ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-407/2024 от 24.01.2024 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело №2а-407/2024

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 января 2024 г. г. Элиста

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Цакировой А.Н.,

при секретаре судебного заседания Аюшевой Н.Ч.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г. Элисты в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Элисты о возложении обязанности разработать и принять муниципальные правовые акты,

установил:

Прокурор г. Элисты обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой города в ходе надзора за исполнением законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства, инвестиционной деятельности в деятельности органа местного самоуправления выявлены нарушения. Администрацией г. Элисты вопреки требованиям Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» работа в сфере инвестиционной деятельности организована не должным образом, гарантии защиты прав, интересов субъектов инвестиционной деятельности не определены, муниципальные правовые акты, предусматривающие установление субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов, льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов по инвестиционным проектам на конкурсной основе - не приняты. 23.08.2023 прокурором города в орган местного самоуправления внесено представление об устранении выявленных нарушений, однако меры, направленные на разработку соответствующих муниципальных правовых актов, определяющих гарантии защиты прав, интересов субъектов инвестиционной деятельности, не предприняты.

Просит обязать Администрацию г. Элисты в течение 4 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать и в установленном законом порядке принять муниципальные правовые акты, предусматривающие установление субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов; установление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов по инвестиционным проектам на конкурсной основе.

В судебном заседании помощник прокурора г. Элисты Савин Н.Е. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации г. Элисты Мукабенов Б.А. в судебном заседании исковые требования признал, просил увеличить срок для принятия муниципальных правовых актов до 6 месяцев.

Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле.

Законность и справедливость при рассмотрении и разрешении судами административных дел обеспечиваются соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, а также получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (статьи 6, 8, 9 КАС РФ).

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой г. Элисты проведена проверка исполнения органом местного самоуправления законодательства в сфере развития малого и среднего предпринимательства, инвестиционной деятельности. 23.08.2023 прокурором г. Элисты в адрес Администрации г. Элисты внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, согласно которому выявлены недостатки в работе органа местного самоуправления в сфере инвестиционной деятельности. Указано, что вопреки требованиям федерального закона сотрудниками экономического сектора Администрации г. Элисты работа в сфере инвестиционной деятельности организована не должным образом, гарантии защиты прав, интересов субъектов инвестиционной деятельности не определены, в частности: не установлены субъектам инвестиционной деятельности льготы по уплате местных налогов, муниципальный акт в указанной сфере не принят; не установлены субъектам инвестиционной деятельности льготные условия пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, муниципальный акт в указанной сфере не принят; разработка инвестиционных проектов не проводится; порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов по инвестиционным проектам на конкурсной основе не разработан.

Согласно ответу Администрации г. Элисты от 20.10.2023 № ЮА-3176/01-25 органом местного самоуправления планируется принять муниципальные акты в сфере инвестиционной деятельности, предусматривающие установление субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов; установление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; установление порядка предоставления муниципальных гарантий за счет средств бюджета г. Элисты по инвестиционным проектам на конкурсной основе. Специалистами отдела экономики, планирования и прогнозирования и отдела потребительского рынка и предпринимательства Администрации г. Элисты во взаимодействии с Министерством экономики и торговли Республики Калмыкия проводится работа по анализу социально-экономической обстановки в г. Элисте для решения вопроса о разработке инвестиционных проектов, определяются потребности населения, которые возможно реализовать за счет внедрения инвестиционных проектов.

В соответствии с положениями п. 33 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в частности создание условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности.

Из преамбулы Федерального закона от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" следует, что настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.

В силу ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" регулирование органами местного самоуправления инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

1) создание в муниципальных образованиях благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов; предоставления субъектам инвестиционной деятельности не противоречащих законодательству Российской Федерации льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

2) прямое участие органов местного самоуправления в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем: разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями; проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в муниципальной собственности.

Органы местного самоуправления предоставляют на конкурсной основе муниципальные гарантии по инвестиционным проектам за счет средств местных бюджетов. Порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из системного анализа приведенных правовых норм, к компетенции органа местного самоуправления относится регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, в том числе путем разработки и принятия муниципальных правовых актов в области инвестиционной деятельности в целях создания условий для развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействия развитию малого и среднего предпринимательства.

Бездействие Администрации г. Элисты в данной сфере правового регулирования в виде неисполнения установленной законом обязанности по принятию соответствующих муниципальных правовых актов нарушает требования вышеперечисленных норм федерального законодательства, а также права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе субъектов инвестиционной деятельности.

Учитывая, что выявленные факты нарушений требований закона, выразившихся в непринятии муниципальных правовых актов, в настоящее время не устранены, административные исковые требования прокурора г. Элисты подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административные исковые требования прокурора г. Элисты в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Элисты в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и в установленном законом порядке принять муниципальные правовые акты, предусматривающие:

- установление субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

- установление субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

- порядок предоставления муниципальных гарантий за счет средств местных бюджетов по инвестиционным проектам на конкурсной основе.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Калмыкия через Элистинский городской суд Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.Н. Цакирова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 07.02.2024.