ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-408/20 от 25.11.2020 Обоянского районного суда (Курская область)

Дело № 2а-408/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 ноября 2020 года г. Обоянь

Обоянский районный суд Курской области в составе председательствующего судьи Афонченко Л.В.,

с участием представителей административного истца – помощника прокурора Обоянского района Курской области Никольского П.Н., старшего помощника прокурора Обоянского района Курской области Пашковой Т.А.,

представителей административного ответчика - Администрации города Обояни Курской области ФИО1, ФИО2,

представителя административного ответчика - МКУ «Управление благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства» города Обояни Обоянского района Курской области ФИО3,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению прокурора Обоянского района Курской области в защиту неопределенного круга лиц к Администрации МО «город Обоянь» Обоянского района Курской области, МКУ «Управление благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства» города Обояни Обоянского района Курской области о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить финансирование и выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги по ул. К. Маркса г. Обояни,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Обоянского района Курской области обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением (с учетом уточнения) к администрации МО «город Обоянь» Обоянского района Курской области, МКУ «Управление благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства» города Обояни Обоянского района Курской области о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить финансирование и выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги по ул. К. Маркса г. Обояни. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проверки установлено, что органом местного самоуправления – администрацией МО «город Обоянь» нарушаются требования действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения. В нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части ул. К. Маркса от перекрестка ул. К. Маркса с ул. Володарского до перекрестка ул. К. Маркса с ул. Федоровского (дома № 60, 62, 64, 68, 72) имеется наличие дефектов в виде отдельных повреждений (выбоин) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью более 0,06 кв.м; от перекрестка ул. К. Маркса с. ул. Федоровского г. Обояни до перекрестка ул. К. Маркса с ул. Посадская г. Обояни (дома № 80, 82, 84, 88, 94, 96) имеется наличие дефектов в виде отдельных повреждений (выбоин) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью 0,06 кв.м. Ненадлежащее состояние и отсутствие ремонта на автомобильных дорогах города Обояни свидетельствует о бездействии администрации МО «город Обоянь» по выполнению обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца - помощник прокурора Обоянского района Никольский П.Н. уточненные исковые требования поддержал.

Представитель административного ответчика - Администрации города Обояни Курской области ФИО2 исковые требования признал частично: в части финансирования работ по текущему ремонту автомобильной дороги по ул. К. Маркса г. Обояни; в части признания незаконным бездействия Администрации города Обояни иск не признал, пояснив, что административным ответчиком не допущено незаконного бездействия в сфере содержания дорог в г. Обояни. Просил учесть, что в текущем году на основании муниципальных контрактов, где заказчиком работ выступала Администрацией МО «город Обоянь» произведен ремонт участков нескольких автомобильных дорог муниципального образования (ул. Петрова, ул. Советская, пер. Новый, ул. 8 Марта, ул. Энгельса и других).

Представитель административного ответчика - МКУ «Управление благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства» города Обояни и Обоянского района, надлежащим образом уведомленный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна. В судебном заседании от 12 ноября 2020 г. представитель ФИО3 вопрос об удовлетворении уточненных исковых требований оставил на усмотрение суда.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (в ред. от 03.04.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Соответственно, все составляющие дорожной деятельности – проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог – являются логическим продолжением указанного полномочия.

В ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в ред. от 03.07.2016) «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.

Пунктом 5 ч. 1 ст. 3 Устава муниципального образования «город Обоянь» к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Согласно п. 1, п. 6, п. 11 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (в ред. от 07.02.2017) «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

Судом установлено, что дорога по ул. Карла Маркса г. Обояни относится к автомобильным дорогам и находится в собственности муниципального образования «город Обоянь» Обоянского района Курской области и в оперативном управлении МКУ «Управление благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства».

Помощником прокурора Обоянского района Курской области Никольским П.Н. с участием старшего государственного инспектора ОГИБДД ОМВД России по Обоянскому району ФИО4 проведена проверка исполнения органами местного самоуправления, законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, а также в сфере обеспечения безопасности дорожного движения на территории МО «город Обоянь» (л.д. 10-18).

Установлено, что в нарушение п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на покрытии проезжей части ул. К. Маркса от перекрестка ул. К. Маркса с ул. Володарского до перекрестка ул. Карла Маркса с. ул. Федоровского (дома № 60, 62, 64, 68, 72) имеется наличие дефектов в виде отдельных повреждений (выбоин) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью более 0,006 кв.м; от перекрестка ул. Карла Маркса с ул. Федоровского г. Обояни до перекрестка ул. Карла Маркса с ул. Посадская г. Обояни (дома № 80, 82, 84, 88, 94, 96) имеется наличие дефектов в виде отдельных повреждений (выбоин) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью более 0,06 кв. м.

Указанные несоответствия автомобильной дороги требованиям безопасности дорожного движения в силу пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, возлагают на лиц, ответственных за содержание и состояние этой автомобильной дороги, обязанность привести ее в соответствие с требованиями технических регламентов и других нормативных документов.

Действительно, в силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения подпунктом 6 части 1 статьи 13, частью 3 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" также отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

Осуществляя дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения, органы местного самоуправления обязаны осуществлять мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на таких дорогах (пункт 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

При этом дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильных дорог - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Ремонтом автомобильной дороги является комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги (статья 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").

Таким образом, обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в том числе по их ремонту и содержанию, и обеспечению безопасности дорожного движения, в силу закона возложена на соответствующий орган местного самоуправления.

В то же время, в силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов вправе создавать муниципальные учреждения.

Муниципальное казенное учреждение создается для оказания муниципальных услуг, выполнения работ и (или) исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления. Финансовое обеспечение деятельности такого учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 123.21 - 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Постановлением Администрации города Обояни Курской области от 22 июня 2016 г. № 458 создано муниципальное казенное учреждение «Управление благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства» города Обояни Обоянского района Курской области, тем же постановлением утвержден Устав МКУ (л.д. 53-62).

Согласно Уставу МКУ «Управление благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства», учредителем учреждения является муниципальное образование «город Обоянь» (п. 1.4); Учреждение содержится за счет средств бюджете муниципального образования «город Обоянь» в соответствии с утвержденной бюджетной сметой, а также образуемых в результате деятельности внебюджетных средств и иных поступлений (п. 4.5); Учреждение в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет, в том числе организацию ремонта и содержания автодорог общего пользования местного значения и иных искусственных сооружений в границах поселения (п. 2.2).

Постановлением Администрации города Обояни Курской области от 31 января 2020 г. № 52, МКУ «Управление благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства» города Обояни Обоянского района Курской области передано муниципальное имущество в оперативное управление, в том числе и автомобильная дорога, расположенная по адресу: <...> протяженностью 1 332 м.

Таким образом, создав муниципальное казенное учреждение «Управление благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства» города Обояни Обоянского района Курской области Администрация МО «город Обоянь» фактически реализовала возложенное на нее законом полномочие по организации дорожной деятельности на территории муниципального образования.

Согласно предоставленному представителем административного ответчика города Обояни Курской области документу - «Потребность в финансировании дорожной деятельности МО «город Обоянь» на 2020-2030 годы», на 2021 год определена потребность в необходимости ремонта дороги по ул. Карла Маркса, являющейся предметом спора (л.д. 82-85).

Помимо этого, как следует из актов о приеме выполненных работ, в 2020 году в г. Обояни на основании муниципальных контрактов, заказчиком выступала Администрация г. Обояни, произведен ремонт участков нескольких автомобильных дорог (ул. Петрова, ул. Советская, пер. Новый, ул. 8 Марта, ул. Энгельса и других), что указывает на отсутствие бездействия администрации муниципального образования «город Обоянь», выразившегося в ненадлежащем содержании автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «город Обоянь».

При таком положении, исходя из совокупности доказательств по делу, и с учетом всех фактических обстоятельств дела, суд полагает, что требования прокурора Обоянского района Курской области подлежат частичному удовлетворению, а именно, необходимо обязать Администрацию МО «город Обоянь» Обоянского района Курской области обеспечить финансирование текущего ремонта автомобильной дороги по ул. К. Маркса г. Обояни: от перекрестка улиц К. Маркса и Володарского до перекрестка улиц К. Маркса и Посадской, предусмотрев в бюджете денежные средства для производства текущего ремонта, а МКУ «Управление благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства» города Обояни Обоянского района Курской области обеспечить выполнение текущего ремонта автомобильной дороги по ул. К. Маркса г. Обояни: от перекрестка улиц К. Маркса и Володарского до перекрестка улиц К. Маркса и Посадской.

Учитывая количество улиц и площадь дорожного покрытия, суд полагает необходимым установить шестимесячный срок для исполнения решения суда, поскольку такой срок является разумным и достаточным для исполнения решения суда.

В силу требований ч.9 ст. 227 КАС РФ главу администрации муниципального образования «город Обоянь» Обоянского района Курской следует обязать по истечении срока на исполнение решения суда сообщить об исполнении решения в суд и прокурору Обоянского района Курской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Обоянского района Курской области к Администрации МО «город Обоянь» Обоянского района Курской области, МКУ «Управление благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства» города Обояни Обоянского района Курской области о признании незаконным бездействия, обязании обеспечить финансирование и выполнение работ по текущему ремонту автомобильной дороги по ул. К. Маркса г. Обояни удовлетворить частично.

Обязать Администрацию МО «город Обоянь» Обоянского района Курской области обеспечить финансирование текущего ремонта автомобильной дороги по ул. К. Маркса г. Обояни: от перекрестка улиц К. Маркса и Володарского до перекрестка улиц К. Маркса и Посадской.

Обязать МКУ «Управление благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства» города Обояни Обоянского района Курской области в срок 6 (шесть) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение текущего ремонта автомобильной дороги по ул. К. Маркса г. Обояни: от перекрестка улиц К. Маркса и Володарского до перекрестка улиц К. Маркса и Посадской.

Лица, участвующие в деле, и их представители вправе ознакомиться с мотивированным решением суда 01 декабря 2020 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Обоянский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Л.В. Афонченко