ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4082/18 от 27.09.2018 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело №2а-4082/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 сентября 2018 года г. Зеленодольск РТ

Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи А.В. Дианкиной,

при секретаре Е.С. Рыбакиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску исполнительного комитета Новопольского сельского поселения ЗМР РТ к Зеленодольскому РОСП УФССП по РТ об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

установил:

Исполнительный комитет Новопольского сельского поселения ЗМР РТ обратился в суд с административным иском к Зеленодольскому РОСП РФССП России по РТ об освобождении от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 руб., назначенного постановлением судебного пристава исполнителя Зеленодольского РОСП УФССП России по РТ по исполнительному производству ИП от 24.09.2015.

В обоснование требований указано, что 14.03.2016 судебным приставом-исполнителем Зеленодольского РОСП УФСПП России по РТ Ковровой В.Е. вынесено постановление о взыскании с исполнительного комитета Новопольского сельского поселения ЗМР РТ исполнительского сбора в размере 50 000 руб. за неисполнение в добровольном порядке решения Зеленодольского городского суда РТ по гражданскому делу , обязывающего исполнительный комитет Новопольского сельского поселения ЗМР РТ получить лицензию на водопользование из скважины по адресу: <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу. Решение вступило в законную силу 15.07.2015, следовательно, исполнить решение суда необходимо было до 15.10.2015. Однако, в силу независящих от исполкома причин, указанная лицензия была получена только 16.05.2018. Бюджет Новопольского сельского поселения ЗМР РТ является дотационным, вследствие чего, финансирование вышеуказанных мероприятий осуществляется в пределах лимита бюджетных обязательств, утвержденных на текущий финансовый год. В 2015 году на природоохранные мероприятия были выделены средства в размере ... руб. Поскольку требования обязывающие получить лицензии на водопользование касались всех населенных пунктов Новопольского сельского поселения (...), выделенных средств хватило на получение 2-х лицензий на водонапорные башни в п.Новопольский и п.Новочувашский. В 2016 году средства на природоохранные мероприятия составили .... и были использованы на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы воды и на приобретение контейнеров. В связи с тем, что полномочиями по расчету и предоставлению дотаций наделены органы местного самоуправления Зеленодольского муниципального района, Исполнительным комитетом Новопольского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в 2016-2017 гг. направлялись письма с просьбой о предоставлении финансовой помощи на вышеуказанные мероприятия. Однако финансовая помощь из бюджета Зеленодольского муниципального района для приведения в соответствие всех объектов водопользования установленным нормативным требованиям не предоставлялась, следовательно, затягивался вопрос получения лицензии на водопользование из скважины. За неисполнение Исполнительным комитетом Новопольского сельского поселения содержащихся в исполнительном документе требований в срок, постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным начальником отдела-старшим судебным приставом Зеленодольского РОСП УФССП Росси по РТ, Исполнительный комитет был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 000 руб. Постановлением по делу об административном правонарушении от 15.06.2017 года о назначении административного наказания, вынесенным начальником отдела-старшим судебным приставом Зеленодольского РОСП УФССП России по РТ Исполнительный комитет Новопольского сельского поселения привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ, а именно: Неисполнение Исполнительным комитетом Новопольского сельского поселения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа. То есть, не получена лицензия на водопользование из скважины по адресу: РТ, Зеленодольский район, Новопольское сельское поселение, п.Красницкий. Постановлением от 14.08.2018 года судебного пристава – исполнителя Зеленодольского РОСП УФССП России по РТ, возбуждено исполнительное производство по исполнительному документу - Постановлению от 14.03.2016 о взыскании с Исполнительного комитета Новопольского сельского поселения Зеленодольского района РТ исполнительного сбора в размере 50 000 руб., вынесенному судебным приставом-исполнителем Зеленодольского РОСП УФССП России по Республике Татарстан Ковровой В.Е. Исполнительный комитет Новопольского сельского поселения три раза подвергался штрафным санкциям за неполучение лицензии на водопользование из скважины по адресу: РТ<адрес>. Поэтому административный истец вынужден обратиться в суд.

В судебном заседании представитель административного истца – Глава Новопольского сельского поселения ЗМР РТ – Якупов Н.Ю. на требованиях настаивал.

Представитель административного ответчика Зеленодольского РОСП УФССП по РТ Анисимова Т.В. решение оставила на усмотрение суда.

Представитель заинтересованного лица Управление ФССП России по РТ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Определение Зеленодольского городского суда от 17.09.2018 в качестве заинтересованного лица был привлечен Зеленодольский городской прокурор Республики Татарстан.

Представитель заинтересованного лица Зеленодольского городского прокурора, на судебное заседание не явился, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика Зеленодольского РОСП УФССП России по РТ, исследовав материалы дела, суд приходит следующему.

Согласно ч.6 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправке в порядке, установленном данным федеральным законом обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Порядок взыскания исполнительского сбора, а также уменьшения и освобождения от уплаты исполнительского сбора установлен статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в соответствии с частью 1 которой исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, установленного для добровольного исполнения требований исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).

Согласно части 3 вышеуказанной статьи в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов исполнительного производства -ИП установлено, что решением Зеленодольского городского суда РТ от 08.06.2015 заявление Зеленодольского городского прокурора РТ удовлетворено, бездействие Исполнительного комитета Новопольского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан по неполучению лицензии на водопользование признано незаконным. Суд обязал Исполнительный комитет Новопольского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан получить лицензию на водопользование из скважины по адресу: <адрес> в течении трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Решение вступило в законную силу 15.07.2015, выдан исполнительный лист от 14.07.2015, на основании которого судебным приставом-исполнителем межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по РТ Хакимовой И.И. 24.09.2015 в отношении Исполнительного комитета Новопольского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан возбуждено исполнительное производство , должнику был предоставлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, 5 дней с момента получения копии данного постановления, должник предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с него будет взыскан исполнительский сбор.

06.11.2015 был вынесен акт об изменении места совершения исполнительных действий, согласно которому исполнительный документ был направлен для исполнения по территориальности в Зеленодольский РОСП УФССП России по РТ, а копия акта направлена должнику и взыскателю.

04.12.2015 судебным приставом исполнителем Зеленодольского РОСП УФССП России по РТ Ковровой В.Е. было вынесено постановление о принятии исполнительного производства к исполнению.

01.02.2016 Глава Новопольского сельского поселения был предупрежден об ответственности по ч.1 ст.17.14 КоАП РФ, ст.17.8 КоАП РФ, 19.7 КоАП РФ, ст. 315 УК РФ.

14.03.2016 судебным приставом-исполнителем Зеленодольского РОСП УФССП России по РТ было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника - исполнительного комитета Новопольского сельского поселения ЗМР РТ в размере 50 000 рублей, так как исполнительный документ в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен.

В соответствии с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве", пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру обязательства и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, то есть, если придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.

Об этом разъяснено в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства".

Иными словами, для применения такой меры ответственности как взыскание исполнительского сбора должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

При этом единственным основанием, препятствующим вынесению судебным приставом-исполнителем постановления о взыскании исполнительского сбора, в случае неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный срок, является представление судебному приставу-исполнителю доказательств того, что невозможность исполнения обусловлена обстоятельствами непреодолимой силы, то есть чрезвычайными и непредотвратимыми при данных условиях.

Согласно пункту 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда является одним из принципов административного судопроизводства, а в силу части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Таким образом, на Исполнительном комитете Новопольского сельского поселения ЗМР РТ лежит обязанность доказать наличие уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный срок, наличие непреодолимых обстоятельств, препятствующих исполнению решения, то есть отсутствие вины в неисполнении решения в установленный срок.

Доводы представителя административного истца о том, что Исполнительным комитетом Новопольского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан в 2016-2017 гг. направлялись письма с просьбой о предоставлении финансовой помощи на вышеуказанные мероприятия, т.е. предпринимались все меры для исполнения решения суда, однако финансовая помощь из бюджета Зеленодольского муниципального района для приведения в соответствие всех объектов водопользования установленным нормативным требованиям не предоставлялась, следовательно, затягивался вопрос получения лицензии на водопользование из скважины, суд считает несостоятельными.

Так, административный истец приобщил к иску письмо от 07.04.2016 направленное в адрес руководителя МБУ «Департамента по строительству и инфраструктуре» ФИО14., в котором просил при распределении остатков средств на природоохранные мероприятия учесть необходимость в средствах на лицензирование скважин.

Также Главой Новопольского сельского поселения ЗМР РТ 21.04.2016 направлялось письмо за в адрес руководителя исполнительного комитета ЗМР РТ ФИО15 с просьбой о предоставлении финансовой помощи на оплату лицензии на водопользование из скважин.

25.04.2016 было направлено письмо на имя заместителя Главы ЗМР РТ ФИО17., в котором административный истец изменил свое письмо от 21.04.2016 и приобщил к нему копии постановлений о взыскании исполнительского сбора.

06.03.2017 было направлено письмо в адрес Главы ЗМР РТ ФИО18. с просьбой оказать финансовую помощь для проведения лицензирования скважин в сумме ... руб.

Вместе с тем доказательств о том, что с момента вынесения решения суда - 08.06.2015 до момента вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора - 14.03.2016, Исполнительным комитетом Новопольского сельского поселения ЗМР РТ предпринимались какие-либо действия для исполнения решения суда, не представлено ни судебному приставу-исполнителю, ни суду, что исключает возможность для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора.

Суд также обращает внимание на длительность неисполнения решения суда и вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора спустя 9 месяцев, в течение которых у администрации района безусловно имелась возможность принять все возможные меры для исполнения судебного акта.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, а также разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований исполнительного комитета Новопольского сельского поселения Зеленодольского муниципального района РТ об освобождении от взыскания указанного исполнительского сбора. В иске необходимо отказать.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.175-180, 186, 218, 227, ч.1 ст.298 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска исполнительного комитета Новопольского сельского поселения ЗМР РТ к Зеленодольскому РОСП УФССП по РТ об освобождении от взыскания исполнительского сбора, отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле, могут ознакомиться в Зеленодольском городском суде РТ 02.10.2018.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через Зеленодольский городской суд РТ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: