Дело № 2а-773/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 января 2016 года г. Тверь
Заволжский районный суд г. Твери в составе:
председательствующего судьи Рева Н.Н.,
при секретаре Хачатрян Н.Ж.,
с участием:
административного ответчика – Балахниной С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери и Калининском районе Тверской области к Балахниной С.А. о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, пени,
установил:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к Балахниной С.А. о взыскании задолженности по страховым взносам: недоимки на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> рублей, пени на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> рублей, недоимки в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> рублей, пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212- Ф3 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ), со ст.ст. 6, 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ), страхователи - индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов, обязаны уплачивать страховые взносы.
Согласно ст. 3 Закона № 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно ст. 14 Закона № 212-ФЗ фиксированный размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется как произведение двукратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный ф Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоян Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного п. 3 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
В соответствии с п. 4.1 ст. 14 Закона № 212-ФЗ если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо ин - профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчеты: период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяет пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуально предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статус адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательство Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов таким плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч. 8 ст. 16 ФЗ № 212-ФЗ).
Балахнина С.А. утратил статус индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ.
Страхователь за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не исполнил свои обязанности и его задолженность по страховым взносам составляет: недоимка на страховую часть трудовой пенсии – <данные изъяты> рублей, недоимка в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – <данные изъяты> рублей, пени на страховую часть трудовой пенсии – <данные изъяты> рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, пени в федеральный фонд обязательного медицинского страхования – <данные изъяты> рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ст. 22 ФЗ № 212-ФЗ, с целью досудебного урегулирования спора, ответчику ДД.ММ.ГГГГ направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ№ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, об уплате недоимки по страховым взносам в добровольном порядке.
До настоящего времени задолженность страхователем не погашена.
Согласно п. 5 ст. 22 ФЗ № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение <данные изъяты> календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Административный истец - УПФР в г. Твери и Калининском районе Тверской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, не явился, причин уважительности неявки не представил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Административный ответчик – Балахнина С.А., заявленные требования не признала, поскольку предпринимательскую деятельность не осуществляла, а также в случае удовлетворения заявленных требований просила предоставить отсрочку исполнения решения суда на пять месяцев.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, полагает следующее.
Положениями ст. 6 Закона № 167-ФЗ определен круг лиц являющихся страхователями по обязательному пенсионному страхованию, к которым относятся: лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой. Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию. В целях настоящего Федерального закона иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подпунктами 1, 2 и 5 п. 1 ст. 29 настоящего Федерального закона.
В силу п.п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 212-ФЗ, к плательщикам страховых взносов отнесены индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
Пунктом 2 ст. 14 Закона № 167 – ФЗ и ч. 1 ст. 18 Закона № 212-ФЗ предусмотрено, что страхователи обязаны своевременно и в полном объёме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда и вести учёт, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.
Из содержания ст. 3 Закона № 212-ФЗ следует, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
При этом, как следует из положений Федеральных законов от 15.12.2001
№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды медицинского страхования» обязанность по уплате страховых взносов не ставится в зависимость от факта ведения предпринимательской деятельности, равно как не ставится в зависимость от факта получения дохода от предпринимательской деятельности и размера этого дохода.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 621-О-О, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и другие. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса.
Из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что государственная регистрация Балахниной С.А. в качестве индивидуального предпринимателя осуществлена ДД.ММ.ГГГГ, а ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения физического лица, деятельность индивидуального предпринимателя прекращена.
Балахнина С.А., получив свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, стал субъектом обязательного пенсионного и медицинского страхования и у него возникли права и обязанности, установленные Законами № 167-ФЗ и № 212-ФЗ.
Согласно ч. 2 ст. 18 Закона № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном данным законом.
До принятия решения о взыскании, орган контроля за уплатой взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 Закона № 212-ФЗ (ч. 3 ст. 19 Закона № 212-ФЗ).
С целью соблюдения закона, ДД.ММ.ГГГГ для добровольной уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов ответчику направлено требование от ДД.ММ.ГГГГ№ с указанием срока исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
Требование в указанные сроки не исполнено.
Задолженность по недоимке на страховую часть трудовой пенсии составила <данные изъяты> рублей, пени на страховую часть трудовой пенсии – <данные изъяты> рублей, недоимке в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования <данные изъяты> рублей, пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.
Имеющиеся в материалах дела расчеты основаны на законе и являются правильными.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. В статье 197 ГК РФ также указано, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В силу ст. 94 КАС РФ право на совершение процессуальных действий погашается с истечением установленного настоящим Кодексом или назначенного судом процессуального срока.
Из содержания положений п.п. 5.4, 5.5 ст. 19 Закона № 212-ФЗ следует, что орган контроля страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате страховых взносов в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате взносов.
Поскольку Закон № 212-ФЗ не устанавливает период, за который может производиться проверка уплаты страховых взносов, а также срок давности взыскания недоимок и пеней, то в данном случае подлежат применению соответствующие нормы данного закона, регулирующие возникшие правоотношения.
При определении предельного срока обращения в суд контролирующего органа с исковым заявлением о взыскании недоимки, пени и штрафов следует учитывать, что такое заявление может быть подано в течение шести месяцев после истечения срока исполнения соответствующего требования.
Как следует из материалов дела, срок исполнения требования указан до ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление в суд предъявлено ДД.ММ.ГГГГ, то есть в срок, предусмотренный ст. 286 КАС РФ и ст. 19 Закона № 212-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ и ст. 18 Закона
№ 212-ФЗ пенсионное и медицинское страхование является обязательным, а не добровольным, и поэтому обязанность ответчика по уплате страховых взносов на момент направления Государственным учреждением – Управлением пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери и Калининском районе по Тверской области требования и заявления в суд не прекращена.
В Определении от 12.05.2005 № 211-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что если при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном законом порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, то он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
В соответствии с диспозитивностью гражданского судопроизводства стороны, свободно распоряжаясь как своими субъективными материальными правами, так и процессуальными средствами их защиты, принимают на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий. Доказывание как процесс представления доказательств (ст.ст. 59, 62 КАС РФ) осуществляется по общему правилу в суде первой инстанции.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка, по правилам ст. 84 КАС РФ, суд полагает, что требование ГУ УПФ РФ в <адрес> и <адрес> о взыскании с административного ответчика недоимки по страховым взносам является правомерным и подлежащим удовлетворении в размере заявленным административным истцом.
На основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
В силу ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
При решении вопроса о размере подлежащей уплате государственной пошлины суд руководствуется ст. 333.19 НК РФ, согласно которой размер госпошлины подлежащей взысканию с ответчика составляет <данные изъяты> рублей.
В судебном заседании административным ответчиком заявлено ходатайство о предоставлении отсрочки исполнения решения суда на срок пять месяцев.
Согласно ч. 1 ст. 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлением лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
В силу ч. 1 ст. 358 КАС РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава – исполнителя в праве отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Предоставление отсрочки исполнения решения при наличии соответствующих обстоятельств является правом, а не обязанностью суда.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ№-О, основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий. Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников.
В любом случае соответствующее заявление должника должно быть мотивированным и подтверждаться надлежащими доказательствами.
В соответствии с п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» при осуществлении судопроизводства суды должны принимать во внимание, что в силу п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на судебное разбирательство в разумные сроки. Сроки судебного разбирательства по гражданским делам в смысле п. 1 ст. 6 Конвенции начинают исчисляться со времени поступления искового заявления, а заканчиваются в момент исполнения судебного акта. Таким образом, по смыслу ст. 6 Конвенции исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». С учетом этого при рассмотрении вопросов об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, суды должны принимать во внимание необходимость соблюдения требований Конвенции об исполнении судебных решений в разумные сроки.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела.
Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в первой инстанции», при рассмотрении дел об отсрочке исполнения решений суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке). Вопрос о предоставлении отсрочки (рассрочки) должен оцениваться и решаться в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу статей 15 (часть 4), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации и исходя из общеправового принципа справедливости исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников, возможная же отсрочка (рассрочка) исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
В противном случае отсрочка или рассрочка становиться инструментом затягивания реального исполнения решения и будет противоречить общим принципам правосудия, что в свою очередь ставит под сомнение право взыскателя на исполнение судебного постановления в разумный срок, а само право на судебную защиту взыскателя может стать иллюзорным.
Ссылка в заявлении на трудные жизненные обстоятельства, суд не может признать в качестве достаточного основания для предоставления отсрочки.
Сам по себе факт недостаточности доходов у должника не является безусловным основанием для предоставления отсрочки, поскольку в подтверждение отсутствия возможности погашения задолженности по решению суда за счет принадлежащего должнику какого-либо имущества доказательства не представлены.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286, 290 КАС РФ, суд
решил:
административные исковые требования Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери и Калининском районе Тверской области к Балахниной С.А. о взыскании задолженности по страховым взносам: недоимки на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> рублей, пени на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> рублей, недоимки в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> рублей, пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей – удовлетворить.
Взыскать с Балахниной С.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Государственного учреждения – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Твери и Калининском районе Тверской области задолженность по страховым взносам: недоимку на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> рублей, пени на страховую часть трудовой пенсии в размере <данные изъяты> рублей, недоимку в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> рублей, пени в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Балахниной С.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
В удовлетворении ходатайства Балахниной С.А. о предоставлении отсрочки исполнения решения суда – отказать.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированной части.
Судья ФИО10
Мотивированная часть составлена ДД.ММ.ГГГГ