<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
26 января 2016 года село Большая Глушица
Большеглушицкий районный суд Самарской области в составе судьи Лигостаева Д.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело № 2а-40/2016 по административному исковому заявлению (в порядке ст. 39 КАС РФ) прокурора Большеглушицкого района Самарской области к Администрации сельского поселения Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Большеглушицкого района Самарской области, действуя в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обратился в суд административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия, по тем основаниям, что органом местного самоуправления не исполняются требования законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также бюджетного законодательства.
Судьей принято определение о рассмотрении настоящего административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, так как:
- поступило ходатайство административного истца о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства;
- административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела, признает заявленные требования.
Из административного иска следует, что прокуратурой Большеглушицкого района проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также бюджетного законодательства. В ходе проверки прокуратурой Большеглушицкого района выявлены существенные нарушения указанного законодательства, допущенные сельским поселением Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области.
Так, согласно ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008г. «О противодействии коррупции», основными принципами противодействия коррупции в Российской Федерации являются законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008г «О противодействии коррупции», одним из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 г. №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее по тексту –Закон), размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет является одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Так, согласно ст. 4 Закона, основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.
Согласно ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
В статье 36 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип прозрачности бюджетов, который означает:
- обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов муниципальных образований;
- обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
- стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Кроме того, статьей 13 Закона предусмотрен перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет.
В соответствии со ст. 25 Закона, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, виновные в нарушении права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В ходе проверки, проведенной прокуратурой Большеглушицкого района ДД.ММ.ГГГГ установлено, что сельское поселение Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области не имеет официального сайта в сети Интернет, однако согласно Распоряжению главы сельского поселения Новопавловка от ДД.ММ.ГГГГ 45-к «О назначении ответственного должностного лица» лицом, ответственным за размещение на официальном сайте муниципального района <адрес> в сети интернет информации является делопроизводитель администрации сельского поселения Новопавловка – ФИО2
Указанное распоряжение является неисполнимым ввиду отсутствия доступа к официальному сайту администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области у ответственного лица.
В нарушении требований вышеуказанного законодательства, а также ч. 1 ст. 10 Закона, информация о деятельности органа местного самоуправления, администрацией сельского поселения Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области, предусмотренная ст. 13 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ, в сети "Интернет" на официальном сайте Самарской Губернской думы (www.samgd.ru), на официальном сайте администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области (http://www.admbg.org/), не размещена.
Так, не размещены следующие сведения:
-перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления;
-сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления;
-информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) нормативные правовые акты; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
Не размещен Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения; Административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля;
в) информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений;
-информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также иные сведения, предусмотренные ст. 13 Закона.
-тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;
- информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений.
Также, в сети "Интернет" не размещен проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета, о численности работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание.
Не опубликование указанных сведений ведет к отсутствию общественного контроля за расходованием бюджетных средств; к нарушению законных прав граждан на свободный доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления и создает предпосылки к совершению коррупционных правонарушений при освоении бюджетных средств.
Кроме того, ранее ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в отношении главы сельского поселения Новопавловка возбуждалось дело об административном правонарушении по ч.2 ст.13.27 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ глава сельского поселения Новопавловка ФИО3 привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей.
Однако, до настоящего времени выявленные нарушения администрацией сельского поселения Новопавловка муниципального района Большеглушицкий не устранены.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.Прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Уточнив заявленные требования, прокурор просил суд:
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области по неразмещению информации о деятельности органа местного самоуправления - на официальном сайте администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области (http://www.admbg.org/).
Обязать администрацию сельского поселения Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области разместить следующую информацию о деятельности органа местного самоуправления - на официальном сайте администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области (http://www.admbg.org/):
-сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления;
-информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) нормативные правовые акты; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
- административный регламент по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения; административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля;
в) информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений;
-информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также иные сведения, предусмотренные ст. 13 Закона.
-тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;
- информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений.
- проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета, о численности работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание.
Суд, исследовав только доказательства в письменной форме, приходит к выводу об удовлетворении заявленных административным истцом требований по следующим основаниям:
В ст. 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Суд принимает в рамках данного дела признание иска административным ответчиком, считая, что признание иска не противоречит законам и не нарушает права других лиц, так как:
Установлено судом и не оспорено сторонами, что прокуратурой Большеглушицкого района была проведена проверка исполнения требований законодательства о противодействии коррупции и об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также бюджетного законодательства, а также то, что в ходе данной проверки прокуратурой были выявлены нарушения указанного законодательства, которые, как установлено, допущены органом местного самоуправления сельского поселения Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области, а именно:
Сельское поселение Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области не имеет официального сайта в сети Интернет, хотя согласно Распоряжению главы сельского поселения Новопавловка от ДД.ММ.ГГГГ 45-к «О назначении ответственного должностного лица» лицом, ответственным за размещение на официальном сайте муниципального района <адрес> в сети интернет информации является делопроизводитель администрации сельского поселения Новопавловка – ФИО2, что не отрицается сторонами, подтверждено распечаткой с сайта администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области, л.д. 17.
Информация о деятельности органа местного самоуправления, администрацией сельского поселения Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области на официальном сайте администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области (http://www.admbg.org/), не размещена и не размещены следующие сведения:
-перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении органа местного самоуправления;
-сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления;
-информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе:
а) нормативные правовые акты; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
Не размещен Административный регламент по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения; Административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля;
в) информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
е) порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений;
-информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также иные сведения, предусмотренные ст. 13 Закона.
-тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;
- информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений.
- не размещен проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета, о численности работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в отношении главы сельского поселения Новопавловка возбуждалось дело об административном правонарушении по ч.2 ст.13.27 КоАП РФ и ДД.ММ.ГГГГ глава сельского поселения Новопавловка ФИО3 привлечен к административной ответственности и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3 000 рублей, что подтверждается постановлениями, л.д. 8-16.
Установлено судом, что до настоящего времени выявленные нарушения администрацией сельского поселения Новопавловка муниципального района Большеглушицкий не устранены.
Суд соглашается с доводом прокурора о том, что не опубликование указанных сведений ведет к отсутствию общественного контроля за расходованием бюджетных средств; к нарушению законных прав граждан на свободный доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления и создает предпосылки к совершению коррупционных правонарушений при освоении бюджетных средств, и, делая данный вывод, суд руководствовался следующими нормативно-правовыми актами:
Согласно ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции», основными принципами противодействия коррупции в Российской Федерации являются законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции», одним из основных направлений деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее по тексту –Закон), размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет является одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Согласно ст. 4 Закона, основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления, свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом.
Согласно ч. 6 ст. 52 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
В статье 36 Бюджетного кодекса РФ закреплен принцип прозрачности бюджетов, который означает:
- обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов муниципальных образований;
- обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);
- стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Статьей 13 Закона предусмотрен перечень информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети Интернет.
В соответствии со ст. 25 Закона, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, виновные в нарушении права на доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, несут дисциплинарную, административную, гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного выше, руководствуясь положениями ст.ст.180,227,293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить полностью уточненный административный иск (в порядке ст. 39 КАС РФ) прокурора Большеглушицкого района Самарской области к Администрации сельского поселения Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области о признании бездействия незаконным и обязании совершить определенные действия.
Признать незаконным бездействие администрации сельского поселения Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области по неразмещению информации о деятельности органа местного самоуправления - на официальном сайте администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области (http://www.admbg.org/).
Обязать администрацию сельского поселения Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области разместить следующую информацию о деятельности органа местного самоуправления - на официальном сайте администрации муниципального района Большеглушицкий Самарской области (http://www.admbg.org/):
-сведения о средствах массовой информации, учрежденных органом местного самоуправления;
-информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, в том числе: нормативные правовые акты; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований;
- административный регламент по осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения; административный регламент по осуществлению муниципального жилищного контроля;
- информацию о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений;
-информацию об участии органа местного самоуправления в целевых и иных программах, а также иные сведения, предусмотренные ст. 13 Закона.
-тексты официальных выступлений и заявлений руководителей и заместителей руководителей органа местного самоуправления;
- информацию о работе органа местного самоуправления с обращениями граждан (физических лиц), организаций (юридических лиц), общественных объединений.
- проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета, о численности работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, а прокурором апелляционное представление может быть принесено также в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения копии решении.
Председательствующий <данные изъяты>
<данные изъяты>