ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-410/20 от 24.08.2020 Югорского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Югорск 24 августа 2020 года

Югорский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Хабибулина А.С., с участием:

помощника Югорского межрайонного прокурора Аникиной А.А,

при секретаре Ивановой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному и исковому заявлению Югорского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной,

установил:

Югорский межрайонный прокурор, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании информации запрещенной.

В обоснование заявления указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму осуществлен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого на странице сайта по адресу: https://lastday.club/obrez-iz-drobovika-kak-sdelat установлено наличие информации террористической направленности, а именно подробная инструкция о способе незаконной переделки огнестрельного оружия, его основных частях с подробной инструкцией и вариантах его использования. Вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса не требуется. Ознакомиться с его содержанием может любой Интернет-пользователь. Ограничение на его передачу, копирование и распространение отсутствует. Ограничение на его передачу, копирование и распространение отсутствует. Ссылаясь на положения ч.ч. 1,3 ст. 5, ч. 1 ст. 10, ч. 5 ст. 15, ч. 1 ст. 9, ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», ст.ст. 33, 34, 211 УК РФ, п. 1, пп. «д» п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», п. 1 ст. 1, ст. 2, ст. 3 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» указал, что распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационной сетях информации о способах несанкционированного проникновения на борт воздушного судна, завладения им и последующего его угона, запрещено. Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено. Проверкой установлено, что доменное имя интернет-сайта: HYPERLINK "https://lastday.club/obrez-iz-drobovika-kak-sdelat" https://lastday.club/obrez-iz-drobovika-kak-sdelat, на котором размещена вышеуказанная информация, в реестре отсутствует. Согласно информации ОМВД России по г. Югорску от 17.06.2020 г. установить владельцев сайтов не представилось возможным.

Просил признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по электронному адресу: https://lastday.club/obrez-iz-drobovika-kak-sdelat информацией, распространение которой в РФ запрещено.

ДД.ММ.ГГГГ Югорский межрайонный прокурор уточнил административные исковые требования, просил признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по электронному адресу: https://lastday.club/modifikatsiya-oruzhiya-kak-sdelat-obrez-iz-drobovika/, указывая, что наличие информации террористической направленности, а именно подробная инструкция о способе незаконной переделки огнестрельного оружия, его основных частях с подробной инструкцией и вариантах его использования располагается по данной ссылке.

В судебном заседании помощник прокурора Аникина А.А. административные исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске и уточнении к нему.

Заинтересованное лицо, будучи извещено, своего представителя в суд не направило, просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в зависимости от категории доступа к информации она подразделяется на общедоступную и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).

В силу ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона распространение информации в Российской Федерации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Ограничение доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, осуществляется в порядке, установленном статьей 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Правилами создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101.

Так, согласно части 2 ст. 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основаниями для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, являются согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре" и ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Югорской межрайонной прокуратурой в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму осуществлен мониторинг сети «Интернет», по результатам которого на странице сайта по адресу: https://lastday.club/modifikatsiya-oruzhiya-kak-sdelat-obrez-iz-drobovika/ установлено наличие информации террористической направленности, а именно подробная инструкция о способе незаконной переделки огнестрельного оружия, его основных частях с подробной инструкцией и вариантах его использования. Вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию ресурса не требуется. Ознакомиться с его содержанием может любой Интернет-пользователь. Ограничение на его передачу, копирование и распространение отсутствует. На момент проведения проверки страница сайта в сети «Интернет» по адресу: https://lastday.club/modifikatsiya-oruzhiya-kak-sdelat-obrez-iz-drobovika/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащем информацию, распространение которой в РФ запрещено, согласно требованиям Федерального закона « 149-ФЗ, не включена.

По делам о признании информации на сайте в сети Интернет, запрещенной на территории Российской Федерации, юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети Интернет данной информации. Установление этого обстоятельства является достаточным основанием для признания распространенной информации запрещенным материалом.

Факт наличия указанной информации в сети «Интернет» подтверждается представленными в материалы дела скриншотами страниц - распечатками изображения экрана монитора компьютера.

Статьей 211 УК РФ установлена ответственность за угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона.

Федеральный закон от 06 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Согласно ст. 3 указанного Закона террористической деятельностью является деятельность, включающая в себя организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Согласно п. 1 ст. 3 Федеральный закон от 06 марта 2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», а также п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2020 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» терроризм является одной из разновидностей экстремистской деятельности.

Исходя из положений статьи 2 Федерального закона от 25.07.2020 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» следует, что противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; законность; гласность; приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации; приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 25.07.2020 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации способе незаконной переделки огнестрельного оружия, его основных частей с подробной инструкцией и вариантах его использования.

Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

При данных обстоятельствах заявление прокурора следует удовлетворить, признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на электронном сайте по адресу: https://lastday.club/modifikatsiya-oruzhiya-kak-sdelat-obrez-iz-drobovika/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Югорского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, о признании информации запрещенной, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на электронном сайте по адресу: https://lastday.club/modifikatsiya-oruzhiya-kak-sdelat-obrez-iz-drobovika/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Федеральный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Югорский районный суд ХМАО-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья подпись

Верно

Судья А.С. Хабибулин

Секретарь суда Л.С. Есенова

Подлинный документ находится

в Югорском районном суде ХМАО-Югры

в деле

УИД:

Секретарь суда __________________