ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-409/20 от 15.12.2020 Поворинского районного суда (Воронежская область)

36 RS0029-01-2019-000540-83

Дело № 2а-409/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Поворино Воронежская область 15 декабря 2020 г.

Поворинский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Кирпичевой А.С.,

при секретаре Рукиной Н.Н.,

с участием административного истца – пом. прокурора Мерзляковой А.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Поворинского районного суда административное дело по административному иску Поворинского межрайпрокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Добровольского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления и понуждении разработать муниципальные правовые акты при осуществлении полномочий в бюджетной сфере,

УСТАНОВИЛ:

Поворинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в области реализации органами местного самоуправления Поворинского муниципального района полномочий в бюджетной сфере, в ходе которой установлено, что администрацией Добровольского сельского поселения не принято мер к разработке и утверждению муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления внутренних и внешних муниципальных заимствований; предоставление муниципальных гарантий; предоставление бюджетных кредитов; управление муниципальным долгом; цели, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов.

Межрайонным прокурором в целях устранения вышеуказанных нарушений законодательства 17.02.2020 в адрес главы администрации Добровольского сельского поселения вносилось представление об устранении нарушений требований бюджетного законодательства.

Однако, в ходе мониторинга принятых органами местного самоуправления нормативных правовых актов, установлено, что до настоящего времени данные муниципальные правовые акты администрацией поселения не разработаны.

Отсутствие правового регулирования при реализации сельским поселением бюджетных полномочий, исключает возможность в полной мере при недостаточности объема бюджетных средств для участия в муниципальных (региональных) программах и (или) иных мероприятиях осуществлять заимствования, предоставлять гарантии и т.д., что ведет к нарушению прав и законных интересов лиц, проживающих на территории сельского поселения.

В судебном заседании пом. прокурора Мерзлякова А.Ф. административное исковое заявление поддержала по основаниям в нем изложенным.

Представитель ответчика – администрации Добровольского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, просил дело рассмотреть в его отсутствие, возражений по существу административного иска не имеет.

Суд, выслушав административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС Российской Федерации), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со ст. 39 КАС Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из материалов дела следует, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства в области реализации органами местного самоуправления Поворинского муниципального района полномочий в бюджетной сфере установлено, что администрацией Добровольского сельского поселения не принято мер к разработке и утверждению муниципальных правовых актов, регламентирующих:

- порядок осуществления внутренних и внешних муниципальных заимствований (ст. 103 Бюджетного кодекса Российской Федерации – далее БК Российской Федерации);

- предоставление муниципальных гарантий (ч. 2 ст. 117 БК Российской Федерации);

- предоставление бюджетных кредитов (ст. 93.2 БК Российской Федерации);

- управление муниципальным долгом (ст. 101 БК Российской Федерации);

- цели, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов (ст. 142 БК Российской Федерации).

Согласно положениям ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В соответствии с ч. 1 ст. 17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе, полномочиями по принятию устава муниципального образования и внесению в него изменений и дополнений, изданию муниципальных правовых актов.

На основании ч. 1 ст. 9 БК Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся, в том числе, определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов; осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами.

Отсутствие нормативно закрепленного порядка осуществления вышеназванных полномочий органом местного самоуправления существенно ограничивает его права в бюджетной сфере и влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, - жителей сельского поселения.

При вышеизложенных обстоятельствах, иск прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь cт., ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие администрации Добровольского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области, выразившееся в не принятии муниципальных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления внутренних и внешних муниципальных заимствований; предоставление муниципальных гарантий; предоставление бюджетных кредитов; управление муниципальным долгом; цели, порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов.

Обязать администрацию Добровольского сельского поселения Поворинского муниципального района Воронежской области разработать и принять вышеуказанные муниципальные правовые акты.

Решение суда может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца после его вынесения в окончательной форме через районный суд.

Судья А.С. Кирпичева

Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.12.2020.