РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 октября 2020 г. г. Суворов Тульской области
Суворовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Шаталиной К.А.,
при ведении протокола секретарем Петрухиной Н.С.,
с участием: представителя административного истца помощника прокурора Суворовского района Тульской области Апанасевича С.С.,
представителя административного ответчика по доверенности Козина М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-410/2020 по административному исковому заявлению прокурора Суворовского района Тульской области, поданному в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования Суворовский район о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений водного законодательства Российской Федерации и обязании принять меры по переносу части металлического ограждения, находящейся в границах береговой полосы Черепетского водохранилища на городском пляже г. Суворова Тульской области, способами, установленными действующим законодательством,
установил:
прокурор Суворовского района Тульской области обратился с административным исковым заявлением, поданным в порядке ст.39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО Суворовский район о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений водного законодательства Российской Федерации и обязании принять меры по демонтажу части металлического ограждения, находящейся в границах береговой полосы Черепетского водохранилища на городском пляже <адрес>, способами, установленными действующим законодательством, мотивируя свои требования следующим.
14.07.2020 прокуратурой Суворовского района проведена проверка по обращению ФИО5 о незаконной установке металлического ограждения (забора) в границе береговой линии Черепетского водохранилища, в ходе которой установлено, что администрацией МО Суворовский район не в полной мере реализуются установленные законом полномочия по обеспечению свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, а также информированию населения об ограничениях их использования.
В ходе проверки, проведенной с выездом на место, с привлечением специалистов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области проведены контрольные измерения береговой полосы водного объекта в районе пляжа Черепетского водохранилища путем наблюдения аппаратуры геодезической спутниковой Hiper SR (свидетельство о поверке от ДД.ММ.ГГГГ№ (действительно до ДД.ММ.ГГГГ, зав.№); № от ДД.ММ.ГГГГ ( действительно до ДД.ММ.ГГГГ, зав.№) в режиме статика. Измерения объектов контроля производились тахеометром <данные изъяты> (свидетельство о поверке № от ДД.ММ.ГГГГ (действительно до ДД.ММ.ГГГГ).
По результатам данной выездной проверки, специалистами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области подготовлена схема контрольных измерений.
В соответствии со схемой контрольных измерений, подготовленной Управлением Росреестра по Тульской области, а также актом заместителя начальника отдела экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, по результатам проверки 14.07.2020 установлено, что на береговой полосе водного объекта - Черепетское водохранилище, вблизи земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты> расположен объект – металлическое ограждение (забор) размером приблизительно длинной 97,7 м., (точки схемы контрольных измерений №№ 1, 7); расстояние от металлического ограждения (забора) до уреза воды составляет 8,5 метров, (точки схемы контрольных измерений №№ 7,8), который вопреки ч.ч.1 и 8 ст.6 Водного кодекса РФ ограничивает права граждан на пользование береговой полосой для передвижения и пребывания около водного объекта.
Ограничение прав граждан на пользование береговой полосой общедоступных водных объектов, расположенных на территории муниципального образования, свидетельствует о нарушении вышеперечисленных требований водного законодательства, конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду администрацией МО Суворовский район.
Перечисленные нарушения стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудниками администрации МО Суворовский район, и отсутствия должного контроля со стороны руководства администрации.
В связи с выявленными нарушениями законодательства 20.07.2020 года прокуратурой Суворовского района в адрес главы администрации МО Суворовский район внесено представление с требованием устранения нарушений. Представление было рассмотрено, однако выявленные нарушения устранены не были.
Согласно ответу администрации МО Суворовский район от 31.07.2020 № монтаж указанного ограждения произведен без нарушений.
В связи с вышеизложенным, 12.08.2020 прокуратурой района в Суворовский районный суд направлено исковое заявление о демонтаже части забора, находящейся в границах береговой полосы Черепетского водохранилища на городском пляже г.Суворова Тульской области способами, установленными действующим законодательством.
Однако в ходе изучения материалов дела, в том числе сведений, представленных администрацией об обстоятельствах установки указанного ограждения и способах финансирования, прокуратура района считает, что демонтаж является радикальной мерой, так как указанные выше нарушения водного законодательства могут быть решены путем не демонтажа а переноса части металлического забора за пределы границ водного объекта.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Суворовский район, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений водного законодательства Российской Федерации; обязать администрацию муниципального образования Суворовский район принять меры по переносу части (11,5 метров длинной) металлического ограждения, находящейся в границах береговой полосы Черепетского водохранилища на городском пляже г.Суворова Тульской области способами, установленными действующим законодательством.
В судебном заседании помощник прокурора Суворовского района Тульской области Апанасевич С.С. поддержал уточненное административное исковое заявление по основаниям, изложенным в нем, просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации муниципального образования Суворовский район по доверенности Козина М.С. не возражала против удовлетворения уточненных требований административного истца.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
В соответствии с ч.ч.6 и 8 ст.8 Водного кодекса Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Согласно ч.5 вышеуказанной статьи информация об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования предоставляется гражданам органами местного самоуправления через средства массовой информации и посредством специальных информационных знаков, устанавливаемых вдоль берегов водных объектов. Могут быть также использованы иные способы предоставления такой информации.
В соответствии с п.п.15 и 31 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, а также информирование населения об ограничениях их использования.
Согласно п.30 ч.1 ст.7 Устава МО Суворовский район, принятого местным референдумом Суворовского района 24.03.1997, к вопросам местного значения Суворовского района относится осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
В соответствии с ч.1 ст.29 Устава МО Суворовский район администрация МО Суворовский район исполняет полномочия администрации МО г.Суворов в полном объеме в соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, а также уставом муниципального образования, к полномочиям администрации МО Суворовский район относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, а также информирование населения об ограничениях их использования, в том числе на территории города Суворов.
Как установлено в судебном заседании, администрацией МО Суворовский район не в полной мере реализуются установленные законом полномочия по обеспечению свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, а также информированию населения об ограничениях их использования.
14.07.2020 прокуратурой Суворовского района проведена проверка по обращению Каплунова С.Г. о незаконной установке металлического ограждения (забора) в границе береговой линии Черепетского водохранилища, в ходе которой установлено, что администрацией МО Суворовский район не в полной мере реализуются установленные законом полномочия по обеспечению свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, а также информированию населения об ограничениях их использования.
В ходе проверки, проведенной с выездом на место, с привлечением специалистов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области проведены контрольные измерения береговой полосы водного объекта в районе пляжа Черепетского водохранилища путем наблюдения аппаратуры геодезической спутниковой Hiper SR (свидетельство о поверке от ДД.ММ.ГГГГ№ (действительно до ДД.ММ.ГГГГ, зав.№); № от 10 12.2019 (действительно до ДД.ММ.ГГГГ, зав.№) в режиме статика. Измерения объектов контроля производились тахеометром <данные изъяты> (свидетельство о поверке № от ДД.ММ.ГГГГ (действительно до ДД.ММ.ГГГГ).
По результатам данной выездной проверки, специалистами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области подготовлена схема контрольных измерений.
В соответствии со схемой контрольных измерений, подготовленной Управлением Росреестра по Тульской области, а также актом заместителя начальника отдела экологического надзора министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, по результатам проверки 14.07.2020 установлено, что на береговой полосе водного объекта - Черепетское водохранилище, вблизи земельных участков с кадастровыми номерами: <данные изъяты>, расположен объект – металлическое ограждение (забор) размером приблизительно длинной 97,7 м., (точки схемы контрольных измерений №№ 1, 7); расстояние от металлического ограждения (забора) до уреза воды составляет 8,5 метров, (точки схемы контрольных измерений №№ 7,8), который вопреки ч.ч.1 и 8 ст.6 Водного кодекса РФ ограничивает права граждан на пользование береговой полосой для передвижения и пребывания около водного объекта.
Ограничение прав граждан на пользование береговой полосой общедоступных водных объектов, расположенных на территории муниципального образования, свидетельствует о нарушении вышеперечисленных требований водного законодательства, конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду администрацией МО Суворовский район.
Перечисленные нарушения стали возможны вследствие ненадлежащего исполнения должностных обязанностей сотрудниками администрации МО Суворовский район, и отсутствия должного контроля со стороны руководства администрации.
В связи с выявленными нарушениями законодательства 20.07.2020 года прокуратурой Суворовского района в адрес главы администрации МО Суворовский район внесено представление с требованием устранения нарушений. Представление было рассмотрено, однако выявленные нарушения устранены не были.
Согласно ответу администрации МО Суворовский район от 31.07.2020 № монтаж указанного ограждения произведен без нарушений.
12.08.2020 прокуратурой района в Суворовский районный суд направлено исковое заявление о демонтаже части забора, находящейся в границах береговой полосы Черепетского водохранилища на городском пляже г.Суворова Тульской области способами, установленными действующим законодательством.
Однако в ходе изучения материалов дела, в том числе сведений, представленных администрацией об обстоятельствах установки указанного ограждения и способах финансирования, прокуратура района считает, что демонтаж является радикальной мерой, так как указанные выше нарушения водного законодательства могут быть решены путем не демонтажа, а переноса части металлического забора за пределы границ водного объекта.
Учитывая изложенное, установленные судом обстоятельства, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности во взаимосвязи с указанными нормами действующего законодательства суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-178 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Суворовского района Тульской области, поданное в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Суворовский район, выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений водного законодательства Российской Федерации.
Обязать администрацию муниципального образования Суворовский район принять меры по переносу части (11,5 метров длинной) металлического ограждения, находящейся в границах береговой полосы Черепетского водохранилища на городском пляже г.Суворова Тульской области способами, установленными действующим законодательством.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы или представления в Суворовский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 10 октября 2020 г.
Судья К.А. Шаталина