ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4076/2021 от 22.02.2021 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2а-664/2022

91RS0024-01-2021-006883-39

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 февраля 2021 года г.Ялта

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Толстиковой Э.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым, Администрации города Ялты Республики Крым о признании решения незаконным,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым (далее – Департамент) со следующими требованиями: признать незаконным уведомление Департамента от 23.09.2021 года №01.1-18/524 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке ; обязать Департамент выдать уведомление о соответствии параметров планируемого объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам. В обоснование своих требований истец указала, что ей принадлежат на праве собственности жилой дом с кадастровым номером и земельный участок с кадастровым номером , расположенные по адресу: . С целью реконструкции индивидуального жилого дома она (истец) обратилась в Департамент с уведомлением о планируемой реконструкции. Однако уведомлением от 23.09.2021 года №01.1-18/524 Департамент известил ее о недопустимости возведения объекта с заявленными параметрами, сославшись на превышение максимального коэффициента плотности застройки. По мнению истца, решение Департамента является необоснованным, поскольку дом в реконструированном виде соответствует предельным параметрам разрешенного строительства.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Ялты Республики Крым (далее – Администрация).

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, представила письменное заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Департамент и Администрация надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://yalta.krm.sudrf.ru/http://yalta.krm.sudrf.ru/), однако явку в суд своих представителей не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили.

При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьей 150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, суд находит административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Установлено, что истцу ФИО1 принадлежат на праве собственности жилой дом с кадастровым номером и земельный участок с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», расположенные по адресу: , на основании постановления Администрации от 03.08.2015 года №1470-п (л.д.16-20).

22.09.2021 года ФИО1 направила в Департамент уведомление о планируемой реконструкции принадлежащего ей жилого дома, в котором указала параметры индивидуального жилого дома.

Уведомлением Департамента от 23.09.2021 года №01.1-18/524 ФИО1 извещена о несоответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным статьей 61 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (утверждены решением Ялтинского городского совета Республики Крым от 19 июля 2019 г. N 16), а именно:

- не соблюдается максимальный коэффициент плотности застройки - 0,63 при предельном значении 0,4.

В соответствии со ст. 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам (п. 1).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственник земельного участка вправе возводить на нем здания (строения, сооружения) в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

Статьей 51.1 ГрК РФ предусмотрено, что в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее, кроме прочего сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка (ч.1).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (ч.7).

Исчерпывающий перечень оснований для направления в адрес застройщика уведомления о несоответствии установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства установлен ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ. Такое уведомление направляется, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В рассматриваемом случае уведомление направлено Департаментом по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ, в связи с несоответствием планируемого объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным статьей 61 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Пунктом 61 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым установлены предельные параметры разрешенного строительства для вида разрешенного использования земельного участка «Для индивидуального жилищного строительства» (код 2.1), в частности: максимальный коэффициент плотности застройки земельного участка (Кпз) - по СП 42.13330.2016.

В силу ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решений органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Между тем Департамент не доказал несоответствие планируемого истцом объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным Пунктом 61 Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. В ходе судебного разбирательства Департамент устранился от обязанности доказывания, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, приведенный в уведомлении расчет коэффициента плотности застройки не обосновал. Доводы истца о неверном применении норм СП 42.13330.2016 при исчислении коэффициента плотности застройки Департаментом не опровергнуты.

В то же время по ходатайству истца судом назначена судебная строительно-техническая экспертиза.

Согласно выводам экспертного заключения от 11.02.2022 года, подготовленного ООО «Агенство экспертных решений «Кадастр Информ», расчет коэффициента плотности застройки, приведенный в уведомлении Департамента от 23.09.2021 года №01.1-18/524, ошибочен. Коэффициент плотности застройки, исходя из норм приложения Б к СП 42.13330.2016, подлежит исчислению как отношение площади всех этажей зданий и сооружений, расположенных в территориальной зоне, к площади данной территориальной зоны. Принадлежащий истцу земельный участок с кадастровым номером расположен в территориальной зоне Т3-02-76 «Зона малоэтажной застройки». Коэффициент плотности застройки данной территориальной зоны составляет 0,3198, что не превышает указанной Департаментом величины (0,4). Более того, для территориальной зоны Т3-02-76 «Зона малоэтажной застройки» должен быть применен коэффициент плотности застройки 0,8, определенный СП 42.13330.2016 для застройки многоквартирными жилыми домами малой и средней этажности. То есть, указанный Департаментом предельный коэффициент плотности застройки 0,4 не соответствует территориальной зоне Т3-02-76. Таким образом, параметры планируемой реконструкции жилого дома, указанные истцом в уведомлении от 22.09.2021 года, полностью соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, предусмотренным Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Правильность и полнота экспертного заключения Департаментом не оспорена. Ходатайство о назначении повторной или дополнительной судебных экспертиз не заявлено.

При таких обстоятельствах суд в соответствии со ст. ст. 59-61, 82, 84 КАС РФ принимает указанное заключение в качестве достоверного и допустимого доказательства соответствия планируемого истцом объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства, установленным Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Таким образом, у Департамента отсутствовали предусмотренные п. 1 ч. 10 ст. 51.1 ГрК РФ основания для направления в адрес истца уведомления о несоответствии установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Иных оснований отказа в предоставлении земельного участка в оспариваемом постановлении не приведено.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Поскольку оспариваемое уведомление Департамента противоречит закону, при этом нарушает права и законные интересы истца, суд признает данное уведомление незаконным.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца, суд возлагает на Департамент обязанность повторно рассмотреть уведомление истца о планируемой реконструкции в срок, установленный ч.7 ст.51.1 ГрК РФ, - семь рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу.

Требование истца о понуждении ответчика выдать уведомление о соответствии параметров планируемого объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам подлежит отклонению, поскольку суд не вправе подменять собой государственные и муниципальные органы, в компетенцию которых входит принятие соответствующих решений. Такое решение привело бы вмешательству суда в компетенцию государственного органа, что противоречит принципам разделения власти и самостоятельности ветвей власти, установленных статей 10 Конституции Российской Федерации. В этой связи административный иск подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии со ст.111 КАС РФ суд взыскивает с Департамента в пользу истца государственную пошлину, уплаченную последним при подаче иска, в размере 300 руб. Доказательства несения истцом расходов по оплате судебной экспертизы суду не представлены, что препятствует возмещению данных расходов с ответчика. Истец не лишена права на обращение в суд с заявлением о взыскании судебных расходов, связанных с оплатой судебной экспертизы, с приложением документов, подтверждающих оплату понесенных расходов, в порядке ст.114.1 КАС РФ.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

иск ФИО1 – удовлетворить частично.

Признать незаконным уведомление Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым от 23 сентября 2021 года №01.1-18/524 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке .

Обязать Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым повторно рассмотреть уведомление ФИО1 от 22 сентября 2021 года о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в течение семи рабочих дней с даты вступления решения суда в законную силу.

В остальной части исковых требований – отказать.

Взыскать с Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья А.В.Алтунин

В окончательной форме

решение суда принято 01 марта 2022 года.