Дело № 2а-408/2021
УИД 28RS0013-01-2021-000695-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Поярково 14 октября 2021 года
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ершовой К.В.,
при секретаре Журавлевой Л.Ю.,
с участием:
прокурора Михайловского района Шкильняка И.В.,
представителя административного ответчика - главы администрации Михайловского сельсовета Хайбрахмановой Е.Е.,
представителя заинтересованного лица администрации Михайловского района Бакшеевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Михайловского района, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации Михайловского сельсовета Михайловского района Амурской области о признании незаконным бездействия администрации Михайловского сельсовета в части непринятия мер бесперебойной работы системы водоотведения, к оборудованию автобусных остановок, к оборудованию стационарного уличного освещения, возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Михайловского района обратился с административным иском в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Михайловского сельсовета Михайловского района, в обоснование требований указав, что прокуратурой Михайловского района в ходе рассмотрения обращений граждан установлены нарушения законодательства в сфере дорожной деятельности. Соглашением от 27.12.2019 г №7 «О передаче части полномочий на осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружений на них» администрации Михайловского сельсовета передана часть полномочий муниципального района по решению вопросов местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, в силу закона и Соглашения, относится к полномочиям администрации Михайловского сельсовета. Так, прокурорской проверкой установлено, что система водоотвода автомобильных дорог , принадлежащих муниципальному образованию Михайловский сельсовет Амурской области, в нарушение федерального законодательства, не соответствует предъявляемым требованиям, что выражается в следующем. По имеющимся визуальным признакам имела систему водоотвода на всем своем протяжении, однако водоотводные канавы в течение длительного времени в соответствии с требованиями Классификации не содержались, необходимые работы с целью поддержания дренажной системы в надлежащем состоянии не проводились, что привело к существенному ухудшению её качественных характеристик. Так, на участке от до по обеим сторонам улицы, около водоотводные канавы заросли травой, не имеется следов проведения работ по повышению пропускной способности. На пересечении - пер. Зеленый оборудована водоотводная канава, которая заросла травой, не имеется следов проведения работ по повышению пропускной способности. Кроме этого, от до водоотводная канава заполнена строительным мусором, заросла травой, не имеет следов проведения работ по повышению пропускной способности. В на пересечении водоотводная канава заболочена, не имеет следов проведения работ по повышению пропускной способности. В от до (по обеим сторонам) водоотводные канавы заросли травой, не имеют следов проведения работ по повышению пропускной способности. Кроме того, около система водоотведения не установлена, что приводит к скоплению сточных вод на проезжей части автомобильной дороги, её застаиванию, а также препятствует проезду к дому ветерана трудового фронта ФИО2 Выявленные нарушения препятствуют надежному водоотведению дождевых и талых вод с проезжей части муниципальных автомобильных дорог, свидетельствуют о непринятии администрацией в течение длительного времени мер по содержанию системы водоотвода автомобильных дорог, что может повлечь ухудшение их эксплуатационных характеристик. Кроме того, администрацией Михайловского сельсовета ненадлежащим образом исполняются полномочия по организации уличного освещения. По результатам проверки установлено, что по стационарное электрическое освещение установлено частично, остальные улицы населенного пункта электрическим освещением не оборудованы. Кроме того, в и стационарное электрическое освещение отсутствует полностью. Отсутствие освещения создает непосредственную опасность возникновения ДТП, влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга участников дорожного движения, противоречит требованиям федерального законодательства, возлагающих на органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивать безопасность дорожного движения. Кроме того, в ходе проверки выявлены нарушения в части надлежащей организации мест автобусных остановок. В частности на автобусной остановке , расположенной по адресу пер. Школьный, 1 отсутствует искусственное освещение, не установлена урна, не обустроен заездной карман, а также нарушено расположение дорожного знака. Остановочная и посадочная площадка места автобусной остановки не оборудованы в соответствии с указанными требованиями. Используемое покрытие затрудняет подъезд автобуса к месту остановки. Кроме того, место автобусной остановки , расположенное по адресу не оборудовано в соответствии с установленными требованиями. Так, отсутствует искусственное освещение, не установлена скамья и урна, не обустроен заездной карман, отсутствует остановочная и посадочная площадки, автопавильон и навес. Место остановки автобусов по отсутствует. Таким образом, администрацией Михайловского сельсовета допущено неисполнение требований законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, что создает грозу причинения вреда жизни, здоровью, имуществу граждан. В связи с чем, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Михайловского сельсовета в части непринятия мер бесперебойной работы системы водоотведения в , к оборудованию автобусных остановок , к оборудованию стационарного уличного освещения ; возложить на ответчика обязанность в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить бесперебойную работу системы водоотведения в соответствии с требованиями «ГОСТ 33180-2014. Межгосударственный стандарт, дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания», веденного в действие Приказом Росстандарта 11.08.2015 №1120-ст на вышеуказанных участках автомобильных дорог в и ; оборудовать в соответствии с требованиями п.4.6.1., 4.6.3. «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (утв. Постановлением Правительства Госстандарта России от 11.10.1993 №221) стационарное уличное освещение на центральных улицах, а также в местах наибольшего скопления людей ; оборудовать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования. ОТС 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах, общие технические требования» автобусные остановки по , пер. Школьный, 1 .
Определением судьи Михайловского районного суда от 23 сентября 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Михайловского района Амурской области.
Прокурор Михайловского района Шкильняк И.В. в судебном заседании уточнил исковые требования к администрации Михайловского сельсовета Михайловского района, отказавшись от поддержания иска в части возложения на ответчика обязанности по обеспечению бесперебойной системы водоотведения от до , и от до по пер. Ветеранов . В остальной части требования иска поддержал по доводам в нем изложенным.
Представитель административного ответчика - глава администрации Михайловского сельсовета Михайловского района Хайбрахманова Е.Е. в судебном заседании исковые требования прокурора, с учетом их уточнений, признала в полном объеме, о чем представила письменное заявление, указав, что последствия ст.ст.46, 157 КАС РФ ей разъяснены и понятны. Вместе с тем, просила предоставить администрации Михайловского сельсовета разумный срок для исполнения возложенных обязанностей, указав, что заявленный прокурором срок, учитывая объем требуемых работ, потребность в финансировании их из вышестоящего бюджета, является явно не достаточным.
Представитель заинтересованного лица - администрации Михайловского района Бакшеева Н.А. в судебном заседании поддержала доводы представителя административного ответчика, полагала уточненные требования прокурора подлежащими удовлетворению при условии предоставления разумного срока для их исполнения.
Заслушав доводы участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.ст. 1, 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является государственным органом, единой Федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба (ч.ч. 1, 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1).
Согласно ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 № «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Проверяя законность и обоснованность заявленных требований, суд приходит к следующему.
Согласно п. 5 ч.1, ч.4 ст. 14, п. 5 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу п. 10 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №257-ФЗ) к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ч.4 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу п. 6 ст. 3 Закона №257-ФЗ дорожная деятельностью является деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч.1 ст. 13 Закона №257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, помимо прочего, относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
Согласно соглашению №№ от 27.12.2019, заключённому между администрацией Михайловского сельсовета Михайловского района и администрацией Михайловского района, указанный сельсовет принял часть полномочий в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов данного поселения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1.3). Для осуществления указанных полномочий администрация Михайловского сельсовета осуществляет организацию работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования местного значения и сооружений на них в границах населённых пунктов Поселения (п. 1.4). Передача указанных полномочий осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Михайловского района в бюджет Михайловского сельсовета (п. 2.1). Финансирование ИБТ осуществляется в пределах утвержденных лимитов бюджетных обязательств (п. 2.2). Объем ИБТ, предоставляемых муниципальным районом сельскому поселению в 2020, 2021 гг. составляет 497147,00 руб. ежегодно.
Таким образом, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах , и обеспечение безопасности дорожного движения на них на период 2020-2022 гг. отнесено к полномочиям администрации Михайловского сельсовета Михайловского района.
Содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения; в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (ст.ст. 17, 18 Закона №257-ФЗ).
В силу п. 13.1 ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог, принятого решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827 (далее - Технический регламент) мероприятия по эксплуатации должны быть направлены на создание безопасных условий перевозки грузов и пассажиров по автомобильным дорогам в течение установленного срока их службы путем обеспечения сохранности автомобильных дорог и дорожных сооружений на них при воздействии транспортных, эксплуатационных, природно-климатических, чрезвычайных и других факторов в течение их жизненного цикла; проведения работ по поддержанию эксплуатационного состояния проезжей части, соответствующего безопасному и бесперебойному дорожному движению.
Согласно п. 13.2 Технического регламента на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.
Водоотвод с проезжей части должен находиться в состоянии, исключающем застой воды на покрытии и обочинах.
Состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог устанавливает Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных, утвержденная приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее - Классификация).
Работы, проводимые с целью надлежащего содержания дренажной системы автомобильных дорог, предусмотрены пп. 1 п. 3, пп. 1 п. 4, пп. 1 п. 5, пп. 1 п. 6, пп. 14 п. 7 Классификации, в том числе замена изношенных элементов водоотвода, переустройство дефектных элементов водоотвода, устройство недостающих элементов системы водоотвода, восстановление дренажных устройств, поддержание системы водоотвода в чистоте и порядке, очистка водопропускных труб от снега, льда, мусора и посторонних предметов.
Требования к уровню летнего содержания устанавливает ГОСТ 33180-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания, который распространяет свое действие на автомобильные дороги общего пользования.
Согласно п. 6.1 ГОСТ 33180-2014 состояние полосы отвода, земляного полотна, разделительной полосы, обочин, полос безопасности дорог должна соответствовать требованиям таблицы 1. Описание дефектов приведенных в таблице А.1 приложения А. Не допускается поверхностное скопление вод, вызванное недостаточным или обратным уклоном, наличием деформаций, разрушений, нарушением работы элементов водоотвода (дренаж водопропускных труб, водоотводных канав), наличие размытых, заиленных заросших травой или кустарником водоотводных сооружений, необеспечение продольного уклона элементов водоотвода.
Согласно п. 7.1 ГОСТ 33180-2014 состояние покрытия проезжей дороги должно соответствовать требованиям таблицы 2.
В силу п.7.1, таблицы 2 ГОСТ 33180-2014 отсутствие водоотвода на проезжей части не допускается.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного. движения (п. 12). Элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог (п. 5).
Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части автомобильных дорог, магистралей и улиц населенных пунктов должна соответствовать требованиям п. 4.6.1.4 ГОСТа Р 52766-2007.
Согласно требованиям 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Обязанность по организации уличного освещения на территории Михайловского сельсовета Михайловского района в соответствии с соглашением о передаче части полномочий в области дорожной деятельности от 27.12.2016 №7, возложена на администрацию Михайловского сельсовета Михайловского района.
Согласно п. 6.2.1 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, сим и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которые должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации (далее - ЗПИ) - по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
В соответствии с п. 5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобиль общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка, посадочная площадка, площадка ожидания, переходно-скоростные полосы, заездной «карман», боковая разделительная полоса, тротуары пешеходные дорожки, павильон или навес по 5.3.3.10, скамьи, контейнерные урны для мусора, технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещение.
Пунктом 5.3.3. ГОСТ Р 52766-2007 установлено, что остановочный пункт (на участках дорог в пределах населенных пунктов и на улицах) должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка, посадочная площадка, заездной карман на дорогах, боковая разделительная пол тротуары и/или пешеходные дорожки, автопавильон или навес, пешеходный переход, скамья, урна для мусора, технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения), освещение.
Аналогичные требования устанавливаются ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах, общие технические требования».
В соответствии с п. 3.2 ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах, общие технические требования» дорожную одежду на остановочных площадках следует предусматривать равнопрочной с дорожной одеждой основных полос движения.
Согласно п. 3.3 ОСТ 218.1.002-2003 поверхность посадочной площадки должна иметь покрытие по всей длине на ширину не менее 2 м и на подходе к автопавильону. Посадочные площадки должны быть приподняты на 0,2 м. над поверхностью остановочных площадок.
Из материалов дела следует, что в ходе рассмотрения многочисленных обращений жителей в прокуратуру Михайловского района, указавших на плохое качество автомобильных дорог общего пользования, отсутствие системы водоотведения, освещения, содержащие просьбы, указывающие на необходимость принятия мер прокурорского реагирования.
Из акта прокурорской проверки от 11.06.2021, проведенной по обращениям ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, следует, что система водоотвода автомобильных дорог не соответствуют предъявляемым требованиям. По имеющимся визуальным признакам имела систему водоотвода на всем своем протяжении. Однако водоотводные канавы в течение длительного временив соответствии с требованиями Классификации не содержались, необходимые работы с целью поддержания дренажной системы в надлежащем состоянии нее проводились, что привело к существенному ухудшению ее качественных характеристик. Так, около водоотводные канавы заросли травой, не имеется следов проведения работ по повышению пропускной способности. Также, на пересечении - оборудована водоотводная канава, установлена железобетонная труба. Вместе с тем, указанная водоотводная канава заросла травой, не имеет следов проведения работ по повышению пропускной способности. В на пересечении оборудована водоотводная канава, установлена железобетонная труба. Вместе с тем, указанная водоотводная канава заболочена, не имеет следов проведения работ по повышению пропускной способности. В от до (по обеим сторонам) по имеющимся визуальным признакам имела систему водоотвода на всем своем протяжении. Однако, водоотводные канавы в течение длительного времени в соответствии с требованиями Классификации не содержались, необходимые работы с целью поддержания дренажной системы в надлежащем состоянии не проводились, что привело к существенному ухудшению ее качественных характеристик. На указанном участке водоотводные канавы заросли травой, не имеют следов проведения работ по повышению пропускной способности. Кроме того, около система водоотведения не установлена. В связи с отсутствием дренажных устройств и водоотводной канавы на указанном участке происходит стекание вод на проезжую часть автомобильной дороги, ее застаивание. В связи с этим, проезд к дому ветерана трудового фронта ФИО2 затруднён, что препятствует проезду скорой помощи, а также вывозу ТКО с контейнерной площадки, расположенной около указанного дома. Автомобильные дороги , пер. Ветеранов, партизан не соответствуют требованиям п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, в связи с чем затруднено движение транспортных средств. Так, в районе партизан имеются дефекты проезжей части в виде гребенчатости, на участке автомобильной дороги от до имеются дефекты в виде просадок, гребенчатости, на участке автомобильной дороги от до имеются дефекты в виде выбоин, на участке автомобильной дороги от до пер. Ветеринарный имеются дефекты в виде выбоин на пересечении имеются дефекты проезжей части в виде гребенчатости, колейности, просадок, на участке автомобильной дороги около имеются дефекты в виде гребенчатости, выбоин, на участке автомобильной дороги в районе имеются дефекты в виде колейности просадки шириной 3.40 м., колейности, на участке автомобильной дороги около имеются дефекты в виде колейности. Выявленные нарушения затрудняют движение транспортных средств по указанным участкам автомобильных дорог, что в свою очередь нарушает права граждан на безопасность дорожного движения и может создать угрозу жизни и здоровью и имуществу граждан. По результатам проверки уличного освещения в установлено, что в нарушение требований п.4.6.1., 4.6.3. «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» по стационарное электрическое освещение установлено частично, остальные улицы населенного пункта электрическим освещением не оборудованы. Кроме того, в и стационарное электрическое освещение отсутствует полностью. Отсутствие освещения создает непосредственную опасность возникновения ДТП, влечет угрозу жизни и здоровью неопределенного круга участников дорожного движения, противоречит требованиям федерального законодательства, возлагающих на органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивать безопасность дорожного движения. Кроме того, в ходе проверки нарушения в части ненадлежащей организации мест автобусных остановок . В нарушение норм законодательства, в ходе проведения обследования мест автобусных остановок установлено, что на автобусной остановке , расположенной по адресу пер. Школьный, 1 отсутствует искусственное освещение, не установлена урна, не обустроен заездной карман, а также нарушено расположение дорожного знака. Остановочная и посадочная площадка места автобусной остановки не оборудованы в соответствии с указанными требованиями. Используемое покрытие затрудняет подъезд автобуса к месту остановки. Кроме того, место автобусной остановки , расположенное по адресу не оборудовано в соответствии с установленными требованиями. Так, отсутствует искусственное освещение, не установлена скамья и урна, не обустроен заездной карман, отсутствует остановочная и посадочная площадки, автопавильон и навес. Место остановки автобусов по отсутствует. Таким образом, администрацией Михайловского сельсовета допущено неисполнение требований законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, что создает грозу причинения вреда жизни, здоровью, имуществу граждан.
Указанные обстоятельства подтверждены фототаблицей, а также не оспаривались представителем административного ответчика.
Согласно информации МО МВД России «Михайловский» от 21.06.2021 ОГИБДД при проведении обследований автомобильных дорог выявлены несоответствия требованиям п. 5.2.4 ГОСТ 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», а именно, наличие выбоин, просадок, гребенчатости дорожного полотна. Выявлены недостатки оснащения автобусных остановок, отсутствие искусственного освещения, оборудования остановочной и посадочной площадок.
В судебном заседании глава Михайловского сельсовета указала, что работы по водоотведению в границах Михайловского сельсовета Михайловского района выполнены частично, дальнейшие работы в указанной области запланированы на 2022 год, при этом не оспаривала, что органом местного самоуправления допущены нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения и дорожной деятельности.
В судебном заседании установлено, что на дату рассмотрения настоящего спора администрация Михайловского сельсовета меры к организации бесперебойной работы системы водоотведения в , к оборудованию автобусных остановок , к оборудованию стационарного уличного освещения не предприняла, в связи с чем суд находит обоснованным требование прокурора о признании указанного бездействия административного ответчика незаконным.
Учитывая изложенное, суд соглашается с доводами прокурора о том, что бездействие со стороны администрации Михайловского сельсовета, выразившееся в непринятии своевременных мер к организации бесперебойной работы системы водоотведения в , к оборудованию автобусных остановок , к оборудованию стационарного уличного освещения , подвергает опасности права неограниченного круга лиц - граждан на охрану жизни и здоровья, имуществу граждан.
Обращение прокурора в суд обусловлено интересами неопределенного круга лиц, поскольку непринятие мер по организации бесперебойной работы системы водоотведения в , к оборудованию автобусных остановок , к оборудованию стационарного уличного освещения нарушает права граждан, проживающих на территории поселения, на безопасное дорожное движение.
Таким образом, требования прокурора Михайловского района в данной части также подлежат удовлетворению, а именно на администрацию МО Михайловский сельсовет Михайловского района Амурской области подлежит возложению обязанность по приведению системы водоотведения в соответствии с требованиями «ГОСТ 33180-2014 на следующих участках автомобильных дорог: около ; на пересечении - ; на пересечении ; от до (по обеим сторонам) ; около ; оборудованию в соответствии с требованиями п.4.6.1. ГОСТ Р 52766-2007 стационарного уличного освещения на центральных улицах, а также в местах наибольшего скопления людей ; оборудованию в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования. ОТС 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах, общие технические требования» автобусных остановок по , .
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
При определении срока, в течение которого обязанность должна быть выполнена, судом учитываются разумность, характер и объем действия, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений, поэтому с учетом изложенного суд полагает, что срок до 01 августа 2022 года, является разумным и достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного исковые требования прокурора Михайловского района, рассматриваемые в рамках настоящего административного дела, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Михайловского района в интересах неопределенного круга лиц к главе администрации Михайловского сельсовета Михайловского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Михайловского сельсовета Михайловского района Амурской области, выразившемся в непринятии мер к организации бесперебойной работы системы водоотведения в , к оборудованию автобусных остановок , к оборудованию стационарного уличного освещения .
Обязать администрацию Михайловского сельсовета Михайловского района в срок до 01 августа 2022 года:
Произвести работы по приведению элементов системы водоотвода, расположенной в полосе отвода автомобильной дороги местного значения, около , на пересечении - , от до , на пересечении ; от до (по обеим сторонам) ; около , в соответствие с требованиями «ГОСТ 33180-2014. Межгосударственный стандарт, дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания», веденного в действие Приказом Росстандарта 11.08.2015 №1120-ст.
Оборудовать стационарное уличное освещение на центральных улицах, а также в местах наибольшего скопления людей в соответствии с требованиями п. 4.6.1. «ГОСТ Р 52766-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Стационарное электрическое освещение», утв. приказом Росстандарта от 23.10.2007 №270-ст.
Оборудовать автобусные остановки по , в соответствии с требованиями п. 5.3.3. ГОСТ Р 52766-2007 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Требования к остановочным пунктам на участках дорог в пределах населенных пунктов и на улицах», утв. приказом Росстандарта от 23.10.2007 №270-ст.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в апелляционном порядке через Михайловский районный суд Амурской области в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.В. Ершова
Решение в окончательной форме принято 19 октября 2021 года.