ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-408/2022 от 18.05.2022 Сретенского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-408/2022

УИД 75RS0019-01-2022-000499-84

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сретенский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Дугаровой Б.Д.,

при секретаре судебного заседания Болдыревой Е.А.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Сретенского района Перекрест Т.А., представителя административного ответчика Тонких А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Сретенского района к Администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обустройству (строительству) источников противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Сретенского района обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением ссылаясь на следующие обстоятельства. Прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности и готовности к пожароопасному периоду, в ходе которой установлено, что в границах указанного населенного пункта протекает естественный водоисточник реки Шилка, администрацией на территории с. Усть-Курлыч не оборудованы искусственные источники противопожарного водоснабжения, подъездом с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером 12х12 метров для установки пожарных автомобилей в целях забора воды в любое время года, указателями либо водонапорной башней или резервуаром емкостью 54 кубических метров. Непринятие действенных мер со стороны администрации может привести к возникновению пожаров на территории населенного пункта, их распространению из лесного массива, что повлечет причинение вреда жизни и здоровью граждан, материального ущерба, иных тяжких последствий. Просит признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района Сретенский район» Забайкальского края по обустройству (строительству) источников противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности, обязать администрацию городского поселения «Кокуйское» в месячный срок после вступления решения суда в законную силу обеспечить населенный пункт село Усть-Курлыч муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края водозабор для пожарных машин на реке Шилка в любое время года путем обустройства (строительства) площадок (пирсов) с твердым покрытием размером не менее 12х12 метров для установки пожарных автомобилей, либо путем строительства водонапорной башки или пожарного резервуара емкостью 54 кубических метров. Места забора воды, использующиеся в качестве источников противопожарного водоснабжения обозначить специальным цветографическими указателями со светоотражающейся поверхностью знаком «пожарный водоисточник», также населенные пункты оборудовать знаками со стрелками направления движения к источнику противопожарного водоснабжения.

В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил административные исковые требования в части того, что для выполнения ответчиком требований пожарной безопасности не требуется строительство пирса, достаточно на имеющихся подъездах к реке Шилка обустроить площадки с твердым покрытием, в связи с чем просил обязать администрацию городского поселения «Кокуйское» в месячный срок после вступления решения суда в законную силу обеспечить в населенном пункте с. Усть-Курлыч муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края водозабор для пожарных машин на реке Шилка в любое время года в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Сретенского района Перекрест Т.А., действующая на основании прав по должности, поддержала уточненные административные исковые требования по вышеуказанным доводам.

В судебном заседании представитель административного ответчика Тонких А.М., действующая на основании доверенности, не возражала против уточненных административных исковых требований, поскольку для выполнения требований пожарной безопасности не требуется строительство пирса, достаточно на имеющихся подъездах к реке Шилка обустроить площадки с твердым покрытием с обозначением указывающих знаков.

Заинтересованные лица ТОНД по Сретенскому и Чернышевскому районам и г. Сретенск УНД и ПР ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, 32 ПСЧ 3 ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Забайкальскому краю, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей не направили. Старший дознаватель ОНД по Сретенскому и Чернышевскому районам и г. Сретенск Баканова Ю.О. представила отзыв на иск, требования прокуратуры поддержала в полном объеме, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В соответствии со ст. 150, ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело при имеющейся явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу с ч. 2 ст. 3, ст. 12, ч. 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ) под системой обеспечения пожарной безопасности понимается совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Исходя из ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе, создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее – Технический регламент) пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст. 63 настоящего Федерального закона.

Согласно пунктам 1, 2 ст. 63 Технического регламента первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

- реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

- разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 68 Технического регламента к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами, водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации, противопожарные резервуары.

Пункт 75 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» (далее - Правила) гласит, что органами местного самоуправления городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, внутригородских районов для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях, в соответствии со статьей 19 Федерального закона «О пожарной безопасности».

При наличии на территориях населенных пунктов (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 х 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.

ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний, введенные в действие Приказом Росстандарта от 10.06.2016 № 614-ст (далее ГОСТ 12.4.026-2015) установлены цветографические изображения, размеры и другие параметры знаков безопасности, применяемых в качестве указателей направления движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения, обозначения самих источников.

На основании п. 6.2 ГОСТ 12.4.026-2015 знаки безопасности следует размещать в поле зрения людей, они должны быть хорошо видны.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона № 69-ФЗ, руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Сретенского района проведена проверка готовности территории городского поселения «Кокуйское» к пожароопасному сезону, в ходе проверки выявлено, что на территории с. Усть-Курлыч имеется естественный водоем - река Шилка. Однако администрацией не приняты меры по обеспечению и оборудованию населенного пункта источниками противопожарного водоснабжения, что препятствует забору воды пожарной техники с источников противопожарного водотушения.

Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались.

Ранее в судебном заседании представитель истца помощник прокурора Максимов М.П. пояснил о необходимости оборудования подъездных путей к реке, проведении грейдирования, поскольку берег реки Шилка каменистый, то возможно оборудовать площадку с твердым покрытием, используя каменистый грунт, установить указатели, в связи с чем необязательно строительство пирса.

Оценив представленные сторонами письменные доказательства, показания специалиста суд приходит к выводу о том, что требования по обеспечению пожарной безопасности на территории городского поселения «Кокуйское» должным образом не исполняются.

Непринятие мер по обустройству площадок для забора воды из естественного водоема, в случае возникновения пожаров, может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан, а также значительному материальному ущербу.

Таким образом, требования заместителя прокурора Сретенского района заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

Учитывая невозможность использования источника пожарного водоснабжения для тушения пожаров и нарушение прав граждан на надлежащую пожарную безопасность, суд, в соответствии со ст. 187 КАС РФ указывает предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования заместителя прокурора Сретенского района к Администрации городского поселения «Кокуйское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании незаконным бездействия, возложении обязанности по обустройству (строительству) источников противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения «Кокуйское» по обустройству (строительству) источников противопожарного водоснабжения в соответствии с требованиями пожарной безопасности.

Обязать Администрацию городского поселения «Кокуйское» в месячный срок после вступления решения суда в законную силу обеспечить в населенном пункте с. Усть-Курлыч муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края водозабор для пожарных машин на реке Шилка в любое время года в соответствии с требованиями пожарной безопасности

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня изготовления мотивированной его части путем подачи апелляционных жалобы и представления через Сретенский районный суд Забайкальского края.

Судья Б.Д. Дугарова

Мотивированное решение изготовлено 20.05.2022 года