№ 2а-696/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 марта 2021 года г. Астрахань
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Синельниковой Н.П.,
при секретаре Крыловой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань», администрации муниципального образования «Город Астрахань», заинтересованным лицам Управлению по строительству архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань», Службе природопользования и охране окружающей среды Астраханской области о признании распоряжения незаконным,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением Управлению муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань», администрации муниципального образования «Город Астрахань», заинтересованным лицам Управлению по строительству архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань», Службе природопользования и охране окружающей среды Астраханской области о признании распоряжения незаконным, указав в иске, что административному истцу на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от <дата> на праве собственности принадлежит домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из одноэтажного жилого дома, с надворными постройками, расположенное на земельном участке площадью 600 кв.м. В соответствии с требованиями земельного законодательства желая воспользоваться своим исключительным правом на приобретение в собственность земельного участка, в соответствии с требованиями статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, административным истцом был подготовлен и подан пакет документов в Управление муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка под указанным жилым домом. На основании Распоряжения № р-10-02-530 от 06 марта 2020 года ФИО1 принято решение о предварительном согласовании предоставления бесплатно в собственность земельного участка по <адрес> с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома). На основании указанного распоряжения административным истцом был подготовлен межевой план границ земельного участка на основании существующих границ и направлен на согласование в Управление муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань». Сроки согласования межевого плана затянулись в связи с эпидемиологической ситуацией в России по предотвращению распространения пандемии связанной с COVID- 19. Межевой план согласован, и подан с заявлением на уточнение границ в Росреестр (кадастровую палату). Границы участка отмежеваны в фактически сложившихся границах домовладения. При внесении изменений в Росреестр об уточнении границ земельного участка по <адрес>, вновь подано заявление (05/104/2020-007) через систему одного окна администрации о подготовке Распоряжения о предоставлении бесплатно в собственность, на основании которого регистрируется право собственности на земельный участок в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области. Распоряжением от 02 октября 2020 года №р-10-02-2051 ФИО1 отказано в предоставлении в собственность земельного участка по <адрес> с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома). Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Астрахань» от 16 июля 2020 года № 69, запрашиваемый земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве собственности. Учитывая, что первичное обращение за предоставлением спорного земельного участка в собственность подано 04 февраля 2020 года, а закон обратной силы не имеет, полагает, что действия административного органа по отказу в предоставлении с собственность земельного участка являются незаконными, в связи с чем просила суд признать распоряжение Управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» 02 октября 2020 года №р-10-02-2051 об отказе ФИО1 в предоставлении в собственность земельного участка по <адрес> с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома), незаконным и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца; обязать Управление муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца путем вынесения распоряжения о предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка по <адрес>, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома).
В судебном заседании административный истец ФИО1 участие не принимала, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, причины не явки суду не известны.
Представитель административного истца ФИО2 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» ФИО3 в судебном заседании требования ФИО1 полагала необоснованными, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать.
В судебное заседание ответчик представитель администрации муниципального образования «Город Астрахань», не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области ФИО4 заявленные ФИО1 административные исковые требования полагала необоснованными, дополнительно суду пояснила, что земельный участок ФИО1 попадает во второй пояс зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, что подтверждается приказами «Об утверждении проекта зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения» и санитарно-эпидемиологическими заключениями, в связи с этим является ограниченным в обороте, с учетом изложенных обстоятельств, просила суд в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать.
Представитель заинтересованного лица Управления по строительству архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования «Город Астрахань», в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причина неявки суду не известна.
В силу статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено данной статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Из материалов дела установлено, что ФИО1, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от <дата>, на праве собственности принадлежит домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, состоящее из одноэтажного жилого дома с надворными постройками, находящееся на земельном участке площадью 600 кв.м.
Уведомлением о внесении изменений в Единый государственный реестр недвижимости от 07 августа 2020 года № РКРVDMFC-2020-07-29-277421, ранее декларированная площадь земельного участка с кадастровым номером <номер> составляла 600 кв.м., в соответствии с межевым планом от 29 июля 2020 года, уточненная площадь составляет - 949,9 кв.м.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие земельного кодекса Российской Федерации» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Желая воспользоваться своим исключительным правом на приобретение в собственность земельного участка под принадлежащим на праве собственности жилым домом, в соответствии со статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, ФИО1 подготовлен и подан пакет документов в Управление муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка под указанным жилым домом, что подтверждается распиской 05/001/2020-128 от 04 февраля 2020 года.
На основании Распоряжения Управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» № р-10-02-530 от 06 марта 2020 года принято решение о предварительном согласовании ФИО1 предоставления бесплатно в собственность земельного участка по <адрес>, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома).
Судом установлено, что на основании вышеуказанного распоряжения административным истцом подготовлен межевой план границ земельного участка на основании существующих границ, который направлен на согласование в Управление муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань».
Сроки согласования межевого плана затянулись в связи с эпидемиологической ситуацией в России по предотвращению распространения пандемии связанной с COVID- 19. Межевой план согласован и подан с заявлением на уточнение границ в Росреестр (кадастровую палату). Границы участка отмежеваны административным истцом в фактически сложившихся границах домовладения.
При внесении изменений в Росреестр об уточнении границ земельного участка по <адрес>, ФИО1 вновь подано заявление (05/104/2020-007) через систему одного окна администрации о подготовке Распоряжения о предоставлении бесплатно в собственность, на основании которого регистрируется право собственности на земельный участок, в Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Астраханской области.
Согласно части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации одним из оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов является то, что указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Из материалов дела следует, что Распоряжением Управления муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Астрахань» от 02 октября 2020 года №р-10-02-2051 ФИО1 отказано в предоставлении в собственность земельного участка площадью 949 кв.м. по <адрес>, с видом разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства (размещение индивидуального жилого дома).
Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Астрахань» от 16 июля 2020 года № 69, запрашиваемый земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, земельный участок является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве собственности.
В соответствии с положениями пункта 14 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте.
Согласно части 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 основной целью создания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны является санитарная охрана источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, от загрязнения.
Согласно пункту 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 защитные санитарные зоны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима), второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трех поясов соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
Водный кодекс Российской Федерации, регулирует вопросы водопользования, предусматривает для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установление зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно - эпидемиологическом благополучии населения.
В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (пункт 2 статьи 43 Земельного кодекса Российской Федерации).?
Санитарно-эпидемиологические требования к водным объектам установлены статьей 18 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которой границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам (пункт 5).
В соответствии с внесенными изменениями в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Астрахань», утвержденными решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань от 16 июля 2020 года № 69, границы земельного участка с кадастровым номером 30:12:030529:94 подпадают под II пояс зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственного-бытового водоснабжения, в связи с чем является ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве собственности.
Согласно сведениям с программы ИНГЕО ГИС ИСОГД г. Астрахани расстояние от земельного участка до уреза воды составляет 284 м.
Таким образом, данные обстоятельства подтверждают факт нахождения земельного участка по <адрес> в санитарно-охранной зоне источников водоснабжения второго пояса.
Анализируя представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что земельный участок, принадлежащий ФИО1, и находящийся во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемый для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, ограничивается в обороте и в силу прямого указания закона не может быть предоставлен в частную собственность, при изложенных обстоятельствах требования административного истца являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, ФИО1 не лишена возможности оформить право аренды на испрашиваемый земельный участок. При этом право собственности административного истца на жилой дом никоим образом ограничено не будет.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению муниципального имущества администрации МО «Город Астрахань», администрации МО «Город Астрахань», заинтересованным лицам Управлению по строительству архитектуре и градостроительству администрации МО «Город Астрахань», Службе природопользования и охране окружающей среды Астраханской области о признании распоряжения незаконным, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 25 марта 2021 года.
Судья Н.П. Синельникова