приняты судом во внимание.

При этом суд исходит из того, что предметом спора по настоящему административному делу является приказ заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской области №141-ЗН от 04 февраля 2019г. «О проведении планового (рейдового) осмотра, обследования», а не приказ о проведении внеплановой проверки в отношении Воронина А.Б.

По смыслу статьи 71 Земельного кодекса РФ и ч. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ поводом для проведения планового (рейдового) осмотра может быть любая информация о нарушениях, для подтверждения либо опровержения которой организуется плановый (рейдовый) осмотр, обследование земельных участков.

В соответствии со статьей 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ плановый (рейдовый) осмотр, обследование относится к мероприятиям по контролю и при его проведении не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не содержит запрета государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам принимать к рассмотрению обращения граждан, не соответствующие требованиям, установленным в пункте 3 статьи 7 данного Федерального закона.

Следует также отметить, что сообщение о возможном нарушении земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения поступило в Управление Россельхознадзора по Тверской области из Министерства лесного хозяйства Тверской области.

Не может суд согласиться и с доводами административного истца и его представителей о том, что в данном случае Управление Россельхознадзора по Тверской области фактически подменило плановым (рейдовым) мероприятием внеплановую проверку в отношении Воронина А.Б..

Так, из приказа Управления Россельхознадзора по Тверской области №141-ЗН от 04 февраля 2019г. и утвержденного данным приказом планового (рейдового) задания №04-22/2 от 04 февраля 2019г. следует, что предметом планового (рейдового) осмотра являлись земельные участки, расположенные в районе д. Старо-Курцово Старицкого района Тверской области, а не конкретно земельный участок Воронина А.Б. с кадастровым номером

То обстоятельство, что в материалах дела отсутствуют акты осмотра других земельных участков, не свидетельствует о незаконности проведения планового (рейдового) осмотра, обследования и нарушении прав и законных интересов административного истца.

Данных о составлении в отношении Воронина А.Б. протокола об административном правонарушении по результатам проведения планового (рейдового) осмотра, обследования в материалах дела нет.

Из материалов дела следует, что внеплановая проверка в отношении Воронина А.Б. была проведена на основании приказа и.о. руководителя Управлением Россельхознадзора по Тверской области М.Р. №218-ФЛ от 26 февраля 2019г., который административным истцом в рамках настоящего административного дела не оспаривался.

Вопрос о законности составленного в отношении Воронина А.Б. протокола №04-20/240 от 16 мая 2019г. об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности подлежит проверке в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, поскольку административным истцом оспаривается приказ Управления Россельхознадзора по Тверской области, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) не является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что возможность восстановления предположительно нарушенных прав заявителя избранным способом защиты, как и совокупность условий, необходимых для признания незаконным оспариваемого решения, в данном случае отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса Российской Федерации об административном судопроизводстве, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Воронина А.Б. к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Управлению федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области о признании незаконным приказа Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области №141-ЗН от 4 февраля 2019 г., - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме принято «24» декабря 2019 года.

Председательствующий:

УИД 69RS0031-01-2019-000566-28

Дело № 2а-406/2019

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Старица Тверская обл. 20 декабря 2019 г.

Старицкий районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Беляевой И.Б.,

при секретаре судебного заседания Хревенковой Л.Г.,

с участием представителей административного истца по доверенности Неврева А.В. и Галаки Р.И.,

представителя по доверенности административного ответчика – Управления Россельхознадзора по Тверской области Петрова И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Воронина А.Б. к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Управлению федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области о признании незаконным приказа Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области №141-ЗН от 4 февраля 2019 г.

установил:

Воронин А.Б., от имени которого по доверенности действовал по доверенности Галака Р.И., обратился в суд с административным иском к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) о признании незаконным приказа Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области №141-ЗН от 4 февраля 2019г.

В обоснование административного иска указано, что Воронин А.Б. является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>

4 февраля 2019г. Управлением Россельхознадзора по Тверской области вынесен приказ № 141-ЗН о проведении планового (рейдового) осмотра земельных участков в районе д. Старо-Курцово Старицкого района Тверской области, в том числе земельного участка с кадастровым номером .

Административный истец считает, что данный приказ был вынесен Управлением Россельхознадзора по Тверской области незаконно, без наличия надлежащих к тому оснований, нарушает его права и законные интересы, так как он незаконно был привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа.

Определением суда от 22 ноября 2019г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление Россельхознадзора по Тверской области (л.д. 1-3).

В письменном отзыве Управление Россельхознадзора по Тверской области выражает несогласие с административным иском, просит в его удовлетворении отказать (л.д. 127-130).

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) ходатайствовал о замене ненадлежащего ответчика, указав, что оспариваемый приказ не издавал и не согласовывал его, поэтому не может быть стороной по настоящему административному делу (л.д.205).

Административный истец Воронин А.Б. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием представителей по доверенности (л.д. 200).

Административный ответчик – Россельхознадзор при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращался.

В данном случае с учетом положений ст. 150 и 152 Кодекса Российской Федерации об административном судопроизводстве (далее – КАС РФ) дело рассмотрено по существу в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав представителей административного истца по доверенности Неврева А.В. и Галаку Р.И., поддержавших заявленные требования, представителя по доверенности административного ответчика Управления Россельхознадзора по Тверской области Петрова И.Е., который административный иск не признал, свидетеля А.., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса Российской Федерации об административном судопроизводстве гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, для признания решения незаконным необходимо наличие совокупности условий - несоответствие этого решения нормативным правовым актам, а также нарушение прав и законных интересов административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из положений статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности (часть 1).

Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (органы государственного земельного надзора) (часть 2).

Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (часть 3).

В соответствии с Положением о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденным Постановлением Правительства Российской от 30 июня 2004 г. N 327, пунктом 9.1.4 Положения об управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору от 15 сентября 2017 г. N 903, к полномочиям Управления Россельхознадзора по Тверской области относится осуществление государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в пределах своей компетенции, в том числе надзор за: обеспечением защиты указанных земель от загрязнения их опасными химическими веществами, патогенами и экопатогенами; соблюдением требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности и т.д.

Согласно пункту 4 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту – Федеральный закон от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ) с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

Статьей 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ предусмотрено, что плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона, административные обследования объектов земельных отношений относятся к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Из положений статьи 13.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ плановые (рейдовые) осмотры, обследования земельных участков проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления (часть 1).

В случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона (часть 2).

Плановые (рейдовые) осмотры не могут проводиться в отношении конкретного юридического лица, индивидуального предпринимателя и не должны подменять собой проверку (часть 3).

Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16 октября 2015г. №475 утвержден Порядок оформления и содержания плановых (рейдовых) заданий на проведение плановых (рейдовых) осмотров, обследований и оформления результатов таких плановых (рейдовых) осмотров, обследований (далее по тексту также – Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка, плановые (рейдовые) осмотры, обследования, проводятся, в том числе, в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Предметом плановых (рейдовых) осмотров является выявление признаков нарушения законодательства Российской Федерации.

Плановые (рейдовые) осмотры, обследования проводятся должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора и фитосанитарного контроля Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и (или) ее территориальных органов (пункт 3 Порядка).

Пунктом 5 Порядка установлено, что проведение плановых (рейдовых) осмотров обследований осуществляется в соответствии с заданием по утвержденным маршрутам (пункт 5 Порядка).

Из пункта 6 Порядка следует, что плановые (рейдовые) задания утверждаются приказом руководителя (заместителя руководителя) Россельхознадзора или территориального органа Россельхознадзора.

Судом установлено, что Воронину А.Б. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым площадью <данные изъяты> кв.м., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования – для сельскохозяйственного использования, расположенный по адресу: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Тверская область, Старицкий район, с/п Архангельское, в районе д. Старо-Курцово, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 31 января 2019г. (л.д. 39-41).

04 февраля 2019г. заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской области М.Р. вынесен приказ №141-ЗН «О проведении планового (рейдового) осмотра, обследования», а именно проведении в период с 04 февраля по 18 февраля 2019г. планового (рейдового) осмотра, обследования земельных участков, расположенных в районе дер. Старо-Курцово Старицкого района Тверской области.

Этим же приказом утверждено плановое (рейдовое) задание на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования от 04 февраля 2019 №04-22/2 (л.д. 35).

На основании данного приказа государственному инспектору земельного надзора В. и старшему государственному инспектору отдела земельного надзора М.. выдано плановое (рейдовое) задание от 04 февраля 2019 №04-22/2 на проведение планового (рейдового) осмотра, обследования земельных участков, расположенных в районе дер. Старо-Курцово Старицкого района Тверской области, в котором указаны даты начала и окончания исполнения планового (рейдового) задания: с 4 февраля 2019г. по 18 февраля 2019г. (л.д. 36).

15 февраля 2019г. старшим государственным инспектором отдела земельного надзора М. проведен осмотр, обследование принадлежащего Воронину А.Б. на праве собственности земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым , в ходе которого выявлен факт зарастания древесно-кустарниковой и сорной растительностью (ивняк, ель, береза, пижма) и отсутствие признаков сельскохозяйственной деятельности, о чем составлен Акт №04-22/2 планового (рейдового) осмотра, обследования.

По результатам планового (рейдового) осмотра Управлением Россельхознадзора по Тверской области Воронину А.Б. 18 февраля 2019г. вынесено предостережение о недопустимости нарушений обязательных требований, установленных статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации и предложено принять меры по обеспечению их соблюдения (л.д.44-45).

Сведения о направлении Воронину А.Б. копии предостережения в материалах дела отсутствуют, доводы административного истца о том, что с материалами дела он был ознакомлен только 02 октября 2019г. не опровергнуты, поэтому суд считает, что срок обращения с настоящим административным иском в суд административным истцом не пропущен.

В связи с тем, что на земельном участке с кадастровым номером , принадлежащем Воронину А.Б., по мнению государственного инспектора отдела земельного надзора М., усматривалась угроза причинения вреда окружающей среды, ею в адрес заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской области было направлено представление о проведении внеплановой проверки в отношении Воронина А.Б.

26 февраля 2019г. и.о. руководителя Управлением Россельхознадзора по Тверской области М.Р.. вынесен приказ №218-ФЛ о проведении внеплановой выездной проверки в отношении гражданина Воронина А.Б. (л.д.46-47).

По результатам внеплановой проверки старшим государственным инспектором отдела земельного надзора М. составлены Акт проверки №04-20/69 от 01 апреля 2019г. (л.д. 48-51), протокол №04-20/240 от 16 мая 2019г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 61-62), также в адрес Воронина А.Б. вынесено предписание №04-20/45 от 01 апреля 2019г. об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации (л.д.52-53).

Постановлением начальника отдела земельного надзора Управления Россельхознадзора по Тверской области №ПСТ-04-20/635 от 04 июля 2019г. Воронин А.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей (л.д.70-71).

Данное постановление обжаловано Ворониным А.Б. в порядке, предусмотренном главой 30 Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки доводам административного истца и его представителей оспариваемый приказ №141-ЗН от 04 февраля 2019г. «О проведении планового (рейдового) осмотра, обследования» вынесен должностным лицом Управления Россельхознадзора по Тверской области в пределах его полномочий при наличии к тому достаточных оснований.

Так, из материалов дела следует, что 21 января 2019г. в Управление Россельхознадзора по Тверской области из Министерства лесного хозяйства Тверской области поступило коллективное обращение жителей Старо-Курцово Старицкого района Тверской области (инициатор обращения И..) от 9 января 2019г. о вырубке деревьев в районе деревни Старо-Курцово Старицкого района Тверской области (л.д. 89-90).

Доводы административного истца и его представителей о том, что названное коллективное обращение, поступившее в электронном виде, не соответствует требованиям, установленным в пункте 3 статьи 7 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», поскольку из него невозможно идентифицировать лицо, его отправившее, и в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не может служить основанием для проведения внеплановой проверки, не могут быть приняты судом во внимание.

При этом суд исходит из того, что предметом спора по настоящему административному делу является приказ заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Тверской области №141-ЗН от 04 февраля 2019г. «О проведении планового (рейдового) осмотра, обследования», а не приказ о проведении внеплановой проверки в отношении Воронина А.Б.

По смыслу статьи 71 Земельного кодекса РФ и ч. 1 ст. 13.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ поводом для проведения планового (рейдового) осмотра может быть любая информация о нарушениях, для подтверждения либо опровержения которой организуется плановый (рейдовый) осмотр, обследование земельных участков.

В соответствии со статьей 8.3 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ плановый (рейдовый) осмотр, обследование относится к мероприятиям по контролю и при его проведении не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не содержит запрета государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам принимать к рассмотрению обращения граждан, не соответствующие требованиям, установленным в пункте 3 статьи 7 данного Федерального закона.

Следует также отметить, что сообщение о возможном нарушении земельного законодательства на землях сельскохозяйственного назначения поступило в Управление Россельхознадзора по Тверской области из Министерства лесного хозяйства Тверской области.

Не может суд согласиться и с доводами административного истца и его представителей о том, что в данном случае Управление Россельхознадзора по Тверской области фактически подменило плановым (рейдовым) мероприятием внеплановую проверку в отношении Воронина А.Б..

Так, из приказа Управления Россельхознадзора по Тверской области №141-ЗН от 04 февраля 2019г. и утвержденного данным приказом планового (рейдового) задания №04-22/2 от 04 февраля 2019г. следует, что предметом планового (рейдового) осмотра являлись земельные участки, расположенные в районе д. Старо-Курцово Старицкого района Тверской области, а не конкретно земельный участок Воронина А.Б. с кадастровым номером

То обстоятельство, что в материалах дела отсутствуют акты осмотра других земельных участков, не свидетельствует о незаконности проведения планового (рейдового) осмотра, обследования и нарушении прав и законных интересов административного истца.

Данных о составлении в отношении Воронина А.Б. протокола об административном правонарушении по результатам проведения планового (рейдового) осмотра, обследования в материалах дела нет.

Из материалов дела следует, что внеплановая проверка в отношении Воронина А.Б. была проведена на основании приказа и.о. руководителя Управлением Россельхознадзора по Тверской области М.Р. №218-ФЛ от 26 февраля 2019г., который административным истцом в рамках настоящего административного дела не оспаривался.

Вопрос о законности составленного в отношении Воронина А.Б. протокола №04-20/240 от 16 мая 2019г. об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности подлежит проверке в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, поскольку административным истцом оспаривается приказ Управления Россельхознадзора по Тверской области, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) не является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что возможность восстановления предположительно нарушенных прав заявителя избранным способом защиты, как и совокупность условий, необходимых для признания незаконным оспариваемого решения, в данном случае отсутствуют.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса Российской Федерации об административном судопроизводстве, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Воронина А.Б. к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и Управлению федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области о признании незаконным приказа Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тверской области №141-ЗН от 4 февраля 2019 г., - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:

Решение суда в окончательной форме принято «24» декабря 2019 года.

Председательствующий:

1версия для печатиДело № 2а-406/2019 ~ М-408/2019 (Решение)