ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-40/20 от 21.01.2020 Тальменского районного суда (Алтайский край)

дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Тальменский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего Гусельниковой М.А.,

при секретаре Меркеловой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Алтайскому краю к Зарубину Сергею Алексеевичу о взыскании недоимки, пени по транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России №4 по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Зарубину С.А. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017г. в размере 21600 рублей и пени в размере 81 руб. 36 коп., ссылаясь на то, что в соответствии с Законом Алтайского края от 10.10.2002г. «О транспортном налоге на территории Алтайского края», уплата налога должна производиться в срок до 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления о подлежащей уплате сумме налога. Согласно предоставленным в налоговый орган сведениям налогоплательщику в 2017 году принадлежали транспортные средства: автомобили <данные изъяты>, гос. и <данные изъяты> гос.. На основании п.3 ст.363 НК РФ административному ответчику было направлено налоговое уведомление от 23.09.2018г. на уплату транспортного налога за 2017г. за автомобили <данные изъяты>, гос. – 15600 руб., и <данные изъяты> гос. – 6000 руб., на общую сумму 21600 руб.. В установленный законом срок транспортный налог за 2017г. административным ответчиком не был уплачен, в связи с чем налогоплательщику было выставлено требование об уплате налога от 19.12.2018г. , однако в срок, установленный в требовании для добровольной уплаты до 10.01.2019г. налог не был уплачен, в связи с чем начислена пеня в размере 81 руб. 36 коп.. На основании заявления МИФНС России №4 по Алтайскому краю мировым судьей судебного участка Тальменского района Алтайского края был выдан судебный приказ о взыскании вышеуказанной суммы транспортного налога с Зарубина С.А., который 27.08.2019г. был отменен по заявлению Зарубина С.А..

В судебном заседании представитель административного истца Кузнецова Т.В. полностью поддержала исковые требования и настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что у Зарубина С.А. имелась задолженность по налогам за несколько лет, с 2013г. по 2016г., она была взыскана через службу судебных приставов. За 2017г. у Зарубина С.А. имеется задолженность за транспортный налог. Требования об уплате налога направлялись Зарубину С.А. электронной почтой, через личный кабинет на сайте ФНС, на основании его заявления. В связи с этим Зарубин С.А. обязан был просматривать информацию в личном кабинете. Зарубин С.А. написал заявление о направлении налоговых уведомлений через личный кабинет на сайте ФНС в 2016 году. Ему был предоставлен пароль, который он сменил на личный. Последний раз Зарубин С.А. просматривал информацию в личном кабинете 03 октября 2018г.. Заявление о направлении уведомлений на бумажном носителе от Зарубина С.А. не поступало.

Административный ответчик Зарубин С.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях 25.11.2019г., 13.12.2019г. возражал против удовлетворения административных исковых требований и пояснил, что он оплачивал задолженность по налогам через службу судебных приставов. За какой период была задолженность, пояснить не может, т.к. при его обращении в налоговую инспекцию ему этого не разъяснили. Личным кабинетом налогоплательщика он не пользуется, последний раз заходил в него в 2016 году. Он оплачивал какие-то суммы задолженности через сайт «Госуслуги», через службу судебных приставов оплатил 160 000 рублей. В настоящее время он не является собственником автомобилей ЗИЛ и Урал. Снять с учета автомобили он в настоящее время не может.

Выслушав представителя административного истца, проверив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст.44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу п.4 ст.57 НК РФ, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В силу ст.357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Частью 1 ст.358 НК РФ предусмотрено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, установлен и введен в действие Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края».

Пунктом 2 ст.2 Закона Алтайского края от 10.10.2002г. № 66-ЗС предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают налог в срок, установленный статьей 363 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу пунктов 1, 3 ст.363 НК РФ, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Согласно п.1 ст.362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно сведениям РЭО ГИБДД ОМВД России по г.Новоалтайску, по состоянию на 2017 год Зарубин С.А. являлся собственником транспортных средств <данные изъяты> гос.рег.знак , мощностью двигателя 240 л.с. и <данные изъяты> гос.рег.знак , мощностью двигателя 150 л.с..

Согласно п.1 ст.70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Административный истец ссылается на то, что в связи с неисполнением Зарубиным С.А. обязанности по уплате транспортного налога за 2017 год через личный кабинет налогоплательщика 04.10.2018г. ему направлялось налоговое уведомление , которым предложено уплатить транспортный налог за 2017 год не позднее 03.12.2018г., а 19.12.2018г. направлялось требование об уплате задолженности по транспортному налогу в размере 21600 рублей и пени в размере 81 руб. 36 коп. в срок до 10 января 2019 года (л.д.6-9).

Пунктом 4 ст.52 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, форма заявления о выдаче налогового уведомления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом ФНС России от 27.02.2017г. № ММВ-7-8/200@ утвержден Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.

Датой направления налогоплательщику Требования в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки (пункт 10 Порядка).

Требование считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме, подписанная КЭП налогоплательщика (пункт 11 Порядка).

В силу п.2 ст.11.2 Налогового кодекса РФ, личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для получения документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, на бумажном носителе налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, направляют в любой налоговый орган по своему выбору уведомление о необходимости получения документов на бумажном носителе.

Положения настоящего пункта распространяются на плательщиков сборов - физических лиц.

Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика был утвержден Приказом ФНС России от 30.06.2015 года №ММВ-7-17/260@ (действовал на момент подачи ответчиком заявления о предоставлении доступа к личному кабинету).

Пунктом 10 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика предусмотрено, для обеспечения доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления представляет налогоплательщику регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика (далее - Регистрационная карта) по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль (далее - первичный пароль).

Активация логина и первичного пароля осуществляется в течение одного часа с момента регистрации налогоплательщика в личном кабинете налогоплательщика. (п.14)

При первом входе в личный кабинет налогоплательщика налогоплательщику необходимо сменить первичный пароль.(п.15)

Первичный пароль действует в течение одного календарного месяца с даты регистрации налогоплательщика в личном кабинете налогоплательщика. В случае, если смена первичного пароля не была осуществлена в течение одного календарного месяца, первичный пароль блокируется. (п.16)

В пункте 21 указанного Порядка предусмотрено, что в случае получения от налогоплательщика уведомления об использовании личного кабинета налогоплательщика по истечении 3 рабочих дней со дня его получения налоговыми органами начинают направляться налогоплательщику документы (информация), сведения, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через личный кабинет налогоплательщика.

При этом направление налогоплательщику налоговыми органами указанных документов (информации), сведений на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не производится до получения от налогоплательщика уведомления об отказе от использования личного кабинета налогоплательщика, если иной порядок их передачи прямо не предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговые уведомления от налоговых органов в электронной форме могут направляться через личный кабинет налогоплательщика начиная с текущего года в случае, если налогоплательщик направил уведомление для получения от налоговых органов указанных уведомлений в срок до 1 марта этого года.

Однако, представленные административным истцом документы не подтверждают направление ответчиком уведомления для получения от налоговых органов указанных уведомлений. Таким образом, истцом не представлено доказательств соблюдения установленного порядка ведения личного кабинета ответчика, и обоснованность направления уведомлений и требований через личный кабинет. Следовательно, судом не принимаются во внимание доводы истца о том, что Зарубин С.А. пользовался личным кабинетом налогоплательщика на момент направления ему налогового уведомления и требования об уплате налога за 2017 год, сменив первичный пароль.

Так, административным истцом в подтверждение подключения Зарубина С.А. к Интернет-сервису «Личный кабинет налогоплательщика» представлены: заявление Зарубина С.А. о доступе к личному кабинету налогоплательщика от 13.01.2016г., а также выписка из электронного документооборота, согласно которой 13.01.2016г. Зарубин С.А. прошел регистрацию в Личном кабинете налогоплательщика, сменил первичный пароль, 07.05.2016г., 19.03.2018г., 10.04.2018г., 03.10.2018г. осуществлял вход в личный кабинет. При этом из указанных документов не видно, просматривал ли Зарубин С.А. поступившие документы, оплачивал ли налоги через сайт. Кроме того, согласно данных Интернет-сервиса имеется отметка о том, что «признак направления уведомления» - не выбрано. Других доказательств получения от ответчика установленного выше указанным Порядком уведомления истцом суду не представлено.

Кроме того, налоговое уведомление было направлено Зарубину С.А. через личный кабинет 04.10.2018г., требование об уплате задолженности по транспортному налогу за 2017 год было направлено через личный кабинет налогоплательщика 19.12.2018г., однако, не имеется доказательств когда Зарубин С.А. просматривал указанные документы.

Поскольку налоговый орган не доказал процедуру взыскания налога (направления требования и уведомления), то основания для взыскания налога и пени в судебном порядке отсутствуют. В связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Алтайскому краю к Зарубину Сергею Алексеевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу в сумме 21600 рублей за 2017 год, и пени в размере 81 руб. 36 коп. отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Тальменский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его вынесения.

Мотивированное решение изготовлено 04.02.2020 года.

Судья М.А.Гусельникова