ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-407/2024 от 15.01.2024 Ухтинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2а-407/2024

11RS0005-01-2023-007242-61

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ухта Республика Коми

15 января 2024 года

Ухтинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Хазиевой С.М.,

при секретаре Рузиной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Трухина В.С. к Администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми, муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми о признании решения незаконным,

установил:

Трухина В.С. обратилась в Ухтинский городской суд с административным иском к Администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми (далее по тексту АМО «Ухта»), муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми (далее по тексту МУ «УЖКХ») о признании незаконным бездействия АМО «Ухта» в части невнесения изменений в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2024-2026г.г., обязании АМО «Ухта» внести изменения в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2024-2026г.г. с указанием сведений о необходимости проведения капитального ремонта крыши многоквартирного .... в г. Ухта сроком на 2024 год.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала.

Представитель ответчика АМО «Ухта» по доверенности ФИО8 исковые требования не признала

Представитель ответчика МУ «УЖКХ» по доверенности ФИО9 исковые требования не признала.

Свидетель ФИО10 (зав. отделом управления муниципальным жилищным фондом МУ «УЖКХ») показала, что краткосрочные планы формируются на три года, план сформирован на 2024-2026, утвержден в апреле 2023 года. МКД .... приняло решение о проведении капремонта крыши в августе 2023 года, после утверждения плана. Следующий план будет утверждаться в апреле 2026 на 2027-2029. В очереди 192 МКД, не включенных в план на 2024-2026 года. Необходимо увеличить процент сбора на капремонт. Собственники могут принять решение о формировании спецсчета МКД. МКД по капремонту крыши стоит в плане на 2029-2031 год.

Свидетель ФИО11 (зам. заведующего отделом управления муниципальным жилищным фондом МУ «УЖКХ») показала, что на сегодняшний день включить МКД в план на 2024-2026 нельзя. Если только Фонд капремонта не выделит дополнительно денежные средства, но при этом будут рассматриваться все 192 дома, не включенные в план на 2024-2026.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

27.06.2023 года внеочередным общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (далее МКД) по адресу: .... принято решение о проведении капитального ремонта крыши МКД.

В соответствии с заключением по обследованию и определению технического состояния конструктивных элементов данного МКД, составленным ГБУ РК «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки», общее состояние конструктивных элементов-недопустимое, обнаруженные дефекты приводят к потере работоспособности, несущей способности и потере эксплуатационных характеристик.

Решением Комиссии НО РК «Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов» от 31.08.2023 (протокол № 61) установлена необходимость проведения капитального ремонта общего имущества (крыши) в МКД ранее срока, предусмотренного Региональной программой.

В соответствии с ч. 1 ст. 167 Жилищного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ), органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми, помимо прочего, устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам (пункт 5).

В соответствии с частью 1 статьи 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта, требования к данной программе, порядок предоставления органами местного самоуправления в Республике Коми сведений, необходимых для подготовки региональной программы капитального ремонта регулируется законом Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ.

Постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 572 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми на 2015 - 2059 годы.

В силу ч. 7 ст. 168 ЖК РФ и ч. 1 ст. 4 (1) Закона Республики Коми от 24.06.2013 № 57-РЗ в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта Правительство Республики Коми утверждает краткосрочные (сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планы реализации региональной программы капитального ремонта (далее - краткосрочные планы) в установленном им порядке.

В соответствии с п. 8 Порядка утверждения краткосрочных (на три года с распределением по годам в пределах указанного срока) планов реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 30.12.2013 № 574, муниципальный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории МОГО «Ухта» на 2024-2026 годы сформирован и утвержден постановлением администрации МОГО «Ухта» от 31.03.2023 № 732 в установленный срок (до 15 апреля года, предшествующего планируемому периоду реализации Региональной программы).

В связи с выделением региональным оператором дополнительного лимита средств Муниципальный план на 2024-2026гг. был актуализирован и дополнен отдельными домами (постановление администрации МОГО «Ухта» от 19.06.2023 № 1525).

Учитывая, что в отношении МКД .... решение Комиссии об установлении необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах было принято 31.08.2023 после утверждения и актуализации Муниципального плана на 2024-2026, данный МКД не рассматривался при формировании и актуализации краткосрочного плана на 2024-2026 годы.

В отсутствие предложений регионального оператора об увеличении дополнительного лимита средств на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального округа «Ухта», в настоящее время дополнительная актуализация краткосрочного плана на 2024-2026 годы не представляется возможной.

В МУ «УЖКХ» учитывается более 150 протоколов Комиссии, которые до настоящего времени не были учтены в краткосрочных планах.

При формировании Муниципального плана на 2024-2026гг. в соответствии с п. 6 Порядка утверждения краткосрочных планов учитывались: результаты мониторинга технического состояния многоквартирных домов; критерии очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Коми (приложение № 3 к постановлению Правительства Республики Коми от 24.08.2015 № 373): техническое состояние основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент), а также внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома; год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома; полнота оплаты собственниками помещений в многоквартирном доме минимального размера взноса на капитальный ремонт; дата последнего проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, прогнозируемый объем средств, направленный региональным оператором в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка; размер стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, рассчитанного исходя из размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, расположенном на территории Республики Коми, который может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт.

Согласно п. 2.11 Порядка принятия решений о внесении изменений в региональную программу проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Коми (приложение № 2 к постановлению Правительства Республики Коми от 24.08.2015 № 373) одним из оснований для принятия решения об отказе внесения изменений в региональную программу, предусматривающих перенос срока капитального ремонта на более ранний срок, расширение перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту, установленного региональной программой, при формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора является условие, если размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт составляет менее чем восемьдесят пять процентов от размера представленных к оплате счетов (подп. «б» п. 2.11).

Как следует из информации, размещенной на сайте Фонда Республики Коми капремонта МКД, уровень собираемости взносов на капитальный ремонт в МКД составляет 84 %.

В случае увеличения лимита средств Муниципальный план на 2024- 2026гг. подлежит актуализации (с учетом вышеуказанных критериев) - дополнению многоквартирными домами, в отношении которых имеются решения Комиссии о переносе срока капитального ремонта на более ранний срок, чем предусмотрено Региональной программой.

Плановый период проведения капремонта МКД .... установлен с 2029 по 2031.

При этом необходимо отметить, что силу частей 1 и 2 статьи 173 ЖК РФ способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, при условии полного погашения за счет фонда капитального ремонта задолженности по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должен быть определен размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

При выборе способа формирования фонда капитального ремонта - специальный счет, собственники помещений самостоятельно занимаются организацией капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома. С целью ускорения проведения капитального ремонта в многоквартирном доме собственники могут определить ежемесячный взнос на капитальный ремонт, превышающий минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

До проведения капитального ремонта общего имущества в рамках региональной программы поддерживающий текущий ремонт должен осуществляться управляющей организацией в рамках действующего договора управления многоквартирным домом. Принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме и утверждении затрат на его проведение относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. 2 ст. 44 ЖК РФ).

Учитывая вышеизложенное, не включение АМО «Ухта» МКД .... в Муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2024-2026гг. не может быть признано незаконным, поскольку размер фактических поступлений взносов на капитальный ремонт в МКД составлял менее установленных размеров, отсутствует дополнительный лимит средств на проведение капитального ремонта МКД, расположенных на территории муниципального округа «Ухта», который региональный оператор вправе израсходовать.

Кроме этого, даже при наборе необходимого размера фактических поступлений взносов на капитальный ремонт в МКД, при формировании муниципального краткосрочного плана реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества все многоквартирные дома на территории муниципального округа «Ухта», в отношении которых имеются решения Комиссии о переносе срока капитального ремонта на более ранний срок, чем предусмотрено Региональной программой, будут рассматриваться с учетом критериев, установленных п. 6 Порядка утверждения краткосрочных планов, в совокупности.

При установленных по делу обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь статьями 179-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Трухина В.С. к Администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми, муниципальному учреждению «Управление жилищно-коммунального хозяйства» администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми о признании незаконным бездействия Администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми в части невнесения изменений в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2024-2026г.г., обязании Администрации муниципального округа «Ухта» Республики Коми внести изменения в муниципальный план реализации капитального ремонта многоквартирных домов на 2024-2026г.г. с указанием сведений о необходимости проведения капитального ремонта крыши многоквартирного .... в г. Ухта сроком на 2024 год, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми путем подачи апелляционной жалобы через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с 29 января 2024 года.

Судья Ухтинского городского суда Хазиева С.М.