Адм. дело № 2а-4079/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 октября 2019 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Наумовой А.В., при секретаре судебного заседания Бальхеевой Ю.Н., с участием помощника судьи Батуева Э.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4079/2019 по административному исковому заявлению ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО2 к Комитету по образованию г. Улан-Удэ, Администрации г. Улан-Удэ о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, возложении обязанности обеспечить ребенка местом в дошкольном образовательном учреждении с учетом территориальной доступности,
у с т а н о в и л:
Обращаясь в суд, ФИО1 в интересах своего несовершеннолетнего ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ просит признать незаконным бездействие Администрации г. Улан-Удэ, Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ, выразившееся в непринятии мер по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, обязать Администрацию г. Улан-Удэ и Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ предоставить ребенку ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ путевку на поступление в детский сад с учетом территориальной доступности.
В обоснование требований указано на нарушение права ребенка на образование.
В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержала по указанным в иске доводам.
Представитель административного ответчика Комитета по образованию администрации г. Улан-Удэ в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела ответчик извещен судом надлежащим образом, в суд представлено ходатайство представителя по доверенности ФИО3 о рассмотрении дела в отсутствие представителя, также направлены в суд письменные возражения, согласно которым представитель административного ответчика сослалась на необоснованность заявленных требований, указала, что Комитет принимал комплекс мер по обеспечению на территории города детей дошкольного возраста доступным дошкольным образованием в муниципальных дошкольных учреждениях, по снижению и ликвидации очередности в детские сады, по созданию возможности использовать вариативные формы дошкольного образования; отсутствует факт бездействия со стороны ответчика, реализация права ребенка истца на получение дошкольного образования не должна нарушать прав других детей, имеющих право на внеочередное или первоочередное предоставление места в детском саду, не допустимо превышение количества воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях более установленных норм СанПиН.
Представитель администрации г. Улан-Удэ в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Дело рассмотрено судом в отсутствие не явившихся лиц по правилам ст. 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, выслушав ФИО1, суд приходит к следующему.
Встатье 3Конвенции о правах ребёнка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г. ивступившей в силудля СССР 15 сентября 1990г., отмечено, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Государства - участники обязуются обеспечить ребёнку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждений ( статьи 7 и 43).
Встатье 5Федерального закона от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" закреплены положения о том, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в том числе дошкольного образования.
Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт1 части 1 статьи9указанного закона).
Исходя из положений, предусмотренных статьёй 67 этого же закона, получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приёма на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения его вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Таким образом, в силу действующего правового регулирования муниципальные образования обязаны обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, имеющих право на получение образования соответствующего уровня.
Согласнопункту 13 части 1 статьи16Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относятся к вопросам местного значения городского округа.
Указанные полномочия исполняются органами местного самоуправления самостоятельно за счёт средств местного бюджета (статьи9,15,86Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности.
Судом установлено, что истец ФИО1 является матерью несовершеннолетнего ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Как указывает истец, ребенок зарегистрирован по месту жительства в ..., ребенок с ДД.ММ.ГГГГ поставлен в общую очередь для зачисления в детский сад.
На момент рассмотрения дела на ДД.ММ.ГГГГ позиция в отношении ребенка ФИО7 в очереди – 683, позиции по образовательным учреждениям
Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее – образовательная организация) утвержден Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23.04.2015 N 98 (ред. от 11.02.2019) "Об утверждении Порядка учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ".
Пунктом 3.1 указанного порядка предусмотрено, что плановое комплектование образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, осуществляется Комитетом ежегодно с 1 мая по 31 мая.
Пунктом 3.5 Порядка предусмотрено, что если в процессе распределения места в ДОО предоставляются не всем детям, состоящим на учете для предоставления места с 1 сентября текущего года, эти дети обеспечиваются местами в ДОО на свободные (освобождающиеся, вновь созданные) места в течение учебного года. Если в течение учебного года свободные места им не были предоставлены, то эти дети учитываются в списке нуждающихся в месте в ДОО с 1 сентября следующего календарного года.
Как следует из обстоятельств дела, плановое комплектование образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, Комитетом произведено, при этом несовершеннолетняя местом в дошкольном образовательном учреждении не обеспечена.
Принимая во внимание вышеназванные положения закона, административный ответчик в лице МКУ «Комитет по образованию Администрации гор.Улан-Удэ» был обязан принять достаточные меры по наилучшему обеспечению интересов ребёнка, поскольку административным истцом были соблюдены необходимые условия для получения места в детском саду (наличие возраста ребёнка более двух месяцев, постановка на учет для обеспечения ребенка местом дошкольном учреждении).
Непредоставление ребёнку истца такого места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком МКУ «Комитет по образованию Администрации гор.Улан-Удэ» полномочий, возложенных на него законом, и о нарушении конституционного права ребёнка на доступное бесплатное дошкольное образование.
Возможность получения ребенком дошкольного образования в одной из вариативных форм может быть осуществлена только при наличии согласия родителей ребенка, учитывая осуществление родительских прав исключительно в интересах детей, отсутствии норм закона, обязывавших бы родителей получение дошкольного образования для детей в вариативных формах при невозможности устроить ребенка в государственную или образовательную организацию. Поэтому отсутствуют законные основания для признания в действиях административного истца злоупотребления своими правами.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной впостановленииот 15 мая 2006г. N5-П, применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства каждый ребёнок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.
Представленные ответчиками доказательства не подтверждают достижение на момент рассмотрения настоящего административного дела 100 процентов доступности дошкольного образования для ребенка истца, находящегося в очереди на получение места в муниципальном дошкольном учреждении более 4 лет.
Суд находит исковые требования, предъявленные к ответчику Комитету по образованию Администрации подлежащими удовлетворению, а именно признает незаконным бездействие административного ответчика МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ», выразившееся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении и возлагает на МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» обязанность предоставить ребенку ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ в группе полного дня с учетом территориальной доступности.
При этом, под территориальной доступностью понимается разумная географическая доступность, так как необходимость органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, при решении вопроса об устройстве ребенка в другую общеобразовательную организацию в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации, учитывать территориальную доступность такого учреждения (географическую доступность) следует из толкования, приведенного в п. 2.1 Постановления Конституционного суда РФ № 5-П от 15.05.2006 г. В указанном Постановлении со ссылкой на положения Конвенции о борьбе с дискриминацией в области образования ( принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года) и статью 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, доступность образования определена как равные для всех права и возможности его получения, что предполагает не только экономическую доступность (в частности, установление бесплатного начального образования), но и физическую доступность, под которой названные акты понимают безопасную физическую досягаемость образования либо посредством посещения учебного заведения, находящегося на разумном географическом удалении, либо путем получения доступа к современным технологиям.
Оснований для удовлетворения требований истца к ответчику в лице Администрации гор.Улан-Удэ у суда оснований также не имеется, т.к. согласно пунктов, 2.2, 2.6 и 2.14 Положения об МКУ Комитет по образованию Администрации гор.Улан-Удэ именно на муниципальный орган – указанный Комитет, возложена обязанность по обеспечению конституционных прав граждан в области дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования; по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях и возложена обязанность по учету детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования.
Доводы административного ответчика о невозможности удовлетворения заявленных административным истцом требований в силу недопустимости нарушения установленных норм СанПиН, так как все МДОУ города Улан-Удэ укомплектованы, суд находит несостоятельными, поскольку, суд не ограничивает способ исполнения ответчиком обязанности по предоставлению ребенку административного истца места в МДОУ в виде предоставления места в избранных родителем дошкольных учреждений, такое место может быть предоставлено в вновь построенных, приобретенных, или же реконструируемых дошкольных учреждениях, и иным способом с соблюдением действующих санитарных норм и правил, а также с соблюдением территориальной доступности.
Для реализации права несовершеннолетних на получение образования органы муниципальных образований обязаны создать достаточную сеть муниципальных дошкольных учреждений, тем самым обеспечить потребность детей дошкольного возраста в получении бесплатного дошкольного образования.
Доказательств того, что МКУ «Комитет по образованию Администрации гор.Улан-Удэ» предприняты исчерпывающие меры по устройству несовершеннолетней ФИО2 в дошкольное учреждение в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования, не представлено.
Решение суда по настоящему административному спору подлежит исполнению в срок один месяц со дня вступления в законную силу решения суда по делу, учитывая характер заявленных административным истцом требований по делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО2 удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие административного ответчика МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ», выразившееся в недостаточных мерах по обеспечению ребенка ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения местом в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.
Возложить на МКУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ» обязанность предоставить ребенку ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г. Улан-Удэ в группе полного дня с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Требования к Администрации г. Улан-Удэ оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Улан-Удэ РБ.
Решение в окончательной форме принято 24 октября 2019 года.
Судья А.В. Наумова