ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-409/2021 от 11.02.2021 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

дело № 2а-409/2021г.

УИД: 16RS0050-01-2020-013400-78

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 февраля 2021 года г.Казань

Приволжский районный суд г.Казани в составе председательствующего судьи Галяутдиновой Д.И.,

при секретаре Арслановой А.Х.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Республике Татарстан, государственному регистратору ФИО2 об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации права собственности, возложении обязанности устранить нарушение прав.

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 (далее по тексту – административный истец) обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Республике Татарстан (далее по тексту – административный ответчик) о признании незаконным уведомления об отказе в государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ; обязании устранить нарушения её права на государственную регистрацию принадлежащего ей имущества.

В обоснование заявленных требований указано, что административный истец, являясь собственником гаража , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> обратилась с заявлением к административному ответчику о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, приложив все документы, необходимые для регистрации права, как ранее возникшего, в том числе зарегистрированный в Бюро технической инвентаризации договор купли-продажи гаража. Однако уведомлением государственного регистратора от ДД.ММ.ГГГГ ей в этом было отказано в связи с истечением срока приостановления и не устранением причин, препятствующих осуществлению регистрации права собственности, при этом указано, что представлена информация об отсутствии документов, запрошенных органом регистрации прав по межведомственному запросу. Административный истец считает, что отказ в государственной регистрации прав не обоснован, нарушает её законные права и интересы.

Определениями суда к участию в деле привлечены: в качестве административного соответчика – государственный регистратор ФИО2; в качестве заинтересованных лиц – ФИО3, акционерное общество «Бюро технической инвентаризации Республики Татарстан» (далее – АО «БТИ РТ»), Гаражно-строительный кооператив «Жигули» (далее – ГСК «Жигули»).

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Республике Татарстан административные исковые требования не признал.

Административный соответчик - государственный регистратор ФИО2 не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена, представлен отзыв на административное исковое заявление.

Заинтересованные лица: ФИО3, представители АО «БТИ РТ», ГСК «Жигули» в суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. От представителя АО «БТИ РТ» имеется отзыв на административное исковое заявление.

В соответствии со статьёй 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав пояснения представителей административных истцов, административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений; далее - Федеральный закон N 218-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона N 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Статьей 26 Федерального закона N 218-ФЗ предусматривается исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав.

Согласно пункту 9 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ осуществление государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведомственным запросам.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Управление Росреестра по Республике Татарстан с заявлением об осуществлении действий по государственной регистрации права собственности (переходу права собственности) на гараж , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

К заявлению о государственной регистрации прав административным истцом были приложены:

-нотариально удостоверенный нотариусом нотариального округа г.Казани республики Татарстан ФИО4 договор купли-продажи гаража от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый между продавцом ФИО3, с одной стороны, и покупателем ФИО1, с другой стороны;

-справка БТИ Советского района г.Казани от ДД.ММ.ГГГГ о том, что гараж , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> принадлежит по праву личной собственности ФИО1;

-справка ГСК «Жигули» от ДД.ММ.ГГГГ о том, что с ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 является членом ГСК «Жигули» и имеет на праве личной собственности гараж размером <данные изъяты> кв.м., паевой взнос в сумме 170 000 руб. выплачен полностью в ДД.ММ.ГГГГ году.

В целях проведения правовой экспертизы, для уточнения информации о действительности поданных ФИО1 на государственную регистрацию документов государственным регистратором ФИО2 был направлен запрос в Казанское отделение АО «БТИ РТ».

ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором ФИО2 вынесено уведомление о приостановлении государственной регистрации на основании пункта 9 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с не предоставлением документов, запрошенных органом регистрации прав по межведомственным запросам в АО «БТИ РТ».

В период приостановления государственной регистрации ФИО1 в Управление Росреестра по Республике Татарстан была предоставлена информация из Казанского отделения АО «БТИ РТ» от ДД.ММ.ГГГГ о том, согласно договору купли-продажи гаража от ДД.ММ.ГГГГ, гараж за зарегистрирован по праву личной собственности за ФИО1, однако запись о регистрации права в реестровой книге отсутствует.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в государственной регистрации права собственности (перехода права собственности) на объект недвижимости - гараж , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> в связи с истечением срока приостановления, указанного в направленном ей уведомлении, не устранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению права собственности и не представлением из АО «БТИ РТ» информации, запрошенной органом регистрации прав по межведомственным запросам.

Так, согласно ответа, полученного по запросу государственного регистратора, АО «БТИ РТ» сообщило, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право собственности на гараж за зарегистрировано за третьим лицом, а именно гр.ФИО3, который являлся согласно договору купли-продажи гаража от ДД.ММ.ГГГГ, отчуждателем. Также указано, что в материалах инвентарного дела имеется вышеуказанный договор, однако в реестровой книге реестровая запись на указанный объект за ФИО1 отсутствует, подтвердить факт регистрации права собственности за ФИО1 невозможно.

Из письменных пояснений АО «БТИ РТ» на запрос суда следует, что ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 поступила заявка на выполнение работ по подготовке информационной справки. ДД.ММ.ГГГГ информационная справка была подготовлена и передана заказчику. В указанной справке содержалась информация о том, что гараж , расположенный по адресу: <адрес> зарегистрирован по праву личной собственности за ФИО1 Однако запись о регистрации права в реестровой книге отсутствует. В материалах инвентарного дела хранящегося в архивном фонде АО «БТИ РТ» на вышеуказанный объект недвижимости, имеется копия договора купли-продажи гаража от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что гр.ФИО3 продал ФИО1 принадлежащий ему по праву собственности гараж , расположенный в ГСК «Жигули» по <адрес>, на обороте данного договора имеется штамп о регистрации в бюро технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ в реестровой книге на стр. Однако предоставление данных о зарегистрированных правах на указанный объект за ФИО1 по сведениям реестровой книги невозможно по причине отсутствия записи перехода права. Документ от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленный АО «БТИ РТ» по заказу ФИО1, носит справочный характер и не может являться основанием для регистрации права.

В части 2 статьи 33 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утратившей силу с 01.01.2017, было закреплено, что создание системы учреждений юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется субъектами Российской Федерации поэтапно с учетом их условий и завершается к 01.01.2000.

С 01.01.2000 полномочия в части осуществления регистрационных действий у АО «БТИ РТ» прекращены, с указанной даты внесение каких-либо изменений и исправлений в регистрационную запись реестровых книг АО «БТИ РТ» невозможно.

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ основанием для осуществления государственной регистрации прав являются акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.

В силу положений части 1 статьи 21 Федерального закона N 218-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 3 Федерального закона N 218-ФЗ к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.

Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

При таких обстоятельствах, поскольку при проведении правовой экспертизы представленных ФИО1 документов были установлены причины, препятствующие государственной регистрации прав, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 26 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный регистратор, руководствуясь положениями подпункта 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ, пунктом 218 административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 07.06.2017 N 278 исполнил свою обязанность и предпринял меры по получению дополнительных сведений.

Так как по истечении срока приостановления государственных действий АО «БТИ РТ» не подтвердило факт регистрации права собственности на гараж за ФИО1 по причине отсутствия записи перехода права по сведениям реестровой книги, тем самым ответ на запрос государственного регистратора получен не был, не были устранены причины, препятствующие проведению государственной регистрации, то у административного ответчика имелись все основания для вынесения в соответствии со статьей 27 Федерального закона N 218-ФЗ решения об отказе в государственной регистрации прав.

Доводы административного истца о том, что договор купли-продажи гаража нотариально удостоверен, никем не оспорен, на обороте данного договора имеется штамп о регистрации в бюро технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ в реестровой книге на стр., с ДД.ММ.ГГГГ она открыто пользуется гаражом, оплачивает взносы и налоги, на исход дела не влияют и основанием для удовлетворения административных исковых требований не являются, с учётом того, что Федеральный закон N 218-ФЗ позволяет государственному регистратору анализировать представленные документы на предмет действительности и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. Поскольку при проведении государственной регистрации установлено, что АО «БТИ РТ» не подтверждает факт регистрации права собственности на гараж за ФИО1, государственный регистратор в рамках предоставленных ему полномочий правомерно отказал в регистрации права.

При таких обстоятельствах отказ в государственной регистрации права собственности (перехода права собственности) ФИО1 является законным, а потому прав последней не нарушает.

В рассматриваемой ситуации ФИО1 не лишена права на обращение в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно факта регистрации в БТИ права собственности на указанный гараж за ней.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу об отклонении административных исковых требований ФИО1 в полном объёме.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Росреестра по Республике Татарстан, государственному регистратору ФИО2 о признании незаконным уведомления от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности (перехода права собственности) на объект недвижимости - гараж , площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> обязании устранить нарушение права на государственную регистрацию имущества отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд г.Казани Республики Татарстан в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья Д.И. Галяутдинова

Мотивированное решение изготовлено 18.02.2021.