ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-408/19 от 19.06.2019 Урайского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 июня 2019 г. г. Урай

Урайский городской суд Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Бегининой О.А.,

при секретаре Лосевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-408/2019 по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты – Мансийского автономного округа – Югра к городской общественной организации «Федерация легкой атлетики и северного многоборья г. Урая» о прекращении деятельности общественной организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты – Мансийского автономного округа – Югра обратилось в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование требований указывая на неоднократные грубые нарушения административным ответчиком требований Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», выразившихся в непредставлении в установленные сроки в Управление необходимых сведений о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объёме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, за период своей деятельности об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании. 14.12.2018 в адрес административного ответчика было направлено предупреждение, которое оставлено без ответа.

В связи с чем просит признать Городскую общественную организацию «Федерация лёгкой атлетики и северного многоборья г. Урая» прекратившей свою деятельности в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представитель истца не явился, дело просил рассмотреть в его отсутствие.

До начала рассмотрения дела по существу от представителя ответчика Кузьменко В.С. поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями не согласен.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, следует из представленных материалов, что городская общественная организация «Федерация легкой атлетики и северного многоборья г. Урая» зарегистрирована в качестве некоммерческой организации территориальным органом Министерства юстиции и включена в Единый государственный реестр юридических лиц 04.02.2011.

Согласно ст. 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных организаций. Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11. 07.2012 № 705.

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций. Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (пп. «а» п. 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абзац 1 п. 5 Положения).

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты – Мансийского автономного округа – Югра является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регламентированы Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».

Согласно ст. 7 названного Закона общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.

Статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» также установлена обязанность общественного объединения соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы.

Формы отчетности о деятельности общественных объединений и некоммерческих организаций утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 212 от 15.04.2006, общественное объединения представляют в орган, принявший решение о государственной регистрации, ежегодно, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, отчет по форме ОН0003 (об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании).

В соответствии со ст. 29 ФЗ «Об общественных объединениях» общественная организация обязана информировать об изменении адреса юридического лица в течение трех дней со дня наступления таких изменений.

Как следует из представленных материалов, 14.12.20198 в адрес административного ответчика было вынесено предупреждение об устранении вышеуказанных нарушений.

В судебном заседании установлено, что 27.05.2019, 11.06.2019 административный ответчик направил отчет за 2017-2018 г.г. общественной организации «Федерация легкой атлетики и северного многоборья г. Урая», при обозрении сайта – mingust.ru установлено, что отчеты размещены на портале Минюста России.

Также в судебном заседании установлено, что общественная организация «Федерация легкой атлетики и северного многоборья г. Урая» явлвется действующей, ежегодно получает субсидии из бюджета городского округа на деятельность в области пропаганды ЗОЖ, физической культуры и спорта.

Таким образом, из материалов дела достоверно установлено, что данная организация является действующей, несмотря на нарушения сроков представления отчетов в Управление Минюста по ХМАО – Югре.

Доказательств причинения вследствие указанных нарушений какого-либо существенного вреда или угрозы его причинения административным истцом не представлено, следовательно, указанные в административном исковом заявлении обстоятельства не могут быть признаны достаточными для признания их грубыми нарушениями федерального законодательства.

В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Данное требование может быть предъявлено в суд государственным органом, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из конституционно-правового смысла положений статей 61 и 99 ГК РФ, разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 ГК РФ, статьи 31 НК РФ и статьи 14 АПК РФ в связи с жалобами гражданина Б., ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация», юридическое лицо нельзя ликвидировать лишь по формальному признаку неоднократности нарушений требований закона даже при условии их доказанности. Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные им последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, что восстановление законности возможно только путем его ликвидации, чего не было в данном случае.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

В судебном заседании установлено, что допущенные организацией нарушения, установленные Управлением Минюста по ХМАО – Югре носят устранимый характер, а их неоднократность сама по себе не позволяет считать их исключительными, достаточными для ликвидации юридического лица, указанные административным истцом основания носят формальный характер.

При таких обстоятельствах суд не находит достаточных правовых оснований для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты – Мансийскому автономному округу – Югре к городской общественной организации «Федерация легкой атлетики и северного многоборья г. Урая» о прекращении деятельности общественной организации и об исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Суда Ханты – Мансийского автономного округа – Югры в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, через Урайский городской суд.

Председательствующий судья О.А.Бегинина