ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4089/2021 от 24.01.2022 Сызранского городского суда (Самарская область)

УИД 63RS0025-01-2021-004348-46

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Сызрань 24 января 2022 года

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Демиховой Л.В.,

при секретаре Шкариной Д.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а- 502/2022 по административному исковому заявлению Государственной жилищной инспекции Самарской области к администрации г.о. Сызрань Самарской области и Межведомственной комиссии при администрации г.о. Сызрань Самарской области о признании незаконным бездействия по непринятию решения в отношении жилого дома по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Ленинградская, д. 20, возложении обязанности принять решение в течение двух месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу,

у с т а н о в и л:

Государственная жилищная инспекция Самарской области (далее – жилищная инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации г.о. Сызрань Самарской области и Межведомственной комиссии при администрации г.о. Сызрань Самарской области о признании незаконным бездействия по непринятию решения в отношении жилого дома по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Ленинградская, д. 20, возложении обязанности в течение двух месяцев со дня вступления судебного акта принять решение в законную силу.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что по обращению жильцов дома № 20 по ул. Ленинградская, в г. Сызрань проведена проверка, по результатам которой жилищной инспекцией составлено заключение от 27.04.2001 о техническом состоянии строительных конструкций указанного дома.

Данное заключение направлено председателю межведомственной комиссии для рассмотрения, однако какое-либо решение из предусмотренных пунктом 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, в отношении многоквартирного дома не принято. В результате бездействия ответчика нарушаются права граждан на безопасные условия проживания, создается угроза причинения вреда здоровью граждан и принадлежащему им имуществу.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным бездействие административных ответчиков, выразившееся в непринятии решения в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г., по заключению инспекции о техническом состоянии многоквартирного дома по адресу: Самарская область, г.о.Сызрань, ул. Ленинградская, д. 20, обязать Администрацию г.о.Сызрань Самарской области в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу принять решение в соответствии с п. 47 вышеназванного Положения в отношении многоквартирного дома по адресу: Самарская область, г.о. Сызрань, ул. Ленинградская, д. 20.

В судебном заседании представитель административного истца – жилищной инспекции - по доверенности Ткаченко Л.С. исковые требования поддержала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика - Межведомственной комиссии при администрации г. о. Сызрань Самарской области по доверенности Филатова Д.О. представители заинтересованного лица – КЖКХ администрации г.о. Сызрань – Шашкова Ю.В., представитель заинтересованного лица – МКУ г.о. Сызрань «Служба городского хозяйства» в судебном заседании возражали против заявленных требований, просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель административного ответчика – администрации г. о. Сызрань по доверенности Калинина Е.А. в судебном заседании возражала против заявленных требований, просит суд отказать в удовлетворении заявления, указала, что 27.04.2021 жилищной инспекцией было проведено обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Ленинградская д. 20. Заключение жилищной инспекции поступило в администрацию г.о.Сызрань Самарской области 28.05.2021. Документы, предусмотренные Положением, в приложении к заключению отсутствовали. 01.10.2021 межведомственной комиссией рассмотрено указанное заключение, и в виду того, что к заключению не были приложены необходимые документы, оценка соответствия многоквартирного дома не проводилась. Для проведения оценки соответствия в адрес собственника направлено уведомление о необходимости предоставления документов. В ГЖИ и пользователям помещений в многоквартирном доме направлено извещение с разъяснением порядка признания дома ветхим и аварийным. К заключению жилищной инспекции не приложены какие-либо фотоматериалы, свидетельствующие о признаках и показателях физического износа обследованных конструкций. Т.е. заключение не является безусловным доказательством ветхости и аварийности дома.

Выслушав объяснения представителя административного истца, возражения представителей административных ответчиков, проверив материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из анализа положений пунктов 3, 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктов 8, 9 части 1 статьи 14, части 4 статьи 15, части 1, 2, пункта 2 части 5, пункта 4 части 6 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2013 года № 493, пунктов 1, 2, 7, 42, 44 - 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, следует, что жилищная инспекция обладает полномочиями по обследованию и экспертизе жилых помещений, а также по осуществлению государственного жилищного надзора за соблюдением порядка признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в соответствии с Положением и при выявлении нарушений может обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В свою очередь, на орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию межведомственной комиссии для решения вопросов о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции) и признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Как следует из материалов дела, Государственная жилищная инспекция Самарской области в ходе обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Ленинградская д. 20, в ходе которого выявила, что техническое состояние строительных конструкций указанного многоквартирного жилого дома не позволяет обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, а именно: фундаменты: состояние удовлетворительное; отмостка: трещины, провалы, разрушение; подвалы, техподполья: отсутствуют; наружные стены: трещины, отслоение штукатурного слоя фасада, выпадение кирпича местами; межпанельные стыки - отсутствуют; штукатурный и облицовочный слой стен (включая цоколь): трещины, отслоение штукатурного слоя фасада, выпадение кирпича местами; лоджии, балконы, козырьки, крыльца: состояние удовлетворительное; перекрытия межэтажные, чердачные: в удовлетворительном состоянии; крыши: в удовлетворительном состоянии; кровельное покрытие: в удовлетворительном состоянии; водоотводящие конструкции водостока: неорганизованный; входы в здание и лестничные клетки: в удовлетворительном состоянии; межквартирные перегородки: неисправность перегородок стен (трещины, отслоение штукатурного слоя); система ХВС: коррозия трубопроводов; система канализации имеется, дом электрифицирован и газифицирован.

По результатам обследования жилищная инспекция составила заключение от 27.04.2021, которое направила в администрацию в администрацию для рассмотрения межведомственной комиссией и принятия соответствующего решения в соответствии с п. 47 вышеназванного Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006. Указанное заключение поступило в администрацию г.о. Сызрани 28.05.2021.

Письмом от 04.10.2021 № 72 председатель межведомственной комиссии указал, что для рассмотрения вопроса признания многоквартирного дома по адресу: Самарская область, г.о. Сызрань, ул. Ленинградская, д. 20 аварийным, собственникам (правообладателям, гражданам (нанимателям) помещений в многоквартирном доме предлагается обратиться с соответствующим заявлением в Межведомственную комиссию, и представить пакет документов, предусмотренных пунктом 45 Положения.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

В соответствии с п. 7 указанного Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой. Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным /непригодным/ для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина /нанимателя/ либо на основании заключения органов государственного надзора /контроля/ по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Как предусмотрено п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

В случае, если заявителем выступает орган государственного надзора (контроля), указанный орган представляет в комиссию свое заключение, после рассмотрения которого комиссия предлагает собственнику помещения представить документы, указанные в п. 45 Положения, п. 45 (1) Постановления № 47.

Согласно пункту 46 Положения, комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренное пунктом 42 настоящего Положения, в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

В соответствии с пунктом 47 вышеуказанного Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В соответствии с абзацам вторым п. 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Однако до настоящего времени заключение жилищной инспекции о техническом состоянии многоквартирного дома по адресу: Самарская область, г.о. Сызрань, ул. Ленинградская д. 20 в установленном законом порядке не рассмотрено.

Какое-либо решение, предусмотренное пунктом 47 Положения, по результатам рассмотрения заключения жилищной комиссии, не принято.

Изложенное в указанном письме межведомственной комиссии решение по названному вопросу не является тем решением, которое в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения должно быть принято по результатам рассмотрения заключения жилищной инспекции.

Фактически межведомственная комиссия уклонилась от рассмотрения заключения надзорного органа и вынесла формальное решение об истребовании документов.

Непредставление (либо невозможность представления, в том числе финансовая) собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов в соответствии с Положением относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Действующее жилищное законодательство обязывает межведомственную комиссию проводить оценку состояния жилых помещений и многоквартирных домов независимо от финансово-экономических возможностей. Кроме того, в межведомственную комиссию обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, поэтому комиссия не вправе требовать от собственников получения заключения специализированной организации и ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.

Суд не принимает во внимание предложение ответчика представить собственникам дома документы, указанные в п. 45 Положения, поскольку непредставление (либо невозможность представления) собственниками помещений предложенных межведомственной комиссией документов не является основанием для отказа в признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, поскольку решение таких вопросов относится к исключительной компетенции межведомственной комиссии.

Кроме того установлено, что в межведомственную комиссию обращались не собственники помещений в доме, а орган государственного жилищного надзора, поэтому межведомственная комиссия не вправе ставить рассмотрение обращения жилищной инспекции с принятием решения в зависимость от представления собственниками дополнительных документов.

Таким образом, межведомственная комиссия обязана рассмотреть заключение жилищной инспекции от 27.04.2021, провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено. В случае необходимости межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного дома.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что в силу возложенных на орган местного самоуправления обязанностей по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище, обеспечению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда и в целях восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц именно администрация муниципального образования должна принять меры по организации обследования дома.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Принимая во внимание, что непринятие решения администрацией г.о.Сызрань Самарской области, Межведомственной комиссии при администрации г.о.Сызрань Самарской области в соответствии с п. 47 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006, по заключению инспекции о техническом состоянии многоквартирного дома по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Ленинградская, д.20 противоречит требованиям закона, влечет нарушение жилищных прав граждан и безопасности проживания граждан в многоквартирном доме по адресу: Самарская область, г.о.Сызрань, ул. Ленинградская д. 20, исходя из положений пунктов 1 и 2 ч. 2 ст. 227, п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных Государственной жилищной инспекции Самарской области требований о признании незаконным бездействие администрации г.о.Сызрань Самарской области, Межведомственной комиссии при администрации г.о.Сызрань Самарской области в непринятии решения в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006, по заключению инспекции о техническом состоянии многоквартирного дома по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Ленинградская, д.20, и возложить на администрацию г.о. Сызрань Самарской области обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу принять решение в соответствии с п. 47 вышеназванного Положения в отношении многоквартирного дома по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Ленинградская, д. 20.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования Государственной жилищной инспекции Самарской области к администрации г.о. Сызрань Самарской области и Межведомственной комиссии при администрации г.о. Сызрань Самарской области о признании незаконным бездействия по непринятию решения в отношении жилого дома по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Ленинградская, д. 20, возложении обязанности принять решение в течение двух месяцев со дня вступления судебного акта в законную силу, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г.о.Сызрань Самарской области, Межведомственной комиссии при администрации г.о.Сызрань Самарской области в непринятии решения в соответствии с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006, по заключению инспекции о техническом состоянии многоквартирного дома по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Ленинградская, д.20.

Обязать администрацию г.о. Сызрань Самарской области в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу принять решение в соответствии с п. 47 вышеназванного Положения в отношении многоквартирного дома по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Ленинградская, д. 20.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 04.02.2022.

Судья Л.В. Демихова

Копия верна судья Л.В. Демихова