ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-408/2016 от 15.07.2016 Тугулымского районного суда (Свердловская область)

Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Тугулым ДД.ММ.ГГГГ.

Тугулымский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Субботин В.Н.

при секретаре Ибраевой А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело а-408/2016 по административному исковому заявлению прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации, МО Тугулымский городской округ, неопределенного круга лиц к администрации Тугулымского городского округа о признании бездействия ответчика по непринятию мер к урегулированию конфликта интересов,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> действующий в интересах Российской Федерации, МО Тугулымский городской округ, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Тугулымского городского округа о признании бездействия ответчика по непринятию мер к урегулированию конфликта интересов.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой <адрес> по заданию прокуратуры <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции, по результатам которой установлено следующее.

На основании приказа администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-к должность начальника Управления образования администрации Тугулымского городского округа занимает ФИО2, также в Управлении образования администрации Тугулымского городского занимает должность ведущего специалиста по проблемам детства ФИО3, которая является родной сестрой ФИО7

ДД.ММ.ГГГГ главе Тугулымского городского округа внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ за подписью и.о. главы администрации Тугулымского городского округа прокурору <адрес> направлен ответ, в котором сообщается о том, что при исполнении должностных обязанностей ФИО7 и ФИО3 конфликт интересов отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Тугулымского городского округа и урегулированию конфликта интересов, на котором рассматривался вопрос о наличии конфликта интересов при осуществлении должностных обязанностей ФИО7 и ФИО3 По результатам рассмотрения данного вопроса комиссией принято решение, выраженное в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, которым признано, что при исполнении должностных обязанностей ФИО7 и ФИО3 конфликт интересов отсутствует.

С учетом уточненных исковых требований прокурор просит признать незаконным решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Тугулымского городского округа и урегулированию конфликта интересов, выраженное в протоколе заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в части признания отсутствия конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей ФИО7 и ФИО3; признать незаконным бездействие главы Тугулымского городского округа по непринятию мер к урегулированию конфликта интересов между начальником Управления образования администрации Тугулымского городского округа ФИО7 и ее родной сестрой ФИО3, занимающей должность ведущего специалиста по организационно- содержательной работе Управления образования администрации Тугулымского городского округа и обязать главу Тугулымского городского округа устранить нарушения подп. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «О противодействии коррупции».

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены ФИО2, ФИО3, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве административного ответчика привлечен глава Тугулымского городского округа ФИО8

В судебном заседании истец в лице помощника прокурора <адрес>ФИО9 поддержал заявленные требования с учетом уточнений в полном объеме.

Представитель административного ответчика глава Тугулымского городского округа ФИО8 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, направил своего представителя.

Представитель административных ответчиков: главы Тугулымского городского округа, администрации Тугулымского городского округа ФИО10, действующая на основании доверенности, имеющая высшее юридическое образование, в судебном заседании заявленные исковые требования не признала в части бездействия главы ТГО. Указала, что выявленный факт родства Свищевой и ФИО3 рассматривался на комиссии, было принято решение, что конфликт интересов отсутствует. ФИО2 не принимает каких-либо решений в отношении ФИО3 О решении комиссии глава ТГО был уведомлен, и в течение месяца он принял своё решение о сокращении ФИО3 с занимаемой должности во избежание возникновения конфликта интересов.

Заинтересованное лицо ФИО3 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, предоставила суду заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Заинтересованное лицо начальник Управления образования администрации Тугулымского городского округа ФИО2 в судебном заседании заявленные требования не признала, суду пояснила, что в структуру Управления образования входит 4 ставки: ведущий специалист по проблемам детства, ведущий специалист организационно-лицензионного отдела, главный бухгалтер, и начальник Управления образования. ФИО3 выведена из под её контроля. Она в отношении нее не принимает и не выносит каких-либо приказов. Она работает с общеобразовательными учреждениями. ФИО3 не имеет каких-либо замечаний в работе. Считает, что нет конфликта интересов. Они подписали соглашение, что не принимают в отношении друг друга каких-либо решений. Должностная инструкция ФИО3 утверждена главой ТГО.

Принимая во внимание, что судом не принималось решений об обязательном участии в деле не явившихся лиц, суд в порядке ст. 150 КАС РФ принял решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, представителя административных ответчиков, заинтересованное лицо, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно подп. 5 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с главой муниципального образования, который возглавляет местную администрацию, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью этому должностному лицу, или с муниципальным служащим, если замещение должности муниципальной службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ- ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В силу ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.

Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Из ст. 14.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует, что предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что на основании приказа администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-к должность начальника Управления образования администрации Тугулымского городского округа занимает ФИО2 (л.д.14), также в Управлении образования администрации Тугулымского городского округа занимает должность ведущего специалиста по проблемам детства ФИО3, которая является родной сестрой ФИО7, что подтверждается распоряжением МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ-к (л.д.13), а также анкетами, заполненными собственноручно ФИО7 и ФИО3, где указаны сведения о близких родственниках (л.д. 16-23).

ДД.ММ.ГГГГ главе Тугулымского городского округа внесено представление об устранении выявленных нарушений закона (л.д.39-41), по результатам рассмотрения которого ДД.ММ.ГГГГ за подписью и.о. главы администрации Тугулымского городского округа прокурору <адрес> направлен ответ, в котором сообщается о том, что при исполнении должностных обязанностей ФИО7 и ФИО3 конфликт интересов отсутствует (л.д. 42).

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Тугулымского городского округа и урегулированию конфликта интересов, на котором рассматривался вопрос о наличии конфликта интересов при осуществлении должностных обязанностей ФИО7 и ФИО3 По результатам рассмотрения данного вопроса комиссией принято решение, выраженное в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ, которым признано, что при исполнении должностных обязанностей ФИО7 и ФИО3 конфликт интересов отсутствует и вынесены мотивированные заключения.

Распоряжением администрации Тугулымского городского округа -к от ДД.ММ.ГГГГ выведена из штатного расписания аппарата Управления образования администрации Тугулымского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ должность ведущего специалиста по дошкольному образованию Управления образования администрации Тугулымского городского округа и введена в штатное расписание аппарата администрации Тугулымского городского округа с ДД.ММ.ГГГГ должность ведущего специалиста по туризму отдела по физической культуре, спорту и молодежной политики администрации Тугулымского городского округа.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/В- 599, непосредственная подчиненность означает, что один муниципальный служащий подчинен другому в соответствии с должностной инструкцией, положением о структурном подразделении муниципального органа. Непосредственная подконтрольность предполагает наличие у непосредственного начальника или иного вышестоящего начальника (при отсутствии прямого подчинения) специального полномочия по осуществлению контроля в силу своих должностных (служебных) обязанностей.

Таким образом, непосредственная подконтрольность возникает в правоотношениях муниципальных служащих в случаях, когда в должностных (служебных) обязанностях одного из них это прямо предусмотрено либо полномочие по осуществлению функций соответствующего контроля предоставлено (закреплено) локальным актом.

В соответствии с п. 11 Должностной инструкции начальника Управления образования администрации Тугулымского городского округа, утвержденной главой Тугулымского городского округа ДД.ММ.ГГГГ, начальник Управления образования администрации Тугулымского городского округа обеспечивает контроль за выполнением федерального, областного и местного законодательства в Управлении образования округа по вопросам, отнесенным к его компетенции, несет ответственность за их исполнение; осуществляет контроль за деятельностью подразделений Управления образования и их руководителей путем получения оперативной информации, плановых и контрольных отчетов работников Управления образования о своей деятельности; определяет функциональные обязанности и права специалистов Управления образования Тугулымского городского округа.

В силу п. 12 должностной инструкции начальник Управления образования вправе или обязан принимать решения при утверждении и контроле за реализацией планов работы специалистов Управления образования Тугулымского городского округа, исполнении ими своих должностных обязанностей в пределах своей компетенции; при решении вопросов, связанных с поощрением и применением дисциплинарных взысканий для работников Управления образования в пределах своей компетенции (л.д. 24-31).

В соответствии с п. 27 Должностной инструкции ведущего специалиста по организационно-содержательной работе Управления образования Тугулымского городского округа, утвержденной главой Тугулымского городского округа ДД.ММ.ГГГГ, ведущий специалист вправе или обязан принимать управленческие решения при подготовке и проверке информационных и аналитических материалов для начальника Управления образования; при подготовке и контроле исходящей документации по поручению начальника Управления образования (л.д. 32-36).

В силу ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы.

Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

Типовое положение о проведении аттестации муниципальных служащих (далее - Типовое положение) утверждено <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях муниципальной службы на территории <адрес>».

В соответствии с п. 8 Типового положения не позднее чем за две недели до начала аттестации в аттестационную комиссию представляется отзыв об исполнении подлежащим аттестации муниципальным служащим должностных обязанностей за аттестационный период, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем при его наличии.

Аналогичная норма содержится в Положении о проведении аттестации и порядке рассмотрения представления к присвоению классного чина муниципальных служащих в органах местного самоуправления Тугулымского городского округа, утвержденном решением Думы Тугулымского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено судом, отзыв об исполнении ведущим специалистом по организационно-содержательной деятельности Управления образования администрации Тугулымского городского округа ФИО3 за аттестационный период подписан начальником Управления образования администрации Тугулымского городского округа ФИО7ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37-38).

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО3, занимающая должность ведущего специалиста по проблемам детства Управления образования администрации Тугулымского городского округа, подчинена и подконтрольна начальнику Управления образования администрации Тугулымского городского округа ФИО7

Вышеизложенное также свидетельствует о явной ситуации конфликта интересов, когда одно должностное лицо в своей деятельности может руководствоваться не интересами службы, а интересами своего близкого родственника, последствиями таких действий может быть необъективное исполнение муниципальными служащими своих должностных обязанностей, противоречие между личной заинтересованностью и законными интересами граждан, организаций, общества, государства, причинение вреда этим законным интересам.

Доводы представителя административного ответчика об отсутствии бездействия со стороны главы Тугулымского городского округа по урегулированию конфликта интересов суд находит несостоятельными, поскольку приведенное законодательное регулирование в области противодействия коррупции в его системной взаимосвязи применительно к лицам, замещающим муниципальную должность, направлено не только на исключение ситуаций, когда личная заинтересованность такого лица влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей, или становится для него приоритетной по отношению к выполнению государственной функции, что может служить следствием нарушений прав и законных интересов граждан, организаций общества или государства, но в равной степени налагает на это лицо обязанность принимать все возможные меры к исключению аналогичных ситуаций в деятельности лиц, им подчиненных.

Глава администрации Тугулымского городского округа должен был не только принять исчерпывающие меры, позволяющие не допустить конфликт интересов и деятельности подчиненных ему начальника Управления образования администрации Тугулымского городского округа ФИО7 и ведущего специалиста Управления образования ФИО3, но и проконтролировать их действия с целью исключения возможности возникновения конфликта интересов в будущем.

Федеральным законом (ч. 4 ст. 11) установлено, что предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Таким образом, законом предусмотрена возможность выбора правоприменителем вариантов урегулирования конфликта интересов, при этом выбранный вариант должен отвечать признаку достаточности, то есть принятые меры должны гарантировать невозможность возникновения аналогичного конфликта интересов в будущем.

Давая оценку уведомлению администрацией Тугулымского городского округа от ДД.ММ.ГГГГФИО3 о предстоящем сокращении ее должности с предложением иных вакантных должностей суд принимает во внимание следующее.

Как установлено судом, только после подачи прокурором административного иска в суд (ДД.ММ.ГГГГ), главой Тугулымского городского округа были приняты меры к урегулированию конфликта интересов, в связи с чем, суд, исходя из того, что судом решение принимается по заявленным исковым требованиям, находит заявленные административные исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах Российской Федерации, МО Тугулымский городской округ, неопределенного круга лиц к администрации Тугулымского городского округа о признании бездействия ответчика по непринятию мер к урегулированию конфликта интересов - удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих администрации Тугулымского городского округа и урегулированию конфликта интересов, выраженное в протоколе заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, в части признания отсутствия конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей ФИО7 и ФИО3

Признать незаконным бездействие главы Тугулымского городского округа по непринятию мер к урегулированию конфликта интересов между начальником Управления образования администрации Тугулымского городского округа ФИО7 и ее родной сестрой ФИО3, занимающей должность ведущего специалиста по организационно- содержательной работе Управления образования администрации Тугулымского городского округа и обязать главу Тугулымского городского округа принять меры к устранению допущенных нарушений закона.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Тугулымский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья В.Н. Субботин