ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-409/18 от 29.06.2018 Советского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №2а-409/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29 июня 2018 года г.Советский

Советский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Кобцева В.А.,

при секретаре Нечаевой Т.В.,

с участием представителя административного истца Суховой К.А.,

представителя административного ответчика Маляренко А.А.,

представителя заинтересованного лица Берестова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации городского поселения Малиновский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Контрольно-счетной палате Советского района о признании представления недействительным и подлежащим отмене,

УСТАНОВИЛ:

Администрация городского поселения Малиновский ХМАО - Югры (далее по тексту- Администрация поселения) обратилась в суд с административным иском к Контрольно-счетной палате Советскому району (далее по тексту- КСП, в котором просила признать представление ответчика недействительным и подлежащим отмене.

В обоснование заявленного требования административным истцом указано, что 28.05.2018 председателем КСП в адрес Администрации поселения было внесено представление о нарушении бюджетного законодательства, выразившемся в превышении норматива на содержание органов местного самоуправления на общую сумму (-) руб.

Полагала указанное представление незаконным и необоснованным, поскольку превышение норматива сложилось по причине наличия расходов по коду бюджетной классификации подраздел 0401 «Общегосударственные вопросы» код вида расходов 120 «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов» на реализацию мероприятий по содействию трудоустройства граждан, содержание временно трудоустроенных безработных граждан, направленных от центра занятости населения. Финансирование данных расходов производилось из средств межбюджетных трансфертов из бюджета ХМАО - Югры. За 2017 год поступило межбюджетных трансфертов и произведено расходов на реализацию мероприятий по содействию трудоустройства граждан (-) руб. Расходы производились в связи с участием в исполнении полномочия субъекта РФ по содействию занятости населения, в частности организации общественных работ. Финансирование расходов данного направления производилось в основном за счет средств межбюджетных трансфертов из бюджета ХМАО - Югры, а также частично из средств местного бюджета.

Безработные граждане, трудоустроенные в Администрации поселения, выполняют работу по благоустройству поселения, и в структуру Администрации поселения не входят.

В судебном заседании представитель административного истца Сухова К.А., действующая на основании доверенности, поддержала заявленное требование и просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указала, что согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ код вида расходов 120 «Расходы на выплаты персоналу государственных и муниципальных органов» обобщает расходы бюджетов бюджетной системы РФ на выплату денежного содержания (денежного вознаграждения, заработной платы), а также осуществление командировочных и иных выплат, в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и предусмотренных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и (или) муниципальными правовыми актами работникам государственных (муниципальных органов, лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, иным работникам гносударственных (муниципальных) органов, не являющимся государственными (муниципальными) служащими, с учетом страховых взносов по обязательному социальному страхованию в государственные внебюджетные фонды РФ с указанных выплат.

Временные подсобные работники, привлекаемые к временным работам в рамках взаимодействия с КУ ХМАО - Югры «Советский центр занятости населения», не относятся к государственным, муниципальным органам. В норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления включается предельная штатная численность работников органов местного самоуправления и годовой фонд оплаты труда, рассчитанный по максимальному окладу государственного гражданского служащего. Ставка- подсобный рабочий, отсутствует в штатном расписании органа местного самоуправления Администрации поселения. Полагала, что КСП незаконно и необоснованно включены все подразделы в общий объем фактических затрат на содержание органа местного самоуправления.

Представитель административного ответчика Маляренко А.А., действующий на основании Положения о КСП, требование Администрации поселения не признал и просил в удовлетворении административного иска отказать. Пояснил, что приказом Департамента финансов ХМАО - Югры от (дата)(номер) установлен норматив на содержание органов местного самоуправления, который составил для Администрации поселения (-) тыс. руб. Фактические эти расходы составили (-) руб. Таким образом, норматив на содержание органов местного самоуправления превышен Администрацией поселения на (-) руб. В соответствии с приложением к постановлению Правительства ХМАО - Югры от 06.08.2010 №191-п в расчет норматива не включаются субвенции, предоставленные административному ответчику как иные межбюджетные трансферты. Согласно заключенному между администрацией Советского района и Администрацией поселения соглашению бюджетные средства предоставлены ответчику как иные межбюджетные проценты.

Представитель заинтересованного лица администрации Советского района ХМАО - Югры - Берестов А.А., действующий на основании доверенности, полагал оспариваемое представление законным, а административный иск Администрации поселения не подлежащим удовлетворению.

Заслушав пояснения стороны административного истца, возражения представителя ответчика и мнение представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Обращаясь в суд с настоящим иском административный истец полагал, что оспариваемое представление ответчика противоречит нормам бюджетного законодательства.

Между тем, оснований полагать, что представление КСП о недопущении нарушений бюджетного законодательства противоречит закону и нарушает права или законные интересы административного истца у суда нет, и убедительные доказательства этому в материалы дела не представлены.

Согласно Уставу Советского района и Положению о Контроль-счетной палате (далее по тексту- Положение), утвержденному решением Думы Советского района от (дата)(номер), КСП входит в структуру органов местного самоуправления Советского района, обладает организационной и функциональной независимостью и осуществляет свою деятельность самостоятельно.

В соответствии с п.2 раздела 4 Положения КСП, помимо иных полномочий, осуществляет контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета (адрес), поступивших в бюджеты городских и сельского поселений, входящих в состав Советского района.

КСП по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы местного самоуправления и муниципальные органы, организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Советскому району или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (п.1 раздела 10 Положения).

Как следует из материалов дела и установлено судом, 28.05.2018 председателем КСП Загоровским А.П. в адрес Главы городского поселения Малиновский Апатова М.А. внесено представление, согласно которому в ходе проведения плановой тематической проверки было выявлено нарушение ч.2 ст.136 Бюджетного кодекса РФ, в части превышения городским поселением норматива на содержание органов местного самоуправления на общую сумму (-) руб. Администрации поселения предъявлены требования по недопущению в дальнейшей деятельности выявленного (указанного) нарушения и привлечению к ответственности должностных лиц.

Согласно акту проверки от (дата), составленному заместителем председателя КСП Маляренко А.А., норматив на содержание органов местного самоуправления городского поселения Малиновский на 2017 определен органом государственной власти ХМАО - Югры в размере (-) руб., фактически же эти расходы составили (-) руб., что превышает указанный норматив на (-) руб. При этом в норматив по содержанию органов местного самоуправления контролирующим органом были включены расходы в области занятости населения в размере (-) руб.

В силу ч.2 ст.136 Бюджетного кодекса РФ муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права превышать установленные высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и (или) содержание органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06.08.2010 №191-П утверждена Методика расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Методика), а на Департамент финансов ХМАО - Югры возложены обязанности:

- ежегодно в срок до 1 августа утверждать приказом нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в разрезе каждого муниципального образования, рассчитываемые в соответствии с Методикой, утвержденной настоящим постановлением, и доводить значения указанных нормативов до сведения органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа;

- осуществлять контроль за непревышением фактических расходов, направляемых муниципальными образованиями автономного округа в отчетном периоде на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, над доведенными значениями нормативов.

Приказом Департамента финансов ХМАО - Югры от 28.06.2017 №110-О утверждены нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований ХМАО - Югры на 2017 - 2018 годы, рассчитанные в соответствии с Методикой. Для органов местного самоуправления городского поселения Малиновский данный норматив на 2017 год составил (-) руб.

Стороной административного истца не оспаривалась обоснованность установления для городского поселения Малиновский норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления и его размер, при этом он полагал, что к данному нормативу не относятся расходы в области занятости населения. Суд отклоняет этот довод истца.

Законом РФ от 19.04.1991 «О занятости населения в Российской Федерации» определен правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Согласно ст.7.1-1Закона РФ от 19.04.1991 к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения, в числе прочего, относятся: разработка и реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения; оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг: содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников; организация проведения оплачиваемых общественных работ; организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет, имеющих среднее профессиональное образование и ищущих работу впервые.

Государственной программой ХМАО - Югры «Содействие занятости населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2016 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 №409-п (в актуальной редакции), определен механизм ее реализации (раздел 5), включающий в себя перечисление средств бюджета автономного округа, предусмотренных на реализацию программных мероприятий, центрам занятости населения, органам местного самоуправления.

Государственной программой предусмотрено предоставление из бюджета автономного округа иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований автономного округа на реализацию программных мероприятий.

Согласно ст. 142 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из бюджетов муниципальных районов бюджетам городских, сельских поселений (за исключением межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления городских, сельских поселений бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

(дата) администрация Советского района и Администрация поселения заключили соглашение о предоставлении иных межбюджетных трансфертов бюджету городского поселения Малиновский, предметом которого является предоставление бюджету поселения иных межбюджетных трансфертов в целях трудоустройства незанятых трудовой деятельностью и безработных граждан на временные рабочие места, созданные в муниципальных организациях.

Поскольку финансовое обеспечение мероприятий по содействию занятости населения было предоставлено Администрации поселения в виде иных межбюджетных трансфертов по бюджетной классификации 2 02 40000 00 0000 151 «Иные межбюджетные трансферты» на выполнение задач по трудоустройству незанятых трудовой деятельностью и безработных граждан, то соответствующие расходы подлежали учету по коду видов расходов 120 «Расходы на выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов» (приказ Минфина РФ от 01.07.2013 №65н).

Письмом Департамента финансов ХМАО - Югры от (дата) исх.(номер)-Исх-(номер) Глава Советского района был поставлен в известность, что по результатам мониторинга соблюдения муниципальными образованиями нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, городских и сельских поселений автономного округа в соответствии с постановлением Правительства автономного округа от 06.08.2010 №191-п за 2017 год выявлено превышение установленного норматива в городском поселении Малиновский в размере (-) руб. Главе Советского района было предложено применить в отношении городского поселения Малиновский бюджетную меру принуждения за совершенное нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

Таким образом, факт превышения норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городского поселения Малиновский, который послужил основанием для внесения оспариваемого представления, подтверждается материалами дела.

Суд полагает соответствующим закону, адресованное Главе городского поселения Малиновский представление КСП от 28.05.2018, о недопустимости нарушения бюджетного законодательства, которое внесено надлежащим лицом, в пределах предоставленных ему полномочий и не нарушает права и законные интересы Администрации поселения.

При таких установленных по делу обстоятельствах исковое требование Администрации поселения не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 178- 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска администрации городского поселения Малиновский Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к Контрольно-счетной палате Советского района о признании представления недействительным и подлежащим отмене отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Советский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья:подпись. Решение Советского районного суда от 29 июня 2018 года отменено, производство по делув