Дело №2а-40/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Большой Камень 15 февраля 2019 г.
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Рогачевой А.В.,
при секретаре Сосункевич А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску МКУ «Служба единого заказчика» городского округа Большой Камень об оспаривании предписания ГИБДД МО МВД России «Большекаменский»,
УСТАНОВИЛ:
МКУ «Служба единого заказчика» г.о. Большой Камень обратилось в суд с указанным административным иском, указав, что 22.05.2018 г. ОГИБДД МО МВД России «Большекаменский» вынесено предписание №000243, в котором указано, что в срок до 25.06.2018 г. к 10 час. 00 мин. МКУ «СЕЗ» необходимо оборудовать участок УДС от дома №4 до дома №7 по ул.Карла Маркса в соответствии с требованиями п.4.5.2.1 ГОСТ Р52766-2007, п.11.11 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», одним наземным пешеходным переходом. Также, в соответствии с требованиями пю7.2.14, п.7.2.15 ГОСТ Р 52289-2004 оборудовать пешеходный переход светофорами, в соответствии с требованиями п.5.1.6 ГОСТ Р 52289-2004 оборудовать пешеходный переход островком безопасности в соответствии с требованием п.4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007, оборудовать пешеходный переход в соответствии с п.8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 удерживающими пешеходными ограждениями перильного типа с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода.
Административный истец полагает данное предписание незаконным, поскольку обязанность по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильной дороги, указанной в предписании, находящейся в собственности городского округа Большой Камень, возложена законом на орган местного самоуправления, то есть на администрацию городского округа Большой Камень. Кроме того, государственный контроль (надзор) за соблюдением юридическим лицом требований в области безопасности дорожного движения осуществляется в виде плановых и внеплановых документарных и выездных проверок. В оспариваемом предписании указано, что нарушения выявлены государственным инспектором при надзоре за дорожным движением. Вместе с тем, нормативно-правовые акты, позволяющие ОГИБДД МО МВД России «Большекаменский» проводить такого рода проверки органов местного самоуправления отсутствуют. Содержание автомобильной дороги не входит в перечень видов деятельности, проверка соблюдения требований при осуществлении которых осуществляется в рамках надзора за дорожным движением. При вынесении оспариваемого предписания были допущены нарушения требований по проведению плановой или внеплановой проверки. Так, распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя контролирующего органа о проведении проверки в отношении МКУ «СЕЗ» не выносился, проведенное контрольное мероприятие планом проверки контролирующего органа предусмотрено не было, согласование плановой проверки с органом прокуратуры отсутствует, как отсутствуют и сведения об основаниях проведения проверки. При возложении обязанности провести работы по оборудованию светофором пешеходного перехода главный государственный инспектор ссылается на п.8.1.27 ГОСТа Р 52289-2004. При этом дорожно-транспортная ситуация не проанализирована, выводы о необходимости установки светофоров отсутствуют. Требование по оборудованию одним наземным пешеходным переходом по ул.Карла Маркса обязывает МКУ «СЕЗ» ликвидировать три пешеходных перехода и установить один. Однако пешеходные переходы изначально планировались на данном участке дороги, так как соответствовали интенсивности движения пешеходов и транспортных средств. Отсутствие пешеходных переходов на данном участке создает угрозу участникам дорожного движения и увеличивает риск ДТП. Кроме того, согласно ст.22 ФЗ №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения. Деятельность по организации дорожного движения в городе Большой Камень регламентирована и утверждена в Проекте организации движения на уличной дорожной сети. Данный Проект утвержден главой администрации городского округа Большой Камень и согласован начальником ОГИБДД ОВД г.Большой Камень. Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения, выдавший предписание от 22.05.2018 г. №000243, не уполномочен на внесение изменений в организацию движения транспортных средств и пешеходов, при этом исходя из смысла указанного предписания, МКУ «СЕЗ» предписано ликвидировать три наземных переходных перехода с оборудованием одного пешеходного перехода, установить новые знаки и ограждения, не предусмотренные действующим Проектом.
Административный истец просил признать незаконным предписание ОГИБДД МО МВД России «Большекаменский» №000243 от 22.05.2018 г.
Представитель МКУ «СЕЗ» по доверенности ФИО1 в судебном заседании поддержала административный иск по доводам, изложенным выше.
Представители ОГИБДД МО МВД России «Большекаменский» и МО МВД России «Большекаменский», государственный инспектор безопасности дорожного движения Бедовый А.В. надлежащим образом извещавшиеся о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явились.
Представитель заинтересованного лица – администрации городского округа Большой Камень в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Согласно представленных письменных пояснений, полагает оспариваемое предписание незаконным, поскольку расположение пешеходных переходов через автомобильные дороги через 200-300 метров является минимальным требованием, при этом пункт 4.5.2.1 ГОСТ Р52766-2007 не содержит запрет на размещение дополнительных пешеходных переходов с учетом сформировавшихся регулярных пешеходных потоков, расположением остановок маршрутных транспортных средств, объектов притяжения пешеходов. Расположенные на спорном участке автодороги пешеходные переходы организованы с учетом вышеуказанных требований, ликвидация двух пешеходных переходов приведет к снижению уровня безопасности для пешеходов. Требование, изложенное в оспариваемом предписании, оборудовать наземным пешеходный переход в соответствии с пунктом 11.11 СП 42.13330.2011 не обоснованно, поскольку указанная норма не содержит требований по устройству пешеходных переходов. Кроме того, на спорном участке автодороги уже имеется пешеходный переход, оборудованный в соответствии с требованиями пунктов 7.2.14, 7.2.15, 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004 светофорами и пешеходными ограждениями перильного типа с обеих сторон улицы, в связи с чем содержащееся в предписании требование является незаконным.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявление полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца. В данном случае такая совокупность имеется.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Статьей 12 названного Закона определено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 5 части 1 статьи 4 Устава городского округа Большой Камень к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение парковок, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
В соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД России от 02.03.2009 года № 185 Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляется государственная функция по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, в пределах зон ответственности соответствующих подразделений.
Судом установлено, что 22.05.2018 г. МКУ «Служба единого заказчика» городского округа Большой Камень ОГИБДД МО МВД России «Большекаменский» выдано предписание № 000243, в котором указано, что в срок до 10 часов 25.06.2018 г. МКУ «СЕЗ» обязано на участке УДС от дома №4 до дома №7 по ул.Карла Маркса г.Большой Камень оборудовать одним наземным переходом в соответствии с п.4.5.2.1 ГОСТ Р52766-2007, п.11.11 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поседений». Также в соответствии с п.7.2.14, 7.2.15 ГОСТ Р 52289-2004 оборудовать пешеходный переход светофорами, в соответствии с п.5.1.6 ГОСТ Р52289-2004 оборудовать пешеходный переход дублирующими дорожными знаками 5.19.1 (пешеходный переход) над проезжей частью дороги, оборудовать пешеходный переход островком безопасности в соответствии с п.4.5.2 ГОСТ Р52766-2007. Оборудовать пешеходный переход в соответствии с п.8.1.27 ГОСТ Р52289-2004 удерживающими пешеходными ограждениями перильного типа с обеих сторон улицы на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от наземного пешеходного перехода.
Оспаривая названное предписание, административный истец ссылается на то, что ответственность за содержание автомобильных дорог общего пользования в границах городского округа Большой Камень несет администрация города.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Органом местного самоуправления создано муниципальное казенное учреждение «Служба единого заказчика» городского округа Большой Камень в целях организации исполнения вопросов местного значения, в том числе по организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, осуществления муниципального контроля за сохранностью указанных автомобильных дорог, а также выполнения иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
В целях контроля за эффективным использованием муниципального имущества, для организации работ по обслуживанию автомобильных дорог в границах городского округа автомобильные дороги общего пользования переданы администрацией городского округа Большой Камень в безвозмездное пользование муниципальному казенному учреждению «Служба единого заказчика» на основании постановления администрации городского округа Большой Камень № 1358 от 22.09.2016 г.
Учитывая изложенное, лицом, ответственным за состояние автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и дорожных сооружений, является МКУ «Служба единого заказчика», которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование.
Вместе с тем, довод административного истца о нарушении процедуры проведения проверки, по результатам которой вынесено оспариваемое предписание, заслуживает внимание.
Требования к порядку осуществления государственного надзора в области безопасности дорожного движения установлены в статье 30 Федерального закона от 10.12.199 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Согласно п.3 ст.30 ФЗ «О безопасности дорожного движения» к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленным пунктами 4-8 настоящей статьи (далее по тексту – Федеральный закон №294-ФЗ).
В соответствии с положениями ст.14 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.
Пунктами 10 и 11 части 4 Федерального закона №294-ФЗ установлено, что при осуществлении федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения и федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.
В предписании №000243 от 22.05.2018 г. указано, что оно выдано по результатам надзора за дорожным движением, при этом нормативно-правовые акты, позволяющие ОГИБДД МО МВД России «Большекаменский» проводить данного вида проверки юридических лиц отсутствуют.
При вынесении предписания №000243 от 22.05.2018 г., в нарушение требований Федерального закона №294-ФЗ, не издан приказ о проведении проверки, юридическое лицо не уведомлено о проведении контрольных мероприятий не позднее трех рабочих дней до начала их проведения посредством направления копии приказа, проверка не согласована с органами прокуратуры.
Более того, действующим в городском округе Проектом организации движения на уличной дорожной сети, утвержденным главой администрации городского округа ЗАТО г.Большой Камень 12.04.2012 г., согласованным с начальником ОГИБДД, на спорном участке автодороги предусмотрено три пешеходных перехода.
Указанный проект организации движения, расположение пешеходных переходов через автомобильную дорогу, разработан с учетом сформировавшихся на указанном участке УДС регулярных пешеходных потоков, расположения остановок маршрутных транспортных средств в целях обеспечения безопасности пешеходов.
В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации техническими регламентами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Согласно протоколу комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения при администрации городского округа Большой Камень№4 от 09.06.2018 г. ликвидация двух из трех существующих пешеходных переходов в районе магазина «Домотехника» по ул.Карла Маркса признана нецелесообразной ввиду того, что данные пешеходные переходы организованы на исторически сложившихся приоритетных маршрутах пешеходных потоков к социально значимым объектам и объектам массового притяжения (школа, библиотека, ДВФУ, детская поликлиника, маршруты движения к градообразующему предприятию завод «Звезда»). Кроме того, отмечено несоответствие в законодательных актах, устанавливающих нормативные расстояния между пешеходными переходами в населенных пунктах.
При указанных обстоятельствах, предписание главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД МОМВД России «Большекаменский» №000243 от 22.05.2018 г., которым на МКУ «Служба единого заказчика» городского округа Большой Камень возложена обязанность по оборудованию УДС одним наземным переходом, оборудовании пешеходного перехода в срок до 25.06.2018 г., является незаконным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск МКУ «Служба единого заказчика» городского округа Большой Камень к ОГИБДД МОМВД России «Большекаменский», МОМВД России «Большекаменский» о признании незаконным предписания государственного инспектора безопасности дорожного движения - удовлетворить.
Признать незаконным предписание главного государственного инспектора безопасности дорожного движения ОГИБДД МОМВД России «Большекаменский» №000243 от 22.05.2018 г.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, с подачей жалобы через Шкотовский районный суд, т.е. с 19.02.2019 г.
Судья А.В. Рогачева