ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4100/20 от 30.12.2020 Орджоникидзевского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение составлено 30.12.2020.

УИД 66RS0006-01-2020-004467-23 Дело № 2а-4100/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23.12.2020 город Екатеринбург

Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Хабаровой О.В.,

при секретаре судебного заседания Скачковой Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к Майорову Д. А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 32 по Свердловской области (далее - МИФНС России № 32 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Майорову Д.А. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 58 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 33 копейка, недоимки по транспортному налогу за 2018 год в размере 26 992 рубля, пени по транспортному налогу в размере 154 рубля 76 копеек.

В обоснование требований указано, что Майоров Д.А. в спорный период являлся плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц, обязанность по уплате которых за 2018 год надлежащим образом налогоплательщиком не была исполнена, в связи с чем, в его адрес было направлено требование об уплате налогов и пени, начисленные на сумму недоимки по налогам. Поскольку требование об уплате платежа административным ответчиком исполнено не было, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены в суд с указанным административным иском.

В судебном заседании представитель административного истца МИФНС России № 32 по Свердловской области Шолохова А.А. пояснила, что административным истцом соблюден порядок досудебного урегулирования, ответчику направляются требования через личный кабинет, нет сведений о том, что у Майорова Д.А. вход в личный кабинет заблокирован, ответчик в Инспекцию не обращался с заявлением, чтобы ему направлялись уведомления почтой, указание в личном кабинете квартиры < № > не влияет на возможность входа ответчиком в личный кабинет, так как вход осуществляется по ИНН и паролю. За сменой пароля Майоров Д.А. также в Инспекцию не обращался, если у него есть проблема. Исковое заявление направлено ответчику повторно 26.11.2020 по адресу: < адрес >, им получено. Судебный приказ был ответчиком получен и отменен. С заявлением на предоставление льготы ответчик должен обращаться каждый год. Сведений о том, что он обращался за льготой на 2018, в Инспекции нет.

В судебном заседании административный ответчик Майоров Д.А. возражал против требований административного иска, поскольку требование об уплате налога не получал через личный кабинет налогоплательщика, так как вход заблокирован с 2018 года, что было установлено Орджоникидзевским районным судом, в связи с чем исковое заявление было оставлено без рассмотрения (дело № 2а-1687/2020), о чем инспекции известно, однако в инспекцию заявление о направлении уведомления ему почтой не писал, поскольку считает, что это не является его обязанностью, сменить пароль для входа в личный кабинет не просил, кроме того, он является пенсионером, имеет льготы, в связи с чем, обязанность уплачивать налоги у него отсутствует. В Инспекцию заявление о льготе подавал в 2015. Также, в Инспекции указан неверно его адрес в личном кабинете - квартира < № >. Корреспонденцию посылают в квартиру < № >, в которой он раньше проживал. Исковое заявление получил, так как ему оно было направлено по почте в квартиру < № >. Однако, заявление о выдаче судебного приказа он не получил, так как она было направлено по другому адресу в квартиру < № >. Судебный приказ он получил и написал заявление о его отмене.

Заслушав представителя административного истца, административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, материалы административного дела № 2а-1010/2020, суд приходит к следующему.

Производство по административным делам о взыскании обязательных платежей и санкций регламентировано главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (часть 1 статьи 286).

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (часть 2 статьи 286).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Уплата транспортного налога урегулирована положениями главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой (статья 356). Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (статья 357). Объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили (статья 358).

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

На территории Свердловской области транспортный налог установлен и введен Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области», которым утверждены ставки этого налога.

В силу положений главы 32 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (пункт 1 статьи 399). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой (пункт 2 статьи 399).

Исходя из положений статей 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на гараж признаются налогоплательщиками налога на имущество физических лиц.

В силу статьи 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

На территории муниципального образования «город Екатеринбург» налог на имущество физических лиц установлен решением Екатеринбургской городской Думы от 25 ноября 2014 года № 32/24 «Об установлении и введении в действие на территории муниципального образования «город Екатеринбург» налога на имущество физическим лиц», которым установлены ставки этого налога.

В соответствии со статьями 363, 409 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог, налог на имущество физических лиц в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

За несвоевременную уплату налога налогоплательщик обязан уплатить пени, размер которой определяется статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Майоров Д.А. является с 24 января 2017 года собственником автомобиля МЕРСЕДЕС-БЕНЦ, МL 350 4 MATIC, год выпуска 2008 года выпуска, государственный регистрационный номер < № >, а также на праве собственности ему принадлежит помещение с кадастровым номером: < № >, расположенное по адресу: < адрес >.

Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области Майорову Д.В. были начислены транспортный налог: за 12 месяцев 2018 года на автомобиль МЕРСЕДЕС-БЕНЦ в размере 26 992 рубля, а также налог на имущество физических лиц за 2018 год в сумме 58 рублей, через личный кабинет направлено налоговое уведомление от 03 июля 2019 года < № > об уплате налога в срок до 02 декабря 2019 года (л.д. 15,16, 45).

В связи с тем, что Майоровым Д.А. налог уплачен не был, налоговым органом 04 января 2020 года посредством личного кабинета административному ответчику направлено требование от 30 декабря 2019 года < № > об уплате задолженности по налогу на имущество физических лиц в размере 58 рублей, пени на указанную недоимку в сумме 33 копейки, недоимки по транспортному налогу в размере 26 992 рубля, пени на указанную недоимку в размере 154 рублей 76 копеек, предоставлен срок для добровольного исполнения до 31 января 2020 года (л.д. 18-20).

Проверяя расчет налога, суд приходит к выводу о правильности его исчисления налоговым органом, в частности налоговая база по транспортному налогу определена как мощность двигателя указанного транспортных средств; применены налоговые ставки в размере 99,20, установленные в зависимости от мощности двигателя вышеназванным Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 года № 43-ОЗ.

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц правильно определена как инвентаризационная стоимость объекта налогообложения; применена ставка налога на имущество, исходя из инвентаризационной стоимости объекта, в соответствии с решением Екатеринбургской городской Думы от 25 ноября 2014 года № 32/24.

Пени, начисленные на недоимку по транспортному налогу, по налогу на имущество физических лиц правильно рассчитаны в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации.

Приведенный налоговым органом расчет налога в налоговом уведомлении, а также расчет пени является арифметически верным, соответствует действующему законодательству.

Требование МИФНС России № 32 по Свердловской области административным ответчиком в добровольном порядке исполнено не было, что послужило основанием для обращения налогового органа 14 апреля 2020 года к мировому судье судебного участка № 6 Орджоникидзевского судебного района города Екатеринбурга с заявлением о выдаче судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № 6 Орджоникидзевского судебного района города Екатеринбурга от 20 июня 2020 года судебный приказ от 17 апреля 2020 года о взыскании с Майорова Д.А. задолженности по налогам, пени в вышеуказанном размере отменен. На основании этого Межрайонная ИФНС России № 32 по Свердловской области 14 октября 2020 года обратилась в суд с настоящим административным иском в порядке главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проанализировав вышеизложенные правовые нормы и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что налоговым органом соблюден порядок и срок направления налогового уведомления, требования, размер налога и пени правильно исчислены, срок на обращение в суд соблюден, в связи с этим административные исковые требования МИФНС России № 32 по Свердловской области к Майорову Д.А. подлежат удовлетворению.

Суд критически относится к доводам административного ответчика о том, что налоговое уведомление, требование были направлены Майорову Д.А. через личный кабинет, которые им не были получены в связи с тем, что вход в его личный кабинет заблокирован, поскольку это соответствует требованиям пункта 4 статьи 52, пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.

В возражениях на иск ответчик указывает, что в 2015 он обратился в Инспекцию об открытии личного кабинета налогоплательщика, ему был предоставлен логин и пароль для входа в личный кабинет. Однако войти ему не удалось, сменить пароль он не смог.

Как пояснил Майоров Д.А. в судебном заседании, с заявлением в Инспекцию о направлении уведомления ему почтой не писал, поскольку считает, что это не является его обязанностью, сменить пароль для входа в личный кабинет также не просил.

В силу пункта 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно пункту 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации порядок получения налогоплательщиками - физическими лицами доступа к личному кабинету налогоплательщика определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Приказом ФНС России от 22 августа 2017 года № ММВ-7-17/617@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (в редакции, действующей с 29 декабря 2017 года) (далее - Порядок), пунктом 8 которого предусмотрено, что получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием: 1) логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица; 2) усиленной квалифицированной электронной подписи физического лица; 3) идентификатора сведений о физическом лице в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

Для обеспечения получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании заявления на получение доступа представляет физическому лицу Регистрационную карту по форме согласно приложению < № > к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный физическому лицу пароль (пункт 10 Порядка)

В силу пункта 13 Порядка активация логина и первичного пароля осуществляется в течение одного часа после регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика.

Пунктом 14 Порядка установлено, что при первом входе в личный кабинет налогоплательщика физическому лицу необходимо сменить первичный пароль.

Первичный пароль физического лица действует в течение одного календарного месяца с даты регистрации физического лица в личном кабинете налогоплательщика.

В случае, если смена первичного пароля не была осуществлена в течение одного календарного месяца, первичный пароль блокируется.

В случае блокировки первичного пароля или утраты пароля, восстановление пароля производится следующими способами:1) лично, путем заполнения раздела "Профиль" в личном кабинете налогоплательщика. При этом физическое лицо выбирает поле "Разрешить восстановление пароля по адресу электронной почты", в строке "Номер телефона" указывает номер телефона, в строке "E-mail" указывает адрес электронной почты, в всплывающем поле "Контрольное поле" указывает контрольное слово;2) лично, путем представления Заявления на получение доступа в любой налоговый орган по своему выбору (за исключением территориальных органов ФНС России, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами). При этом физическое лицо в поле "Прошу" Заявления на получение доступа выбирает реквизит "2 - выдать новый пароль для получения доступа к личному кабинету налогоплательщика", и представляет документ, удостоверяющий личность физического лица (п. 15).

Согласно представленным налоговым органом сведениям из регистрационной карты личного кабинета Майорова Д.А., дата регистрации личного кабинета 07 июня 2018 года, пользователь не сменил первичный пароль.

Ссылка Майорова Д.А. о том, что в связи с установлением данных обстоятельств Орджоникидзевским районным судом административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к Майорову Д.А. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц за 2017 год, пени было оставлено без рассмотрения (дело № 2а-1687/2020), является не обоснованным, поскольку определением Свердловского областного суда от 05.11.2020 данное определение отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

Если у налогоплательщика есть доступ к личному кабинету налогоплательщика, налоговое уведомление направляется ему только в электронной форме. В этом случае уведомление на бумажном носителе по почте не направляется, но, если налогоплательщик, действуя добросовестно, желает получать налоговые уведомления на бумажном носителе, он представляет в налоговый орган соответствующее уведомление, что предусмотрено п. 2 ст. 11.2 НК РФ (Письмо Минфина России от 20.07.2017 N 03-02-07/2/46444).

Если у налогоплательщика нет доступа к личному кабинету налогоплательщика, налоговое уведомление вручают ему (или уполномоченному представителю) лично под расписку, в том числе через МФЦ (при наличии такой возможности), либо направляют по почте заказным письмом. В этом случае уведомление считается полученным по истечении шести рабочих дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 6.1, п. 1.1 ст. 21, п. 4 ст. 52 НК РФ).

При пересылке по почте налоговое уведомление направляется по адресу места жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков. При отсутствии у налогоплательщика места жительства (места пребывания) на территории РФ и отсутствии в Едином государственном реестре налогоплательщиков сведений об адресе для направления вам документов налоговый орган направляет уведомление по адресу места нахождения одного из принадлежащих ему объектов недвижимости, за исключением земельного участка (п. 5 ст. 31 НК РФ).

Также, дополнительно получить налоговое уведомление, направленное на бумажном носителе по почте заказным письмом, можно в любой налоговой инспекции, обслуживающей физических лиц, а также в МФЦ, уполномоченном на оказание этой услуги (Информация ФНС России).

Если налогоплательщик не получил налоговое уведомление, он может обратиться с заявлением о его предоставлении в любую налоговую инспекцию (за исключением межрегиональных налоговых инспекций и инспекций по централизованной обработке данных). В том числе можно подать заявление через уполномоченный МФЦ, в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика или сервис «Обратиться в ФНС России» на официальном сайте ФНС России (п. 2 ст. 11.2 НК РФ; п. 2.2 Приложения к Приказу ФНС России от 17.08.2017 N СА-7-17/615@; п. 7.17 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 23.04.2014 N 219-ПП; Информация ФНС России).

Таким образом, действуя добросовестно, как законопослушный гражданин Российской Федерации, административный ответчик, зная, что он является плательщиком налога, поскольку у него имеется подлежащее налогообложению имущество и транспортное средство, мог воспользоваться несколькими законными способами получения налогового уведомления и оплате налога.

По этой же причине доводы ответчика о том, что неправильно указан номер квартиры в личном кабинете налогоплательщика, являются не обоснованными.

Настоящее исковое заявление направлено Майорову Д.А. Инспекцией повторно 26.11.2020 по адресу: < адрес >, им получено, что не оспаривалось ответчиком.

Также, не обоснованными являются доводы административного ответчика о том, что он является пенсионером и имеет право на льготы по налогу, поскольку основанием для применения налоговым органом льготы по уплате налога является заявление налогоплательщика при подтверждении такого права.

Административным ответчиком Майоровым Д.А. не представлено доказательств обращения с заявлением о предоставлении льготы в налоговый орган до 1 ноября 2018 года, являющегося налоговым периодом.

Как следует из возражений Майорова Д.А. он обращался в 2015 в Инспекцию с заявлением о предоставлении льготы по налогу.

В то же время в соответствии с требованиями статьи 361.1, пунктов 6, 7 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговый орган по своему выбору. Уведомление о выбранных объектах налогообложения, в отношении которых предоставляется налоговая льгота, представляется налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота.

Поскольку основанием для применения льготы является заявление налогоплательщика, доказательств подачи которого в налоговый орган до 1 ноября 2018 года не представлено, у суда отсутствуют правовые основания для отказа в удовлетворении требований.

При этом внесенные в указанное правовое регулирование изменения в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 2019 года № 63-ФЗ распространяются на правоотношения, возникшие с налогового периода 2018 года.

При таких обстоятельствах, оснований для освобождения Майорова Д.А. от уплаты транспортного налога, налога на имущество физических лиц за 2018 год действующим законодательством не предусмотрено, требования административного иска подлежат удовлетворению.

При удовлетворении административного иска с административного ответчика в силу части 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 016 рублей 15 копеек.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 32 по Свердловской области к Майорову Д. А. о взыскании задолженности по транспортному налогу, налогу на имущество, пени удовлетворить.

Взыскать с Майорова Д. А., проживающего по адресу: < адрес >, в доход соответствующего бюджета задолженность по транспортному налогу за 2018 год в размере 26 992 рубля, пени в размере 154 рубля 76 копеек, по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 58 рублей, пени в размере 0, 33 рубля.

Взыскать с Майорова Д. А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 016 рублей 15 копеек.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд города Екатеринбурга.

Судья: О.В. Хабарова