ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4100/2016 от 07.10.2016 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело -----

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

дата года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Филипповой Н.И.,

при секретаре судебного заседания Ухвариной К.А.,

с участием прокурора ФИО8

административного истца ФИО4,

представителя административного ответчика ФИО7,

заинтересованного лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО4 к Муниципальной избирательной комиссии г.Чебоксары о признании незаконным решения от дата,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 с учетом дополнений от 28.09.2016г. обратился в суд с административным иском к Муниципальной избирательной комиссии г.Чебоксары о признании незаконным решения от дата,

Административное исковое заявление мотивировано следующим.

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата----- назначены выборы депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов шестого созыва на дата.

Решением муниципальной избирательной комиссии г. Чебоксары от дата----- зарегистрирован муниципальный список кандидатов в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Чебоксарское городское отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», в муниципальную часть которого включен истец под номером один.

Решением Муниципальной избирательной комиссии г. Чебоксары от дата----- определены результаты выборов депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов шестого созыва по единому избирательному округу на выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов шестого созыва.

В соответствии с данным решением Чебоксарское городское отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» получило три депутатских мандата.

Поскольку двое из трех кандидатов, включенных в общемуниципальную часть муниципального списка кандидатов, отказались от получения мандата депутата Чебоксарского городского Собрания депутатов, Муниципальная избирательная комиссия г.Чебоксары передала нераспределенные депутатские мандаты кандидатам из муниципального списка кандидатов, входящим в муниципальную группу ----- (порядковый номер - первый) и ----- (порядковый номер - первый), о чем дата были вынесены соответствующие решения.

Решением Муниципальной избирательной комиссии г.Чебоксары от дата----- освободившийся депутатский мандат передан от зарегистрированного кандидата, порядковый номер которого - первый, другому зарегистрированному кандидату, порядковый номер которого - второй, входящих в муниципальную группу ----- муниципального списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Чебоксарское городское отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата----- досрочно прекращены полномочия депутата Чебоксарского городского Собрания депутатов, избранного в составе муниципального списка кандидатов, входящего в муниципальную группу ----- (порядковый номер - второй), выдвинутого избирательным объединением «Чебоксарское городское отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Решением Муниципальной избирательной комиссии г. Чебоксары от дата----- вакантный Депутатский мандат передан зарегистрированному кандидату муниципального списка кандидатов, входящему в общемуниципальную часть (порядковый номер - второй).

В соответствии с пунктом 14 статьи 71 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на Участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, передача вакантного депутатского мандата осуществляется организующей выборы избирательной комиссией в порядке, предусмотренном законом.

В соответствии с пунктом 7 статьи 49 Закона Чувашской Республики «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» (редакция закона от дата-----), в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе списка кандидатов, коллегиальный постоянно Действующий руководящий орган регионального отделения политической партии или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии), в составе списка кандидатов которой этот депутат был избран, вправе предложить для замещения вакантного депутатскогомандата кандидатуру зарегистрированного кандидата из того же списка кандидатов. Кандидатура может быть предложена только из числа кандидатов, включенных в ту муниципальную часть списка кандидатов (общемуниципальную часть списка кандидатов), что и депутат, чьи полномочия прекращены досрочно (редакция ЗЧР от дата-----).

В силу пункта 8 указанного Закона Чувашской Республики кандидатура зарегистрированного кандидата для замещения в соответствии с пунктом 7 настоящей статьи вакантного депутатского мандат может быть предложена в течение 14 дней со дня принятия представительным органом муниципальной образования решения о досрочном прекращении полномочий депутата. Предложение кандидатур осуществляется в порядке, предусмотренном уставом политической партии. Избирательная комиссии муниципального образования передает вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату предложенному коллегиальным постоянно действующим руководящим органом регионального отделения политической партии или иного структурного подразделения.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от дата------О, для случаев, когда полномочия депутата Государственной Думы прекращаются досрочно, частями 1 и 2 статьи 89 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" закреплен следующий порядок замещения депутатского мандата, оказавшегося вакантным: коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии в соответствии со своим уставом предлагает кандидатуру из числа зарегистрированных кандидатов, включенных в ту же региональную группу кандидатов (в общефедеральную часть федерального списка кандидатов), что и депутат Государственной Думы, чьи полномочия прекращены досрочно (в определенных случаях - включенных в другую региональную группу кандидатов, общефедеральную часть федерального списка кандидатов), а Центральная избирательная комиссия Российской Федерации передает вакантный депутатский мандат предложенному кандидату. Если же в течение 14 дней со дня принятия Государственной Думой решения о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы политическая партия не воспользуется данным правом, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации передает такой депутатский мандат другому зарегистрированному кандидату из того же федерального списка кандидатов, в составе которого был избран депутат Государственной Думы, чьи полномочия прекращены досрочно, в порядке, предусмотренном частью 8 статьи 83 Федерального закона "С выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"", а именно с учетом очередности, установленной данным списком кандидатов.

Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации” для случаев распределения депутатских мандатов, оказавшихся вакантными после первоначального распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов, прямо предусматривает необходимость обязательного учета очередности расположения зарегистрированных кандидатов в федеральном списке кандидатов: согласно части 8 статьи 83 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов депутатский мандат оказался вакантным, он передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов из того же федерального списка кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в ту же региональную группу кандидатов (общефедеральную часть федерального списка кандидатов), что и зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным.

При последующем же распределении вакантных депутатских мандатов, имеющихся в связи с досрочным прекращением полномочий депутатов, также должна быть учтена очередность расположения зарегистрированных кандидатов в федеральном списке кандидатов, и вместе с тем - исходя из необходимости обеспечения баланса между правами и законными интересами политической партии, граждан, зарегистрированных кандидатами в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого политической партией, и избирателей, - учету подлежат обстоятельства, возникшие (открывшиеся) в период после выборов, которые могли повлиять на принятие политической партией решения о выдвижении конкретного лица в качестве кандидата в депутаты в составе выдвинутого ей списка кандидатов.

В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что на выборах, проводимых по правилам пропорциональной избирательной системы (в том виде, как она установлена действующим федеральным законодательством), граждане, реализуя свое активное избирательное право, голосуют не за конкретных кандидатов, внесенных в список, выдвинутый избирательным объединением политической партией, а за весь этот список, то есть, по существу, отдают голоса за соответствующую политическую партию, ее политический курс и предвыборную программу (Постановление от дата 23" года N 16-П, Определение от дата N 1058-О).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от дата N 4-П указал, что поскольку результаты выборов определяет исключительно голосование избирателей, ни сама политическая партия, ни тем более ее фракция в парламенте не вправе по своему усмотрению менять его итоги, принимая в дальнейшем в отношении лиц, избранных депутатами по списку кандидатов, выдвинутому данной политической партией, решения, последствием которых будет прекращение депутатских полномочий; иное было бы несовместимо с принципом народовластия и конституционно-правовой природой активного и пассивного избирательного права.

Из вышесказанного следует, что в соответствии с частями 1 и 2 статьи 89 ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (последняя редакция от дата №287-ФЗ) во взаимосвязи с частью 9 статьи 82.1 и частью 8 статьи 83 указанного Федерального закона, если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри федерального списка кандидатов депутатский мандат оказался вакантным и, если в течение 14 дней со дня принятия Государственной Думой решения о досрочном прекращении полномочий депутата Государственной Думы политическая партия не воспользуется своим правом, предусмотренным частью 1 статьи 89 указанного Федерального закона, то Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 9 статьи 82.1 или частью 8 статьи 83 настоящего Федерального закона, передает вакантный депутатский мандат другому зарегистрированному кандидату из того же федерального списка кандидатов, в составе которого был избран депутат Государственной Думы, чьи полномочия прекращены досрочно. При этом депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в ту же региональную группу кандидатов (общефедеральную часть федерального списка кандидатов), что и зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным.

Административный истец считает то, что поскольку региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии право на предложение кандидатуры для замещения вакантного мандата не было реализовано, то Муниципальная избирательная комиссия г. Чебоксары обязана была передать вакантный депутатский мандат зарегистрированному кандидату из того же муниципального списка кандидатов первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в ту же муниципальную группу кандидатов, что и зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным.

Принятие ответчиком спорного решения (от дата-----) о передаче вакантного депутатского мандата в общемуниципальную часть основано на неправильном толковании закона, а именно п.7. ст. 48.2 закона ЧР «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике».

На отношения, возникшие в связи с проведением выборов депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов шестого созыва, и последующее распределение спорного вакантного депутатского мандата, распространяется положение п.1 ст.48.3 закона ЧР «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике», согласно которому в случае досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования, избранного в результате распределения депутатских мандатов по единому избирательному округу, избирательная комиссия муниципального образования передает вакантный депутатский мандат другому зарегистрированному кандидату из того же списка кандидатов в порядке, предусмотренном пунктом 7 статьи 48.2 настоящего Закона.

Согласно п.7 ст. 48.2 указанного Закона, если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов зарегистрированный кандидат отказался от получения депутатского мандата или если зарегистрированный кандидат не сложил несовместимые со статусом депутата представительного органа муниципального образования полномочия, а также если депутатский мандат оказался свободен в силу иных оснований, он передается зарегистрированному кандидату из того же списка кандидатов. Депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в ту же муниципальную часть списка кандидатов (общемуниципальную часть списка кандидатов), что и зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным.

Таким образом, первоначальное распределение депутатских мандатов производится только после определения результатов выборов. Повторное первоначальное распределение вакантных депутатских мандатов законодательством не предусмотрено.Следовательно, принцип первоочередного права общемуниципального списка кандидатов над муниципальной частью списка не действует.

Если следовать ошибочной логике административного ответчика, то после того, как административный истец ФИО4 первоначально отказался от получения депутатского вакантного мандата, Муниципальная избирательная комиссия г. Чебоксары должна была повторно предложить поочередно вакантный депутатский мандат зарегистрированным кандидатам, находящимся в общемуниципальной части списка кандидатов, а именно ФИО10 и (или) ФИО3 Только после отказа от спорного депутатского мандата указанными кандидатами, вакантный депутатский мандат должен быть передан зарегистрированному кандидату из той же муниципальной части списка кандидатов.

Однако МИК г. Чебоксары таких предложений указанным кандидатам не делала, передав освободившийся депутатский мандат после отказа от мандата кандидатом ФИО4 непосредственно сразу кандидату ФИО6

Таким образом, решение (действие) Муниципальной избирательной комиссии от дата-----, выраженное в незаконной передаче вакантного депутатского мандата в общемуниципальную часть муниципального списка кандидатов, а не в ту же муниципальную группу муниципального списка кандидатов нарушает пассивное избирательное право административного истца быть избранным депутатом в представительный орган местного самоуправления - в Чебоксарское городское Собрание депутатов шестого созыва.

Административный истец полагает, что в качестве способа восстановления пассивного избирательного прав зарегистрированного кандидата в составе муниципальной части муниципального списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Чебоксарское городское отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» необходимо обязать Муниципальную избирательную комиссию г. Чебоксары Чувашской Республики передать освободившийся мандат ФИО4 - зарегистрированному кандидату из муниципального списка, входящего в муниципальную группу -----, порядковый ----- - один, выдвинутого избирательным объединением «Чебоксарское городское отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным решение Муниципальной избирательной комиссии г. Чебоксары Чувашской Республики от дата-----.

В ходе судебного заседания административный истец ФИО4 поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Муниципальной избирательной комиссии г.Чебоксары ФИО7 не признал заявленные исковые требования, мотивируя тем, что решение Муниципальной избирательной комиссии г. Чебоксары Чувашской Республики от дата----- принято в соответствии с требованиями Закона Чувашской Республики «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике», а именно, в соответствии с требованиями ст. 48.2 п.4, п.6, п.7, 48.2 п.6 Закона.

Заинтересованное лицо ФИО3 не признал, заявленные исковые требования, ссылаясь на необоснованность заявленных требований, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Прокурор ФИО8 дала заключение о том, что решение Муниципальной избирательной комиссии г. Чебоксары Чувашской Республики от дата----- « О передаче вакантного депутатского мандата по единому избирательному округу Чебоксарского городского собрания депутатов шестого созыва ФИО3» является законным и не подлежит признанию судом незаконным.

Представители заинтересованных лиц: Чувашского республиканского отделения Коммунистической партии Российской Федерации, Чебоксарского городского собрания депутатов, Администрации г.Чебоксары, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о рассмотрении дела при имеющейся явке и при имеющихся в деле доказательствах.

Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.

Закон Чувашской Республики «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» от 11.11.2003г. определяет порядок организации и проведения выборов в органы местного самоуправления в Чувашской Республике в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики (статья 1 Закона).

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата----- назначены выборы депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов шестого созыва на дата.

Решением муниципальной избирательной комиссии г. Чебоксары от дата----- зарегистрирован муниципальный список кандидатов в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов шестого созыва, выдвинутого избирательным объединением Чебоксарское городское отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации», в муниципальную часть которого включен истец под номером один.

Решением Муниципальной избирательной комиссии г. Чебоксары от дата----- определены результаты выборов депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов шестого созыва по единому избирательному округу на выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов шестого созыва.

В соответствии с данным решением Чебоксарское городское отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» получило три депутатских мандата.

Поскольку двое из трех кандидатов, включенных в общемуниципальную часть муниципального списка кандидатов ФИО2 и ФИО3, отказались от получения мандата депутата Чебоксарского городского Собрания депутатов (л.д.36.37), Муниципальная избирательная комиссия г.Чебоксары передала нераспределенные депутатские мандаты кандидатам из муниципального списка кандидатов, входящим в муниципальную группу ----- (порядковый ----- - первый) и ----- (порядковый ----- - первый).

Решением Муниципальной избирательной комиссии г.Чебоксары от дата----- освободившийся депутатский мандат передан от зарегистрированного кандидата ФИО4 (порядковый номер первый) другому зарегистрированному кандидату ФИО6 (порядковый номер второй), ввиду отказа ФИО4 от получения депутатского мандата (л.д.39,40). Указанные кандидаты входили в муниципальную группу ----- муниципального списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением «Чебоксарское городское отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» (л.д.32).

ФИО4 и в настоящее время состоит в муниципальной группе -----.

Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от дата----- досрочно прекращены полномочия депутата Чебоксарского городского Собрания депутатов ФИО6, избранного в составе муниципального списка кандидатов, входящего в муниципальную группу ----- (порядковый ----- - второй), выдвинутого избирательным объединением «Чебоксарское городское отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации».

Решением Муниципальной избирательной комиссии г.Чебоксары от дата----- вакантный Депутатский мандат передан зарегистрированному кандидату муниципального списка кандидатов, входящему в общемуниципальную часть (порядковый ----- - второй) ФИО3. Указанный мандат был передан ФИО3, поскольку кандидат (порядковый ----- - один) отказался от получения данного мандата, о чем свидетельствует заявление ФИО2 от дата.

Истец считает, что решение Муниципальной избирательной комиссии г. Чебоксары от дата----- о передаче вакантного депутатского мандата в общемуниципальную часть муниципального списка кандидатов, выдвинутого указанным избирательным объединением, является незаконным, поскольку вакантный депутатский мандат должен передаваться первому из не получивших мандатов зарегистрированных кандидатов, внесенных в ту же муниципальную группу кандидатов муниципального списка кандидатов, в которую был внесен зарегистрированный кандидат, депутатский мандат, которого оказался свободен.

Данный вывод административного истца суд считает неверным.

Согласно ч.4 ст.48.2 Закона ЧР от 25.11.2003г. ----- «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» депутатские мандаты, полученные списком кандидатов, переходят в первую очередь кандидатам, включенным в общемуниципальную часть списка кандидатов.

Данный принцип действует не только при первоначальном распределении мандатов но и при повторном распределении мандатов, что следует из содержания вышеуказанного Закона ЧР.

Из содержания ч.4 ст.48.2 Закона ЧР от 25.11.2003г. ----- «О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике» следует - если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов зарегистрированный кандидат отказался от получения депутатского мандата или если зарегистрированный кандидат не сложил несовместимые со статусом депутата представительного органа муниципального образования полномочия, а также если депутатский мандат оказался свободен в силу иных оснований, он передается зарегистрированному кандидату из того же списка кандидатов. Депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в ту же муниципальную часть списка кандидатов (общемуниципальную часть списка кандидатов), что и зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным. Если в соответствующей муниципальной части списка кандидатов (общемуниципальной части списка кандидатов) не имеется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов, оказавшийся вакантным депутатский мандат подлежит распределению между другими муниципальными частями того же списка кандидатов в соответствии с методикой дополнительного распределения депутатских мандатов, предусмотренной пунктом 6 настоящей статьи.

МИК г.Чебоксары письмом ----- от дата. предложило Чебоксарскому городскому отделению Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» в четырнадцатидневный срок со дня принятия решения о прекращении полномочий депутата ФИО6 предоставить кандидата для замещения вакантного депутатского мандата.

Однако Чебоксарское городское отделение Политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» на указанное письмо не отреагировала - кандидата на получение мандата в МИК г.Чебоксары не представила.

Суд считает, что МИК г.Чебоксары законно и обоснованно своим Решением от дата----- вакантный Депутатский мандат передал зарегистрированному кандидату муниципального списка кандидатов, входящему в общемуниципальную часть (порядковый номер - второй) ФИО3. Указанный мандат был передан ФИО3, поскольку кандидат (порядковый номер - один) отказался от получения данного мандата, о чем свидетельствует заявление ФИО2 от дата.

На основании вышеизложенного, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного искового требования ФИО4 к Муниципальной избирательной комиссии г.Чебоксары о признании незаконным решения Муниципальной избирательной комиссии г.Чебоксары Чувашской Республики от дата-----.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ленинский районный суд г.Чебоксары.

Мотивированный текст решения изготовлен дата.

Судья Н.И. Филиппова