ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-407/2022 от 13.10.2022 Вилегодского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-407/2022

УИД 29RS0003-01-2022-000717-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2022 года с. Яренск

Вилегодский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Мининой Н.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Витковым К.И.,

с участием прокурора - помощника прокурора Ленского района Малейкиной Т.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Ленского района Архангельской области в интересах неограниченного круга лиц к администрации муниципального образования «Урдомское» о признании незаконным бездействия по формированию и постановке на кадастровый учет достаточного количества земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям, обязании устранить нарушения,

установил:

Прокурор Ленского района Архангельской области в интересах неограниченного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО «Урдомское» о признании незаконным бездействия по формированию и постановке на кадастровый учет достаточного количества земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям, обязании устранить нарушения.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора за соблюдением законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям, в том числе в части вопросов обеспечения их объектами транспортной и инженерной инфраструктуры, установлено отсутствие на территории городского поселения «Урдомское» Ленского района Архангельской области достаточного количества сформированных земельных участков, отвечающих требованиям обеспеченности транспортной и инженерной инфраструктурой в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства.

Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также относящихся к муниципальной собственности, на территории городского поселения «Урдомское» относится к полномочиям администрации МО «Урдомское».

Кроме того, образование земельных участков для предоставления многодетным семьям на территории городского поселения «Урдомское» также относится к компетенции администрации МО «Урдомское».

По состоянию на 01.07.2022 года в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельный участок на территории МО «Урдомское», числилась 61 многодетная семья, заявившаяся на бесплатное предоставление земельных участков и не обеспеченных указанными земельными участками.

При этом в перечне сформированных земельных участков для предоставления многодетным семьям земельные участки, расположенных в границах п. Урдома Ленского района Архангельской области, отсутствуют, что свидетельствует о бездействии администрации МО «Урдомское» по принятию достаточных и эффективных мер по обеспечению граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также особой поддержке государства с учетом их статуса земельными участками в полном объеме.

На основании изложенного административный истец просит признать незаконным бездействие администрации МО «Урдомское», выразившееся в непринятии мер по образованию достаточного количества земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям, обязать администрацию МО «Урдомское» в срок до 31.10.2023 года организовать образование земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям с учетом требований пункта 7 статьи 2.3 Закона Архангельской области от 07 октября 2013 года № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» в количестве, соответствующем потребности состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на основании подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ, не реализовавших право на получение земельного участка.

В судебном заседании прокурор Малейкина Т.Г. поддержала административные исковые требования в полном объеме.

Административный ответчик - администрация МО «Урдомское» в судебное заседание своего представителя не направил, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в направленном отзыве полагал, что должностными лицами администрации МО «Урдомское» предпринимались исчерпывающие меры для формирования земельных участков на указанные цели, однако возможности исполнить требования прокурора не представилось возможным в связи с недостаточностью денежных средств в бюджете муниципального образования.

Представители заинтересованных лиц – Министерство строительства и архитектуры Архангельской области, администрации МО «Ленский муниципальный район» надлежащим образом извещенные о дате, времени, и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направили, согласно представленных отзывов полагают, что обязанность по организации образования земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям является вопросом местного значения органов местного самоуправления, просили о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании подп. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии с п. 2, 5, 6, 7, 8, 12.1 ст. 2.3 Закона Архангельской области от 7 июля 2003 г.«О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» право на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов в соответствии с п. п. 5 и 5.1 настоящей статьи имеет многодетная семья при одновременном соблюдении установленных данным пунктом условий.

Земельные участки в соответствии с п. 2 настоящей статьи предоставляются в границах муниципального района или городского округа Архангельской области, где в соответствии с законодательством Архангельской области зарегистрирована многодетная семья, за исключением случаев, установленных п. 5.1 настоящей статьи.

Предоставление земельных участков в соответствии с п. п. 1 и 2 настоящей статьи осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области осуществляют образование земельных участков в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией.

Проведение работ по образованию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и (или) бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Обеспечение земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящей статьей, объектами инженерной (включая сети инженерно-технического обеспечения) и транспортной инфраструктуры может осуществляться в рамках реализации государственных программ Архангельской области и (или) муниципальных программ муниципальных образований Архангельской области.

В соответствии с п. 7 ст. 2.3 Закона от 7 октября 2003 г., проведение работ по формированию земельного участка в целях реализации положений настоящей статьи включает в себя: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Проведение работ по формированию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

Местные администрации подают заявки в порядке, предусмотренном разделом 2.2 Правил формирования областной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 г. №-пп (далее - Правила).

Обязательным условием для подачи заявки на участие в областной программе является наличие правил землепользования и застройки, генплан, имеющая положительное заключение экспертиза проектной документации на строительство, наличие софинансирования.

В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами (пункты 24, 29).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Государственная программа «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области» утверждена постановлением Правительства Архангельской области от 11 октября 2013 г.

В перечне мероприятий подпрограммы предусмотрено мероприятие "Обеспечение земельных участков, предоставляемых многодетным семьям и жилищно-строительным кооперативам, созданным многодетными семьями, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства объектами инженерной инфраструктуры. Реализацию данного мероприятия на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления, которым из областного бюджета предоставляются субсидии на софинансирование расходов в объекты капитального строительства муниципальной собственности. Мероприятие предусмотренное подлежит ежегодному включению в областную адресную инвестиционную программу в соответствии с правилами формирования областной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденными постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 г.

Включение объектов в проект областной адресной инвестиционной программы осуществляется на основании заявки, предоставленной в соответствии с указанными правилами.

В соответствии с областным законом от 19 ноября 2018 г. «О внесении изменений в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» с 1 января 2019 г. к органам государственной власти Архангельской области переданы отдельные полномочия органов местного самоуправления городских поселений, сельских поселений, муниципальных районов... в сфере градостроительной деятельности (подготовка и утверждение документов территориального планирования и градостроительного зонирования) до 31 декабря 2023 г.

Образованные земельные участки на основании пункта 2 настоящей статьи предоставляются в порядке очередности включения многодетных семей в реестр многодетных семей (пункт 12 статьи 2.3 Областного закона № 192-24-ОЗ).

Как следует из материалов дела, в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельный участок на территории муниципального образования «Урдомское» на 01.07.2022 числилась 61 многодетная семья, заявившаяся на бесплатное предоставление земельных участков и не обеспеченных земельными участками.

При этом в перечне сформированных земельных участков для предоставления многодетным семьям земельные участки, расположенные в границах п. Урдома Ленского района Архангельской области, отсутствуют.

Как следует из представленного отзыва, в 2021 году административным ответчиком были проведены мероприятия для определения стоимости работ по образованию земельных участков с целью их однократного бесплатного предоставления многодетным семьям для планирования денежных средств в бюджете МО «Урдомское» на 2022 год. Однако указанные мероприятия не были включены в бюджет МО «Урдомское» в связи с отсутствием денежных средств. Каких-либо иных действий, направленных на обеспечение потребностей многодетных семей, состоящих в реестре МО «Урдомское» и обратившихся за бесплатным предоставлением земельных участков, административным ответчиком предпринято не было.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в течение длительного времени администрация МО «Урдомское» как орган, уполномоченный на предоставление земельных участков и обеспечение их необходимой инфраструктурой должных мер к формированию таковых не предпринимало, в мероприятиях по софинансированию в рамках государственной программы не участвовал, земельных участков для предоставления многодетным семьям, а также для обустройства их инфраструктурой не сформировал.

На основании чего суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Ссылки ответчика на отсутствие средств для обеспечения земельных участков соответствующий инфраструктурой не освобождают уполномоченный орган от обязанности предоставить земельный участок многодетной семье.

Уполномоченные органы должны предвидеть потребность в земельных участках для многодетных семей и заблаговременно принимать меры к обеспечению земельных участков инфраструктурой. Иное означает нарушение ст. 7 Конституции Российской Федерации.

Согласно статьям 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ. При этом отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей.

Ответчик, ссылающийся на отсутствие финансирования, не предпринял достаточных мер к своевременному получению субсидий из областного бюджета.

Определяя срок исполнения решения, суд учитывает требования Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Согласно части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было поданосоответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Ленского района Архангельской области в интересах неограниченного круга лиц к администрации муниципального образования «Урдомское» о признании незаконным бездействия по формированию и постановке на кадастровый учет достаточного количества земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям, обязании устранить нарушения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Урдомское», выразившееся в непринятии мер по образованию на территории сельских поселений района достаточного количества земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям.

Обязать администрацию муниципального образования «Урдомское» до 1 июля 2023 года организовать образование земельных участков в целях однократного бесплатного предоставления многодетным семьям с учетом требований пункта 7 статьи 2.3 Закона Архангельской области от 07 октября 2013 года № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» в количестве, соответствующем потребности состоящих в реестре многодетных семей, желающих приобрести земельные участки на основании подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса РФ, не реализовавших право на получение земельного участка.

Обязать муниципальное образование «Урдомское» сообщить суду и административному истцу об исполнении настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Вилегодский районный суд Архангельской области.

Мотивированное решение составлено 17 октября 2022 года.

Председательствующий Н.В. Минина