ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-410/2016 от 14.07.2016 Красноборского районного суда (Архангельская область)

Дело №2а-410/2016

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Верхняя Тойма 14 июля 2016 года

Красноборский районный суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Куликовой А.Б.,

при секретаре Филипповой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Верхнетоемского района Архангельской области к администрации муниципального образования «Верхнетоемское» о признании незаконным бездействия,

установил:

прокурор Верхнетоемского района Архангельской области, выступающий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Верхнетоемское» о признании незаконным бездействия по факту неразработки административного регламента муниципальной услуги по заключению договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Верхнетоемское», а также нерассмотрения заявления Лычева В.Н. от 18.01.2016 о предоставлении ему на территории муниципального образования «Верхнетоемское» нестационарного торгового места под торговлю. Кроме того, прокурор просил обязать административного ответчика совершить данные действия.

Помощник прокурора района в судебном заседании иск поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Глава муниципального образования «Верхнетоемское» Рожко В.Д. в суде с иском не согласился, пояснил, что у него отсутствовали законные основания для предоставления Лычеву В.Н. земельного участка. Вместе с тем согласился с тем, что должен быть разработан административный регламент муниципальной услуги по заключению договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Верхнетоемское».

Заинтересованное лицо Лычев В.Н., извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явился.

Заслушав участвовавших при рассмотрении спора лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Верхнетоемского района Архангельской области проведена проверка обращения Лычева В.Н., поступившего в прокуратуру района, в котором он указал на незаконные действия главы муниципального образования «Верхнетоемское» Рошко В.Д. по факту не предоставления ему места для нестационарной торговли на территории Верхнетоемского поселения.

В ходе проверки установлено, что Лычев В.Н. 18.01.2016 обратился в администрацию муниципального образования «Верхнетоемское» с заявлением о предоставлении ему на территории муниципального образования «Верхнетоемское» нестационарного торгового места под торговлю.

16 февраля 2016 года административным отвечтиком Лычеву В.Н. дан ответ, в котором указано, что полномочия по заключению договоров на право размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» передано на уровень муниципального образования «Верхнетоемский муниципальный район, администрацией поселения фактически было отказано в удовлетворении требований обратившегося.

В администрации муниципального образования «Верхнетоемское» отсутствует административный регламент оказания муниципальной услуги на заключение договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Верхнетоемское», в связи с чем заявление Лычева В.Н. рассмотрено администрацией поселения в ненадлежащем порядке, что повлекло нарушение прав заявителя предусмотренных п. 1 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» на надлежащее рассмотрение его заявления о получении муниципальной услуги.

По выявленным нарушениям прокуратурой 16.02.2016 главе муниципального образования «Верхнетоемское» внесено представление.

Указанное представление надлежащим образом не рассмотрено, административный регламент оказания муниципальной услуги на заключение договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Верхнетоемское» не разработан и не принят, в связи с чем, заявление Лычева В.Н. на право предоставления нестационарного торгового места надлежащим образом не рассмотрено, меры по устранению нарушений не приняты.

По факту ненадлежащего рассмотрения главой муниципального образования «Верхнетоемское» представления и не принятия мер по устранению нарушений закона прокуратурой района 29.04.2016 в отношении указанного главы возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 17.7 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Красноборского судебного района о назначении административного наказания от 30.05.2016 глава муниципального образования «Верхнетоемское» Рошко В.Д. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 2 000 рублей.

Согласно информации и.о. главы муниципального «Верхнетоемское» Зубовой С.М. от 09.06.2016 - регламент муниципальной услуги по заключению договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования не принят.

В судебном заседании представитель административного истца также подтвердил, что регламент отсутствует и на момент рассмотрения дела в суде.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

Согласно п. 2 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Частью 3 ст. 10 указанного Федерального закона установлено, что схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава муниципального образования «Верхнетоемское» к вопросам местного значения относится создание условий торговли.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ) муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления (далее - муниципальная услуга), - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 и ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны оказывать муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с постановлением администрации МО «Верхнетоемское» от 06.12.2013 № 31 «Об утверждении Перечня муниципальных услуг, предоставляемых администрацией муниципального образования «Верхнетоемское», заключение договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Верхнетоемское» входит в перечень муниципальных услуг, предоставляемых администрацией муниципального образования «Верхнетоемское».

Отсутствие административного регламента муниципальной услуги по заключению договоров на право размещения нестационарных торговых объектов противоречит ст. 6 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В соответствие с п. 1 ст. 5 ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» любое заинтересованное лицо вправе получить муниципальную услугу своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, указанный закон гарантирует предоставление указанной муниципальной услуги.

Бездействие администрации муниципального образования «Верхнетоемское», выразившееся в непринятии регламента муниципальной услуги по заключению договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории поселения, нарушают не только права Лычева В.Н. на получение указанной муниципальной услуги, но и неопределенного круга лиц, желающих получить указанную муниципальную услугу в будущем. По данному делу прокурором административное исковое заявление подано в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного прокурором иска и его удовлетворении в полном объеме.

Прокурор района просит обязать ответчика устранить указанные нарушения в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Учитывая изложенные выше исключительные обстоятельства конкретного спора, оценив в совокупности имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что решение суда должно быть исполнено в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.

С учетом положений под. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Верхнетоемского района Архангельской области к администрации муниципального образования «Верхнетоемское» о признании незаконным бездействия – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Верхнетоемское» по факту не разработки административного регламента муниципальной услуги по заключению договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Верхнетоемское».

Обязать администрацию муниципального образования «Верхнетоемское» разработать административный регламент муниципальной услуги по заключению договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «Верхнетоемское», в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Верхнетоемское» по факту не рассмотрения заявления Лычева В.Н. от 18.01.2016 о предоставлении ему на территории муниципального образования «Верхнетоемское» нестационарного торгового места под торговлю, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Обязать администрацию муниципального образования «Верхнетоемское» обязанность рассмотреть заявление Лычева В.Н. от 18.01.2016 о предоставлении ему на территории муниципального образования «Верхнетоемское» нестационарного торгового места под торговлю, в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Красноборский районный суд Архангельской области (Архангельская область, Верхнетоемский район, с. Верхняя Тойма, ул. Победы, д. 3) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 14 июля 2016 года.

Председательствующий А.Б. Куликова

Копия верна. Судья А.Б. Куликова