ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-410/20 от 21.12.2020 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

№ 2а-410/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2020 года город Москва

Московский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Мицюк С.Ю., при секретаре судебного заседания Скрябине Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего Главной военной прокуратуры Российской Федерации полковника юстиции Серикова Андрея Леонидовича об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом в принятии в государственную собственность жилого помещения и не заключением договора социального найма жилого помещения,

установил:

Сериков обратился в суд с административным иском, в котором просил:

- обязать Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации принять в собственность Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации трехкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>;

- обязать Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации заключить с ним и членами его семьи ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>.

В обоснование изложенных требований Сериков в своем административном иске указал, что проходит военную службу по контракту в органах военной прокуратуры. В ДД.ММ.ГГГГ году решением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации ему на состав семьи из 3-х человек (он, дочь - ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения и сын - ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения) предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в общую долевую собственность. Вместе с тем, использовать в настоящее время указанное жилое помещение он не имеет возможности, в виду прохождения военной службы в <адрес>. В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации с просьбой передать указанную квартиру обратно в государственную собственность с последующим оформлением на нее договора социального найма, на что получил ответ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении его просьбы со ссылкой на то, что квартира находится в частной собственности. Вместе с тем, при принятии такого решения не было учтено его право на деприватизацию жилья.

Административный истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания в суд не прибыл, в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ просил о проведении судебного заседания без его участия, указав, что настаивает на удовлетворении своих требований.

Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания в суд не прибыли.

При этом, от представителя Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации – Абрамовой в суд поступили письменные возражения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым она требования Серикова не признала и указала, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет полномочия по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве оперативного управления, а также имуществом подведомственных ему организаций. На жилые помещения находящиеся в собственности у третьих лиц, эти полномочия не распространяются. Функции по приему от собственников ранее полученных от Министерства обороны Российской Федерации жилых помещений на Департамент не возложены. Кроме того, вопросы распределения жилых помещений, заключения и расторжения договоров социального найма возложены на Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации. Также она указала, что с учетом того, что руководителем Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации принято решение от ДД.ММ.ГГГГ об осуществлении мероприятий по передаче административным истцом спорного жилого помещения в собственность Российской Федерации, в то время как процедура его передачи действующим законодательством не урегулирована, то вопрос о возможности удовлетворения требований Серикова она оставляет на усмотрение суда.

Согласно поступивших в суд письменных возражений представителя ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации – Бигильдина от ДД.ММ.ГГГГ, он требования Серикова также не признал, указав, что ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации в силу закона не может являться собственником какого-либо имущества. При этом все вопросы распределения жилых помещений, заключения и расторжения договоров социально найма жилого помещения возложены на Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации.

От представителя Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации – Юденича, в суд поступили письменные возражения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым он требования Серикова не признал и указал, что процедура передачи спорного жилого помещения в государственную собственность приказами Министра обороны Российской Федерации не урегулирована. Функции по приему от собственников ранее полученных жилых помещений на Департамент не возложены. Кроме того, позиция Департамента по жилищному вопросу Серикова направлена письмом от ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального округа Молжениновский.

При этом от Юденича, в суд также поступило письменное сообщение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Сериков в Департамент по вопросу принятия в собственность Российской Федерации жилого помещения по адресу: <адрес> заключении с ним договора социального найма на указанное жилье не обращался.

Исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 5 ЖК РФ, жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

При этом ч. 1 ст. 57 ЖК РФ определено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.

Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Из положений ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права военнослужащих на жилье осуществляется путем его предоставления за счет государства для постоянного проживания с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.

Предоставляя гарантии обеспечения жильём для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на государство обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз, что в свою очередь предполагает взаимную обязанность военнослужащего сдать выделенное ему ранее от государства жилое помещение.

Как усматривается из выписки из послужного списка и копий справок от ДД.ММ.ГГГГ и и от ДД.ММ.ГГГГ Сериков проходит военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, при этом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности курсанта Военного университета, где ДД.ММ.ГГГГ он заключил первый контракт о прохождении военной службы. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его выслуга составляет 26 лет 1 месяц, а в личном деле в качестве членов его семьи записаны: жена – ФИО6, дочь – ФИО4ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь жены – ФИО7ДД.ММ.ГГГГ г.р. и сын – ФИО5ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> этом согласно копии паспорта административного истца и свидетельств о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ и он, его дочь – ФИО4ДД.ММ.ГГГГ г.р. и сын ФИО8ДД.ММ.ГГГГ г.р. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно копии личной карточки очередника, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Сериков с ДД.ММ.ГГГГ принят на учет нуждающихся в жилых помещениях с составом семьи 3 человека, форма обеспечения жильем – квартира в собственность, норма предоставления жилья, с учетом права на дополнительную площадь составляет от 69 до 88 кв.м. Адрес предоставленного жилья, общей площадью <данные изъяты> кв.м.: <адрес>. Дата реализации права на постоянное жилье – ДД.ММ.ГГГГ.

Как усматривается из копии решения ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Серикову на состав семьи 3 человека (он, дочь – ФИО4ДД.ММ.ГГГГ г.р. и сын ФИО8ДД.ММ.ГГГГ г.р.) предоставлено в общую долевую собственность в равных долях бесплатно жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. При этом указанное жилое помещение было передано Серикову ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлен акт приема-передачи жилого помещения, а ДД.ММ.ГГГГ запись о собственниках жилого помещения внесена в ЕГРН.

На основании изложенного, суд находит установленным, что Сериков состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания с составом семьи из трех человек с ДД.ММ.ГГГГ года. При этом в ДД.ММ.ГГГГ году его право на жилищное обеспечение в установленном порядке было реализовано путем предоставления жилого помещения, соответствующего норме предоставления, по адресу: <адрес> собственность бесплатно. В связи с чем, в настоящее время обязанности по обеспечению его и членов его семьи жилым помещением на Министерстве обороны Российской Федерации не лежит.

Из копии заявления Серикова от ДД.ММ.ГГГГ видно, что он обратился в Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации (ранее - Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации), в котором просил на основании ст. 9.1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и ст. 20 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и в связи со служебной необходимостью оформить с ним договор передачи полученного им и членами его семьи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> государственную собственность.

Так, согласно ст. 20 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с гражданами и членами их семей, проживающими в этих жилых помещениях, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1, 2 и 9.1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Таким образом, исходя из вышеприведенного законодательства следует, что граждане, приватизировавшие жилые помещения вправе сдать их обратно государству, в том числе и Сериков.

Согласно копии ответа Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное обращение Серикова было рассмотрено и ему сообщено, что Министерство обороны Российской Федерации является органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Поскольку жилое помещение по адресу: <адрес> находится в частной собственности физических лиц, то полномочия Министерства обороны Российской Федерации по управлению указанным имуществом не распространяются.

Действительно, как усматривается из Положения о Департаменте имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации (действовавшего в период возникновения спорных правоотношений), Департамент имущественных отношений предназначен для реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации по управлению и распоряжению федеральным недвижимым имуществом (кроме вооружения и боеприпасов), находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также высвобождаемым движимым военным имуществом, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования у Вооруженных Сил Российской Федерации, имуществом подведомственных Министерству обороны Российской Федерации федеральных государственных предприятий и федеральных государственных учреждений….. Основными задачами Департамента, в том числе, является реализация полномочий Министерства обороны Российской Федерации по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил, а также высвобождаемым движимым военным имуществом (кроме вооружения и боеприпасов). К функциям указанного Департамента в части реализации полномочий Министерства обороны Российской Федерации по управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил, а также высвобождаемым движимым военным имуществом, в том числе, относится осуществление мероприятий по закреплению имущества Вооруженных Сил на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за учреждениями и предприятиями, а также дача заданий по его исполнению.

Аналогичные задачи и функции закреплены и в ныне действующем Положении о Департаменте военного имущества Министерства обороны Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 сентября 2020 года № 444.

При этом, полномочий по управлению имуществом, находящимся в частной собственности физических лиц у Департамента военного имущества Министерства обороны Российской Федерации не имеется.

На основании изложенного и поскольку Сериков обратился в Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации с просьбой оформить с ним договор передачи полученного им и членами его семьи жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> государственную собственность, в то время, как у указанного Департамента такие полномочия отсутствуют, о чем Серикову дан соответствующий ответ, а также учитывая, что Минобороны уже исполнило свою обязанность по обеспечению его жильем, то со стороны указанного административного ответчика каких-либо его прав и законных интересов Серикова не нарушено.

Кроме того, согласно сообщению начальника ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Сериков в указанное Учреждение по вопросу принятия в собственность Российской Федерации жилого помещения по адресу: <адрес> заключении с ним договора социального найма на указанное жилье не обращался, равно как и не обращался по указанному вопросу в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается сообщением самого Серикова от ДД.ММ.ГГГГ.

При таких данных, учитывая, что Сериков в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации и в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации по вопросу принятия в собственность Российской Федерации жилого помещения по адресу: <адрес> заключении с ним договора социального найма на указанное жилье не обращался, суд приходит к выводу о том, что названными органами военного управления его прав также не нарушено.

В связи с этим, оснований для удовлетворения требований административного искового заявления Серикова о возложении обязанности на Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации по принятию в собственность Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации трехкомнатной квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> о возложении обязанности на Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации по заключению с ним и членами его семьи ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения договора социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>, не имеется.

Приходя к вышеуказанному выводу, судом также учитывается, что и у Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации полномочий по управлению имуществом, находящимся в частной собственности физических лиц не имеется, что следует из исследованных в судебном заседании Положений об указанных органах военного управления.

Кроме того, судом также критически воспринимается письмо Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации (ранее - Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому указанный Департамент направил ВРИО главы администрации муниципального округа Молжениновский <адрес> сообщение, в котором указано, что в целях обеспечения Серикова и членов его семьи жилым помещением из жилищного фонда Министерства обороны Российской Федерации ему (Серикову) и членам его семьи необходимо осуществить мероприятия по передаче приватизированной квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> собственность Российской Федерации, после чего им будет предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> в равную долевую собственность, поскольку как указывалось выше административный истец по указанному вопросу в Департамент не обращался, а обязанность по обеспечению его жильем по линии Министерства обороны Российской Федерации уже исполнена. Более того, согласно сообщению главы администрации муниципального округа Молжениновский <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанное письмо в муниципальный округ не поступало. При этом суд также учитывает, что с учетом установленного действующим законодательством права на расприватизацию ранее полученных от государства жилых помещений, Сериков вправе самостоятельно обратиться в администрацию муниципального округа Молжениновский <адрес> с соответствующей просьбой.

По вышеприведенным основаниям, доводы стороны административного истца в обоснование своей позиции, признаются несостоятельными.

Поскольку требования административного истца удовлетворению не подлежат, оснований для взыскания в его пользу судебных расходов не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ военный суд,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления полковника юстиции Серикова Андрея Леонидовича о возложении обязанности на Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации по принятию в собственность Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации трехкомнатной квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> о возложении обязанности на Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Департамент военного имущества Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации по заключению с ним и членами его семьи ФИО4ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО5ДД.ММ.ГГГГ года рождения договора социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>, - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-ой Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 29 декабря 2020 года.

Председательствующий подпись