Дело № 2а-410/2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Агаповка 20 мая 2019 года Агаповский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего Мокробородовой Н.И. при секретаре Ануфренчук В.С. с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО3 к администрации Агаповского муниципального района Челябинской области о признании незаконными действий органа местного самоуправления, У С Т А Н О В И Л: ФИО3 обратилась в суд с административным иском о признании незаконными действий администрации Агаповского муниципального района Челябинской области, выразившихся в отказе в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ, содержащееся в письме от ДД.ММ.ГГГГ№, возложении на орган местного самоуправления обязанности рассмотреть вопрос о внесении изменений в правила землепользования и застройки Первомайского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области в части исключения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>А, из зоны С-2 Сельскохозяйственная зона и включении в зону Ж-1 Зона жилой застройки первого типа. В обоснование заявленных требований указала, что по договору аренды ей предоставлен земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> земельный участок имеет статус «учтенный», поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, с разрешенным видом использования «Для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции». На указанном земельной участке ею возведен жилой дом из шлакоблока. В марте 2018 года она обращалась к административному ответчику за информацией о зонировании, в ответе ей указали, что для изменения вида разрешенного использования земельного участка заинтересованные лица могут внести изменения в ПЗЗ. ДД.ММ.ГГГГ она вновь обратилась с письмом, в котором просила внести соответствующие изменения в ПЗЗ, выдать разрешение на строительство дома. ДД.ММ.ГГГГ она получила ответ, датированный ДД.ММ.ГГГГ№, в котором ей отказано во внесении изменений в правила землепользования и застройки Первомайского сельского поселения в части исключения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>А, из зоны С-2 Сельскохозяйственная зона и включении в зону Ж-1 Зона жилой застройки первого типа. Считает данный отказ незаконным, так как он не содержит ссылок на нормы права, в соответствии с которыми удовлетворение заявления невозможно, ни иных причин, указывающих на законность действий администрации. Административный истец ФИО3 о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие (л.д. 70). Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца. В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18-19), поддержал исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснив, что ФИО3 получила письменный ответ ДД.ММ.ГГГГ, поэтому срок для обращения с административным иском не пропущен. Административный ответчик администрация Агаповского муниципального района Челябинской области, представитель ФИО2, действующая по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71), в судебном заседании исковые требования не признала, так как отсутствует возможность перевода земельного участка из зоны С-2 Сельскохозяйственная зона и включении в зону Ж-1 Зона жилой застройки первого типа. Земельный участок находится в санитарной зоне, где строительство жилых домов запрещено, так как смежный земельный участок ранее предоставлен для размещения животноводческого комплекса. Считает, что административным истцом пропущен срок для обращения с административным иском, так как ответ ей направлен ДД.ММ.ГГГГ. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит требования административного истца ФИО3 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В статье 46 Конституции Российской Федерации закреплено право гражданина на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. В соответствии со ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации задачами административного судопроизводства являются: 1) обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений; 2) защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; 3) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел; 4) укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений. В силу ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Из смысла статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием. В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации регламентированы основные принципы земельного законодательства, в том числе деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиям законодательства. Статья 7 Земельного кодекса Российской Федерации подразделяет земли на категории, предусматривая в пункте 2, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку (часть 4 статьи 30); изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (часть 3 статьи 37). В соответствии со ст. 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель - это установление порядка, условий, предела эксплуатации земель для конкретных целей в соответствии с категориями земель. Осуществление перевода земель из одной категории в другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель (правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т.д.), который рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц, как непосредственных пользователей земельными участками, так и всех иных лиц. Изменение правового режима использования земель подразумевает изменение совокупности правовых норм, регулирующих отношения по использованию таких участков. Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: 1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; 2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; 3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ Первомайского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области, в лице главы ФИО5, действующего на основании Устава, именуемого «Арендодатель», и ФИО3, именуемой «Арендодатель», заключен договор аренды земельного участка из земель населенных пунктов, с кадастровым номером №, находящегося по адресу: <адрес>А, для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 3227 кв. м, на срок по ДД.ММ.ГГГГ. Указанный договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Челябинской области (л.д. 8, 49-52). Согласно публичной кадастровой карте земельный участок с кадастровым номером № имеет категорию: Земли населенных пунктов, разрешенное использование: Для размещения зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (л.д. 92). ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в администрацию Агаповского муниципального района Челябинской области с заявлением, зарегистрированным ДД.ММ.ГГГГ, в котором просила предоставить информацию о том, в какой территориальной зоне находится предоставленный земельный участок, сообщить порядок изменения зонирования (л.д. 10, 45-46). Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ№ для изменения вида разрешенного использования земельного участка согласно Постановления администрации Агаповского муниципального района от 22 февраля 2018 года №247 «О подготовке проектов о внесений изменений в Правила землепользования и застройки сельских поселений Агаповского муниципального района Челябинской области» заинтересованные лица могут внести предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки поселений Агаповского муниципального района. Для этого необходимо обратиться с письменным заявлением (л.д. 11). ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в администрацию Агаповского муниципального района Челябинской области с заявлением, в котором просила внести изменения в правила землепользования и застройки, которые дадут ей возможность осуществить строительство жилого дома, ввод его в эксплуатацию и строительство нежилых строений (л.д. 47-48). Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО3 отказано в предоставлении муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство по причине несоответствия предоставленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка №RU № от ДД.ММ.ГГГГ. Строительство жилого дома на данном земельном участке невозможно. По вопросу внесения изменений в правила землепользования и застройки Первомайского сельского поселения предложение принято, вопрос будет рассмотрен комиссией по подготовке проектов о внесении изменений в Правила землепользования и застройки (л.д. 13). ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в администрацию Агаповского муниципального района Челябинской области с заявлением, зарегистрированным ДД.ММ.ГГГГ, в котором просила направить в ее адрес ответ комиссии о рассмотрении вопроса, а также сообщить о стоимости земельного участка для возможного выкупа (л.д. 55-56). По результатам рассмотрения заявления ФИО3 был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которого Генеральный план Первомайского сельского поселения направлен ДД.ММ.ГГГГ на согласование в Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, которое проходит в трехмесячный срок с момента подачи документов. После согласования проекта Генерального плана проводятся публичные слушания или общественные обсуждения, на которых принимается решение о возможности утверждения Генерального плана (л.д. 15, 53-54). ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в администрацию Агаповского муниципального района Челябинской области с заявлением, в котором просила сообщить дату и время публичных слушаний (обсуждений) об утверждении Генплана, а также сообщить, когда будет проходить рассмотрения вопроса по внесению изменений в ПЗЗ (л.д. 16). Согласно протоколу публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки Первомайского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ рассматривалось обращение ФИО3 о внесении изменений в карту градостроительного зонирования Правил в части исключения земельного участка с кадастровым номером № из зоны С-2 Сельскохозяйственная зона и включении в зону Ж-1 Зона жилой застройки первого типа, комиссия решила отклонить предложение ФИО3 (л.д. 88-89). По результатам рассмотрения заявления ФИО3 был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которого земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>А, был сформирован, руководствуясь требованиями к образуемым земельным участкам, установленным статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации. Согласно протоколу заседания комиссии по земельным вопросам и градостроительному регулированию в Агаповском муниципальном районе № от ДД.ММ.ГГГГ данный земельный участок был предоставлен в аренду для размещения хозяйственных построек. Согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ вопрос внесения изменений в правила землепользования и застройки Первомайского сельского поселения рассмотрен комиссией по подготовке проектов о внесении изменений в Правила землепользования и застройки ДД.ММ.ГГГГ, о внесении изменений в карту градостроительного зонирования Правил в части исключения земельного участка с кадастровым номером № из зоны С-2 Сельскохозяйственная зона и включении в зону Ж-1 Зона жилой застройки первого типа. По результатам рассмотрения обращения комиссией было принято решение отказать во внесении изменений в карту градостроительного зонирования Правил в части исключения земельного участка с кадастровым номером № из зоны С-2 Сельскохозяйственная зона и включении в зону Ж-1 Зона жилой застройки первого типа (л.д. 58). Данный ответ был направлен заявителю ФИО3 по адресу, указанному в ее заявлениях, почтовой корреспонденцией. Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон). В соответствии со статьей 33 Конституции РФ, статьей 2 Федерального закона РФ от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам. Согласно пункту 1 статьи 9 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, подлежит обязательному рассмотрению в срок, установленный статьей 12 указанного Закона, то есть в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В силу пункта 4 части 1 статьи 10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Если в удовлетворении заявления или жалобы отказано, заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Ответ на обращение (запрос) дается с учетом требований федерального законодательства и права заявителя на получение информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. При отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. Кроме того, в ответе заявителю должны быть разъяснены порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если таковое предусмотрено законом. Судом установлено, что решение по заявлению ФИО3 принято своевременно, однако, когда ответ был направлен и получен административным истцом, доказательствами, как со стороны административного истца, так и со стороны административного ответчика, не подтвержден, в связи с чем суд исходит из того, что административным истцом не пропущен срок на подачу административного иска. Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ). Доводы стороны административного истца о том, что ФИО3 на земельном участке выстроен дом, не могут служить основанием для перевода земельного участка из зоны С-2 Сельскохозяйственная зона и включении в зону Ж-1 Зона жилой застройки первого типа. Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что административным истцом ФИО3 не представлено доказательств, подтверждающих нарушение ее прав отказом администрации Агаповского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области в изменении категории земельного участка, поскольку земельный участок находится в санитарной зоне, где строительство жилых домов запрещено, так как смежный земельный участок ранее предоставлен для размещения животноводческого комплекса, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат. Вместе с тем, у административного истца сохраняется право защиты своих прав по иным основаниям или иным способом, предусмотренными законом. Руководствуясь ст. ст. 175, 178-180, 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении административных исковых требований ФИО3 к администрации Агаповского муниципального района Челябинской области о признании незаконными действий органа местного самоуправления, выразившихся в отказе в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ, содержащееся в письме отДД.ММ.ГГГГ№, возложении на орган местного самоуправления обязанности рассмотреть вопрос о внесении изменений в правила землепользования и застройки Первомайского сельского поселения Агаповского муниципального района Челябинской области в части исключения земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>А из зоны С-2 Сельскохозяйственная зона и включении в зону Ж-1 Зона жилой застройки первого типа отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Агаповский районный суд. Председательствующий: подпись Копия верна. Судья: |