УИД 59RS0005-01-2023-003425-30
Дело № 2а-4074/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
03 августа 2023 года г. Пермь
Мотовилихинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Булдаковой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Гайнутдиновой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю к Ассоциации «Родительский совет МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении её из Единого государственного реестра юридических лиц,
у с т а н о в и л:
Административный истец - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю (далее по тексту Управление) обратилось в суд с административным иском к административному ответчику - Ассоциация «Родительский совет МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства» г. Перми о ликвидации некоммерческой организации и об исключении её из ЕГРЮЛ, указав в обоснование требований, что решение о государственной регистрации Ассоциации «Родительский совет МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства» г. Перми (далее по тексту Организация) принято Управлением 30.08.2018. Сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее по тексту ЕГРЮЛ) 06.09.2018 Межрайонной ИФНС России № 17 по Пермскому краю, ОГРН № 1185958029157. Организация действует на основании Устава, утвержденного Общим собранием учредителей от 10.08.2018 (протокол № 1).
Согласно ст. 32 Закона № 7-ФЗ на некоммерческие организации возложена обязанность по предоставлению отчетности.
В соответствии с п. 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации обязаны представлять в территориальный орган Минюста России по месту своего нахождения документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников, документы о целях расходования денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
Положением п. 3.2. ст. 32 Закона № 7-ФЗ предусмотрена обязанность некоммерческих организаций по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на Информационном портале Минюста России отчета о деятельности некоммерческих организаций (http://unro.minjust.ru) или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление.
В соответствии с приказом Минюста России от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» некоммерческая организация представляет в Минюст России (его территориальный орган) отчет о ее деятельности, о персональном составе ее руководящих органов и работниках, а также о целях расходования денежных средств и использования иного имущества ежегодно не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Организация не выполнила требования п. 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, приказа Минюста России от 30.09.2021 № 185, что свидетельствует об отсутствии деятельности организации.
Подтверждением этого факта является:
1. Отсутствие информации о предоставлении отчетов за 2022 год в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций» (АИС УНРО), что подтверждается справкой о произведенной выгрузке данных из базы АИС УНРО.
2. Отсутствие в учетном деле организации документов, содержащих отчеты по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным приказом Минюста России от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» за 2022 год.
С учетом положений Федерального Закона № 326-ФЗ от 14.07.2022 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность Организации по размещению отчетности в сети «Интернет» за 2022 год приостановлена.
Однако Организация в нарушение п. 3.2. ст. 32 Закона № 7-ФЗ не исполнила обязанность по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на Информационном портале Минюста России отчетов о своей деятельности за 2021 год (http://unro.minjust.ru) или предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» за неисполнение требований законодательства к организации в текущем году Управлением не применяются меры реагирования. Соответствующая позиция Минюста России доведена до территориальных органов письмом от 05.04.2023 № 11-38762/23.
О фактическом прекращении деятельности Организации свидетельствует поступившее в адрес Управления 05.05.2023 заявление Неволиной Светланы Юрьевны – председателя Организации, в котором указано, что Организация фактически прекратила свою деятельность с мая 2022 года, органы управления не сформированы и дальнейшая деятельность не целесообразна, просила Управление оказать содействие в ликвидации Организации.
Непредставление организацией в контролирующий орган (т.е. Управление) информации о своей деятельности за 2022 год в установленный законом срок, то есть до 15.04.2023, значительно затрудняет возможность государственного контроля за деятельностью организации, и как следствие этого, влечет затруднительность выявления нарушений законности в ее деятельности, что может повлечь нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Организацией допущены грубые нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций, выразившиеся в непредставлении отчетности за 2022 года, не обеспечен публичный доступ к отчетности за 2021 год. До настоящего времени указанные нарушения законодательства Организаций не устранены. Организация является фактически недействующим юридическим лицом, что, в свою очередь, может, в том числе, привести к невозможности прохождения процедуры ликвидации в порядке, установленном ст. 63 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) и, следовательно, невозможности исключения ее из ЕГРЮЛ, как заключительного этапа ликвидации.
Административный истец просит ликвидировать и исключить Ассоциацию «Родительский совет МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства» г. Перми из Единого государственного реестра юридических лиц, в целях поддержания сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в актуальном состоянии.
Административный истец в судебное заседание представителя не направил, извещен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия, в котором также указал, что на требованиях административного иска настаивает.
Представитель административного ответчика Ассоциации «Родительский совет МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства» г. Перми» Неволина С.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Заинтересованное лицо – Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Пермскому краю в судебное заседание представителя не направили, извещены, представили письменные пояснения по делу, которые приобщены к материалам дела, полагают, что суд вправе принять решение о ликвидации ответчика Ассоциации «Родительский совет МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства» г. Перми, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции.
Исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра, включая административные дела, рассматриваемые в порядке, предусмотренном главой 27 данного Кодекса о ликвидации общественного объединения, некоммерческой организации, об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
Конституция Российской Федерации признает право каждого на объединение и гарантирует свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30).
Одной из форм реализации данного права является создание и деятельность общественных объединений.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, урегулированы Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ).
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.) «О некоммерческих организациях» общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.Общественные и религиозные организации (объединения) вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы.
Согласно ст.8 Федерального закона № 82-ФЗ общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Согласно п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны предоставлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положениям п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 представление в уполномоченный орган документов, содержащих информацию, предусмотренную п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», осуществляется ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с п. 10 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных названной статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Данное законоположение является гарантией осуществления контроля за соблюдением некоммерческой организацией требований действующего законодательства РФ, поскольку неисполнение организацией требований, предусмотренных п. 3 ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», в сроки, установленные п. 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.2006 № 212, существенно затрудняет выполнение уполномоченным органом его функций, возложенных Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1313.
На основании п. 4.1 ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 Министерство юстиции РФ уполномочено осуществлять функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечня управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» от 03.03.2014 № 26 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю определено как территориальный орган Министерства юстиции Российской Федерации, уполномоченный в сфере регистрации и контроля за деятельностью некоммерческих организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года N 705.
В силу п. 3 и абз. 1 п. 5 названного Положения государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований.
Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится уполномоченным органом или его территориальным органом на основании статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
В судебном заседании установлено, что Ассоциация «Родительский совет МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства» г. Перми зарегистрирована в качестве юридического лица 06.09.2018, о чем в ЕГРЮЛ внесены сведения о регистрации организации в качестве юридического лица, присвоен ОГРН 1185958029157 (л.д.15-17).
Ассоциация «Родительский совет МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства» г. Перми ведет свою деятельность в соответствии с Уставом от 10.08.2018 (л.д. 10-14).
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
В соответствии с приказом Минюста России от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках предоставления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций», общественная организация предоставляет в территориальный орган Минюста России отчет об объеме денежных средств и иного имущества, полученного от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «Об общественных объединениях», о целях расходования этих денежных средств и использовании иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным (форма № ОН0003, не позднее 15.04.2022 за 2021 год).
С учетом положений Федерального Закона № 326-ФЗ от 14.07.2022 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность Организации по размещению отчетности в сети «Интернет» за 2022 год приостановлена.
Между тем, Организация в нарушение п. 3.2. ст. 32 Закона № 7-ФЗ не исполнила обязанность по ежегодному размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на Информационном портале Минюста России отчетов о своей деятельности за 2021 год (http://unro.minjust.ru) или предоставлению средствам массовой информации для опубликования отчета о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в Управление.
Кроме этого, Организация не выполнила требования п. 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, приказа Минюста России от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций», поскольку информация о предоставлении отчетов за 2022 год в автоматизированной информационной системе «Учет некоммерческих и религиозных организаций» (АИС УНРО) отсутствует, что подтверждается справкой о произведенной выгрузке данных из базы АИС УНРО (л.д. 18-19), а также отсутствуют в учетном деле организации документы, содержащие отчеты по формам ОН0001 и ОН0002, утвержденным приказом Минюста России от 30.09.2021 № 185 «О формах и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций» за 2022 год.
Указанные обстоятельства подтверждают тот факт, что деятельности организации отсутствует.
В силу п. 1 ст 123.8 ГК РФ ассоциацией (союзом) признается объединение юридических лиц и (или) граждан, основанное на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданное для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно полезных целей, а также иных не противоречащих закону и имеющих некоммерческий характер целей.
Согласно п.п. 4.1, 4.2 Устава от 10.08.2018, членами Ассоциации могут быть физические лица. Членами Ассоциации являются учредители, а также вступившие в Ассоциацию после государственной регистрации физические лица, внесшие вступительный годовой взнос и выполняющие положения данного Устава.
Высшим органом управления Ассоциацией является Общее собрание членов Ассоциации (п. 7.1. Устава).
К исключительной компетенции Общего собрания членов Ассоциации относится, в том числе решение о реорганизации и ликвидации Ассоциации (п. 10.2 Устава).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ информация о членах Ассоциации, учредителях отсутствует, также в материалах дела отсутствуют и при рассмотрении дела не представлены сведения о созданных органах управления Ассоциации, а также о том, что данные органы управления Ассоциации могут быть сформированы и могут осуществлять свои полномочия. Из указанного выше следует, что Ассоциация «Родительский совет МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства» г. Перми фактически прекратила свою деятельность.
Также в материалах административного дела имеется заявление председателя Ассоциации «Родительский совет МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства» г. Перми Неволиной С.Ю. об оказании содействия в ликвидации Организации в связи с фактическим прекращением её деятельности.
Учитывая, что доводы истца о нарушении ответчиком обязанностей, возложенных на организацию положениями ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях», нашли подтверждение при рассмотрении дела. В материалах дела отсутствуют доказательства фактического осуществления Ассоциацией «Родительский совет МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства» г. Перми уставной деятельности. Допущенные нарушения в силу п. 10 ст. 32 указанного Федерального закона могут служить основанием для ликвидации некоммерческой организации, поскольку носят неоднократный, систематический характер на протяжении длительного периода времени. Отсутствие сведений о деятельности организации указывает на то, что ответчик является фактически недействующим юридическим лицом, что в свою очередь может привести к невозможности прохождения им процедуры ликвидации в порядке, установленном ст. 63 ГК РФ, а, следовательно, невозможности исключения организации из Единого государственного реестра юридических лиц, как заключительного этапа ликвидации.
При таких обстоятельствах, исковые требования о ликвидации Ассоциации «Родительский совет МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства» г. Перми подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 21 Федерального закона «О некоммерческих организациях» ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с п. 6 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Таким образом, процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л:
административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пермскому краю – удовлетворить.
Ликвидировать Ассоциацию «Родительский совет МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства».
Исключить Ассоциацию «Родительский совет МАОУ «Школа бизнеса и предпринимательства» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 14 августа 2023 года.
Председательствующий: подпись:
Копия верна: Судья:
решение в законную силу не вступило.
Секретарь: