ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4095/16 от 10.06.2016 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело № 2а – 4095/16

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 июня 2016 года

Советский районный суд гор. Липецка Липецкой области в составе

Судьи Сарафановой Е.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по иску Межрайонной ИФНС № 6 по Липецкой области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Межрайонная ИФНС № 6 по Липецкой области обратился в суд с иском к административному ответчику ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество за 2014 год в сумме 24 037 руб. 92 коп., которая включает непосредственно налог в сумме 9 509 рублей и пени - в размере 14 528 руб. 92 коп., а также пени по земельному налогу 1 018 руб. 93 коп.

В обосновании своих требований административный истец указал на то, что ответчик ФИО2 в 2014 году являлся собственником следующего имущества:

- встроенное-пристроенное нежилое помещение , площадью 12, расположенное по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 58 753 руб.; кадастровый номер: ;

- встроенное-пристроенное нежилое помещение , площадью 12, расположенное по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 58753 руб.; кадастровый номер: ;

- встроенное-пристроенное нежилое помещение , площадью 12, расположенное по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 58753 руб.; кадастровый номер: ;

- помещение , расположенное по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 51544 руб.; кадастровый ;

- ? доли в праве собственности на жилой дом с пристройками и хозяйственными постройками, расположенный по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 199359 руб.; кадастровый номер: ;

- пристроенное нежилое помещение , расположенное по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 58055 руб.; кадастровый номер: ;

- пристроенное нежилое помещение , расположенное по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 58520 руб.; кадастровый номер: ;

- пристроенное нежилое помещение , площадью 13, расположенное по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 58520 руб.; кадастровый номер: ;

- пристроенное нежилое помещение , площадью 13, расположенное по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 58520 руб.; кадастровый номер: ;

- пристроенное нежилое помещение , площадью 7, расположенное по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 33252 руб.; кадастровый номер: .

Оплату налога на имущество в сумме 9 509 рублей ответчик не произвел. Требование № 30258 от 12.10.2015 года об уплате транспортного налога до настоящего времени ответчиком не выполнено, в связи, с чем истец просит взыскать с ответчика имеющуюся задолженность в принудительном порядке.

В настоящее судебное заседание стороны не явились, о месте и времени слушания дела извещались в установленном порядке.

Обязательной явка сторон по настоящему делу судом не признавалась.

С учетом изложенного, исходя из положений ч. 7 ст. 150, ст. 291 Кодекса административного производства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Суд, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации: каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы…

В соответствии со ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены положения, касающиеся начисления налога на имущество физических лиц.

В силу ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.401 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество (ч.1): 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

В целях настоящей главы жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам (ч.2).

Не признается объектом налогообложения имущество, входящее в состав общего имущества многоквартирного дома (ч.3).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимость, за исключением случаев, предусмотренных п.2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п.2).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п.3).

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянии на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п.1 ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговая база в отношении квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры (п.3).

Налоговая база в отношении комнаты определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты (п.4).

Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома (п.5).

Налоговая база в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей (п.6).

Налоговым периодом признается календарный год (ст.405 Налогового кодекса Российской Федерации).

В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения, налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих:

0,1% в отношении жилых домов, жилых помещений; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом); гаражей и машино-мест; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 кв.м. и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

2% в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 п.10 ст.378.2 настоящего кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей;

0,5% в отношении прочих объектов налогообложения (ст.406 ч.2).

В силу п.1 ст.1 Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица- собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. В соответствии со ст. 2 данного Закона объектами налогообложения признаются следующие виды имущества: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» предусмотрено, что ставка налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представленных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

На территории города Липецка ставки налога на имущество физических лиц установлены ст. 2 Положения «О налоге на имущество физических лиц в городе Липецке», принятого решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от 06.11.2014 года № 947, исчисляются из суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), в следующих размерах:

При суммарной инвентаризационной стоимости до 300 тыс. руб. (включительно) - 0,1 %; при стоимости свыше 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (включительно) - 0,3 %; при стоимости свыше 500 тыс. руб. до 1 100 тыс. руб. (включительно) - 1,6 %; при стоимости свыше 1 100 тыс. руб. - 2,0 %.

Статьей 48 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Судом установлено:

Ответчик ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 2014 году являлся собственником:

- встроенного-пристроенного нежилое помещение , площадью 12, расположенное по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 58 753 руб.; кадастровый номер: .

- встроенное-пристроенное нежилое помещение , площадью 12, расположенное по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 58 753 руб.; кадастровый номер: .

- встроенное-пристроенное нежилое помещение , площадью 12, расположенное по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 58 753 руб.; кадастровый номер: .

- помещение , расположенное по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 51 544 руб.; кадастровый номер: .

- ? доли в праве собственности на жилой дом с пристройками и хозяйственными постройками, расположенный по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 199 359 руб.; кадастровый номер: .

- пристроенное нежилое помещение , расположенное по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 58 055 руб.; кадастровый номер:

- пристроенное нежилое помещение , расположенное по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 58 520 руб.; кадастровый номер: .

- пристроенное нежилое помещение , площадью 13, расположенное по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 58 520 руб.; кадастровый номер: .

- пристроенное нежилое помещение , площадью 13, расположенное по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 58 520 руб.; кадастровый номер: .

- пристроенное нежилое помещение , площадью 7, расположенное по адресу: <адрес>, инвентаризационной стоимостью 33 252 руб.; кадастровый номер: А4.

Суммарная стоимость данного имущества составляет 517 806 рублей (58753 + 58753 + 58753 + 51544 + 199359 + 58055 + 58520 + 58520 + 58520 + 33 252), следовательно, налоговая ставка для исчисления налога на имущество составляет 1,6.

Всего размер налога на имущество составляет 9 509 рублей. Складывается из следующих сумм: 940 + 940 + 940 + 825 + 1 595 + 929 + 936 + 936 + 936 + 532 = 9 509 рублей.

В адрес ответчика было направлено налоговое уведомление № 551234 от 23.03.2015 года на сумму 9 509 рублей. Факт отправки уведомления подтверждается представленным почтовым реестром от 08.04.2015 года.

20.10.2015 года ответчику было направлено требование № 30258 от 12.10.2015 года об уплате налога на имущество в сумме 9 509 рублей и пени по данному налогу в размере 14 528 руб. 92 коп., пени по земельному налогу в размере 1 018 руб. 93 коп. в котором предлагалось оплатить задолженность по налогу в срок до 24.11.2015 года.

Однако, ответчик в установленный срок налоговое требование не исполнил - налоговые платежи не произвел.

Доказательств, подтверждающих уплату налога за 2014 год, административный ответчик суду не представил. Также не представлено суду доказательств для освобождения ответчика от уплаты транспортного налога или снижения его размера.

В связи, с чем суд находит заявление административного истца о принудительном взыскании с ответчика недоимки по налогу на имущество в сумме 9 509 рубля подлежащим удовлетворению.

В силу п.1 ст. 72 Налогового кодекса РФ пени отнесены к способам обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено возможность начисления пени.

Так, согласно п.1 указанной статьи, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п.2).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик (участник консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа был наложен арест на имущество налогоплательщика или по решению суда были приняты обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков, к которому в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса были приняты меры по принудительному взысканию налога) в банке, наложения ареста на денежные средства или на имущество налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков). В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате (п.3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п.4).

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5).

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса, а с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей в случаях, предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 2 статьи 45 настоящего Кодекса, производится в судебном порядке (п.6).

Административным истцом заявлены требования о взыскании с административного ответчика ФИО2 пени по налогу на имущество в размере 14 528 руб. 92 коп. и пени по земельному налогу в сумме 1 018 руб. 93 коп.

Ответчик не оспорил факт нарушения налогового законодательства, при таких обстоятельствах имеются основания для взыскания с административного ответчика пени за просрочку уплаты налогов за 2014 год.

Поскольку, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога.

Требование о взыскании пени является производным от основного требования о взыскании недоимки по налогу, в связи с чем, в отношении пеней, начисленных на недоимку, подлежат применению общие правила исчисления давности взыскания.

При таких обстоятельствах, суд не может согласиться с требованием административного истца о взыскании с административного ответчика пени по земельному налогу. Никаких доказательств, подтверждающих наличие у ответчика в собственности каких - либо земельных участков, истец суду не представил.

Разрешая вопрос о взыскании пени по налогу на имущество, суд не может согласиться с расчетом пени, представленным административным истцом.

Как установлено судом сумма недоимки по налогу на имущество за 2014 год составляет 9 509 рублей.

В налоговом уведомлении об уплате налога за 2014 год стоит дата его погашения по 01.10.2015 года, что соответствует требованиям закона.

Административное исковое заявление сформировано истцом 15.12.2015 года, с указанием на то, что на названную дату уплата требуемого налога не была произведена.

Таким образом, просрочка уплаты налога составляет 73 дня – с 02.10.2015 года по 15.12.2016 года.

Исходя из установленных обстоятельств: пеня по налогу на имущество за 2014 года за названный выше период, составит 190 руб. 89 коп.

Расчет: 9 509 х 73 х 8,25% : 300 = 190,89

Указанная сумма пени подлежит взысканию с ответчика в принудительном порядке.

Вынося настоящее решение, суд приходит к выводу, что коль скоро, требование к административному ответчику заявлено об уплате недоимки по налогам за 2014 год, то пени по рассматриваемым требованиям могут быть начислены исключительно на недоимку по налогам за 2014 год, и за период, начиная со 02.10.2015 года, поскольку на ответчике лежала законная обязанность по оплате налога в срок до 01.10.2015года включительно.

Оснований для взыскания пени как по налогу на имущество, так и по земельному налогу, за предыдущие годы у суда не имеется. Приходя к данному выводу, суд учитывает, что каких-либо сведений о размере налогов за предыдущие годы, дат их уплаты, сведений о направлении налогоплательщику уведомлений и требований об уплате налогов истец суду не представил.

В силу ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскивается с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае, взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

На основании ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с административного ответчика подлежит взысканию государственная пошлина от суммы удовлетворенных требований в размере в сумме 400 руб. 00 коп.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>,

- задолженность по налогу на имущество за 2014 год в размере 9 509 рублей, пеню - 190 руб. 89 коп.

- государственную пошлину в доход федерального бюджета - 400 руб. 00 коп.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд города Липецка в срок, не превышающий 15 дней со дня получения указанного решения.

Судья:

Мотивированное решение изготовлено 15.06.2016 года