ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-410/2016 от 25.04.2016 Саткинского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2а-410/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сатка, Челябинская область 25 апреля 2016 года

Саткинский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Барчуковой Ю.В.,

при секретаре Горшковой М.А.,

с участием:

представителя административного истца Соловьевой Е.Г.,

представителя административного ответчика ФИО1,

представителей заинтересованного лица

ОАО «МРСК Урала» ФИО2,

ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Саткинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к Администрации Саткинского муниципального района о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению закона,

У С Т А Н О В И Л:

Саткинский городской прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения, к Администрации Саткинского муниципального района, в котором просит признать бездействие администрации незаконным, обязать администрацию принять предусмотренные законом меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества линию электропередачи 6 кВ от КП-2 до ТП-19, расположенную по адресу: <адрес>.

В обоснование своих требований указал, что в ходе проведения проверки по обращению и.о. обязанности заместителя руководителя Уральского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору было установлено, что объект недвижимости - линия электропередачи 6 кВ от КП-2 до ТП-19, расположенная по адресу: <адрес>, не включена в реестр муниципальной собственности, не имеет собственника. По указанной причине не содержится в надлежащем состоянии. Непринятие мер по надлежащему оформлению права муниципальной собственности на бесхозные линии электропередач, уклонение ответчика от учета бесхозяйного имущества может привести к отсутствию контроля за состоянием его работоспособности, ненадлежащему содержанию и ремонту, создать угрозу на бесперебойное электроснабжение, что может привести к неблагоприятным последствиям и опасности для неопределённого круга лиц. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала» (далее - ОАО «МРСК Урала»), ООО «Электросервис», ООО «Горсеть», ООО «Сети и системы»

Представитель административного истца прокурор Соловьева Е.Г. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, указанным в уточненном административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 103), с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что указанная линия электропередачи является движимым имуществом. Кроме того, от нее не запитан ни один потребитель. Она расположена между двумя подстанциями, которые принадлежат ОАО «МРСК Урала», может быть признана недвижимым имуществом только в составе имущественного комплекса, то есть в составе КП 2 и ТП 19.

Представители заинтересованного лица ОАО «МРСК Урала» ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 170-176), в судебном заседании исковые требования прокурора поддержали по основаниям, изложенным в письменном отзыве, в котором указано, что с ДД.ММ.ГГГГ ОАО «МРСК Урала» является собственником нежилых зданий ТП-19 и КП-2, спорная линия электропередачи расположена между указанными зданиями, является бесхозной. Ответчик как орган муниципальной власти, на котором лежит обязанность по решению вопросов электроснабжения, должен был принять меры по своевременной постановке на учет бесхозяйного имущества. Дополнительно суду пояснили, что ОАО «МРСК Урала» аварийно восстанавливает данную линию, так как обязано обеспечить потребителю бесперебойное и качественное питание, но не содержит и не обслуживает данную линию, поскольку на балансе предприятия данной линии нет, затраты на нее отнести некуда.

Представители заинтересованных лиц Саткинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, ООО «Электросервис», ООО «Горсеть», ООО «Сети и системы» не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель ООО «Сети и системы» просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Ранее в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель ООО «Горсеть» ФИО4 пояснял, что спорная линия электропередачи – бесхозная, расположена между КП 2 и ТП 19, которые принадлежат ОАО «МРСК Урала». ООО «Горсеть» является арендатором имущества у администрации Саткинского городского поселения. ООО «Сети и системы» с ДД.ММ.ГГГГ является тарифодержателем. В соответствии с действующим законодательством ответственность за содержание спорной линии несет ОАО «МРСК Урала».

Исходя из положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Право на обжалование решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего предусмотрено Главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной в соответствии с частью 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Саткинской городской прокуратурой по обращению и.о. заместителя руководителя Уральского управления федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору была проведена проверка, в ходе которой были выявлены нарушения в деятельности администрации Саткинского городского поселения.

В ходе проверки было установлено, что на территории Саткинского района Челябинской области находится линия электропередачи 6 кВ от КП-2 до ТП-19, расположенная по <адрес> Указанная линия электропередачи не включена в реестр муниципальной собственности Саткинского городского поселения, собственника не имеет.

Установив, что от данной линии электропередач питается детская больница и большое количество бытовых потребителей, а контроль за ее состоянием отсутствует, безопасность указанного объекта не обеспечивается, Саткинский городской прокурор Челябинской области обратился в суд с настоящим иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в интересах неопределенного круга лиц с целью устранения выявленных нарушений законодательства.

В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами в ходе рассмотрения дела, спорная линия электропередачи расположена между двумя нежилыми зданиями - КП-2 и ТП-19.

Нежилые здания КП-2 и ТП-19 с 2011 года находятся в собственности ОАО «МРСК Урала» (л.д. 94,95 – копии свидетельств о государственной регистрации права собственности).

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности сторон, составленному с участием ООО «Сети и Системы», ОАО «МРСК Урала», ООО «Электросети», спорная линия электропередачи, является бесхозной (л.д. 96)

Как следует из ответа отдела имущественных и земельных отношений Администрации Саткинского городского поселения (л.д. 13), выписки из реестра муниципальной собственности (л.д. 14,142-147), кабельная линия 6кВ от КП-2 до ТП-19 по <адрес> не является собственностью Саткинского городского поселения, Саткинского муниципального района.

Права на указанный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы (л.д.73,74).

Таким образом, в ходе рассмотрения дела нашел свое подтверждение тот факт, что спорная линия электропередачи в реестре муниципальной собственности не значится, не принадлежит ни одному хозяйствующему субъекту, то есть собственника не имеет.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Приказом Министерства экономического развития Российской федерации от 22 ноября 2013 года № 701 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».В соответствии с пунктом 4 указанного Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления установленной формы органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Согласно части 1 статьи 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются только тем имуществом, которое является муниципальной собственностью, при этом, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения.

В собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения (ст. 50).

По смыслу указанных выше правовых норм орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан обратиться с таким заявлением в силу возложенных на него законом полномочий.

Как следует из п. 4 ч.1 ст. 6 Устава Саткинского городского поселения, к вопросам местного значения относятся организация в границах поселения электро-, тепло -, газо -, и водоснабжения населения, водооотведения, снабжения населения топливом (л.д. 3)

В соответствии с решением Совета депутатов Саткинского городского поселения Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, соглашением от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Саткинского городского поселения исполнение полномочий по решению вопросов местного значения передано Администрации Саткинского муниципального района (л.д. 54,56-59).

Оценив представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, исходя из того, что указанный объект недвижимого имущества – линия электропередачи, расположенный на территории Саткинского муниципального района фактически не имеет собственника, то есть является бесхозяйным, что приводит к его ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а поэтому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц с точки зрения как безопасности, так надлежащего электроснабжения.

Доказательств того, что администрацией Саткинского муниципального района фактически проводятся мероприятия по выявлению бесхозяйного имущества, а также факта обращения с заявлением в предусмотренном законом порядке в Управление Росреестра о постановке на учет указанного объекта, находящегося на территории Саткинского муниципального района, материалы дела не содержат, административным ответчиком не представлено, в связи с чем, суд приходит к выводу о наличии незаконного бездействия в данном вопросе со стороны администрации.

Доводы представителя заинтересованного лица ОО «Горсеть» о том, что ответственность за состояние кабельной линии обязано нести ОАО «МРСК Урала», суд находит несостоятельными.

Поскольку указанное имущество расположено в административных границах Саткинского муниципального района, то обязанность по принятию необходимых мер по его постановке на учет и оформлению в муниципальную собственность, в силу ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 06 октября 2013 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 17 сентября 2003 года, которым утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, возложена непосредственно на орган местного самоуправления в порядке, прямо предусмотренном законом.

Из буквального толкования пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ следует, что орган местного самоуправления является единственным органом обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы данным правом не обладают, следовательно, органы местного самоуправления обязаны принимать меры по постановке бесхозяйного имущества на учет. Поскольку законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, постольку требования прокурора о возложении обязанности по обращению с соответствующим заявлением в уполномоченный орган по постановке спорного объекта недвижимости на учет, на администрацию Саткинского муниципального района, как орган местного самоуправления, являются верными.

Отсутствие собственника данного объекта влечет обязанность органа местного самоуправления по постановке спорного объекта на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с целью предотвращения угрозы причинения вреда правам и законным интересам населения, в связи с чем, суд считает правомерным возложить на администрацию Саткинского муниципального района обязанность обратиться с соответствующим заявлением в уполномоченный орган по постановке указанного объекта недвижимости на учет.

Доводы административного ответчика о том, что спорная линия электропередачи является движимым имуществом, от нее не запитан ни один потребитель, являются несостоятельными.

В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ дано определение линейного объекта, к которым относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.

В силу статьи 1 Градостроительного кодекса РФ объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Исходя из определения линейного объекта указанного в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекс РФ, а также определения объекта капитального строительства указанного в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ вышеуказанная кабельная линия является сооружением (линейным объектом), и объектом капитального строительства.

В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) осуществляется кадастровый учет объектов недвижимости, в том числе сооружений.

Более того, из пояснений представителя ОАО «МРСК Урала» ФИО3 следует, что спорная линия электропередачи находится в земле, ее протяженность от 500 м до 1 км. Технически данную линию электропередачи можно перенести, но целесообразности в изменении ее технических характеристик нет. Если отключить данную кабельную линию и убрать, ТП 19 и КП 2 потеряют свое функциональное значение. Какая-то часть населения останется без напряжения.

Из показаний свидетеля ФИО следует, что спорная линия электропередачи является высоковольтной, ее протяженность от КП-2 до ТП-19, а уже от ТП-19 по низкому напряжению запитываются <адрес>, ФИО5, детская поликлиника и ряд близлежащих домов. Линия проходит под землей. Если убрать данную линию, то ТП-19 потеряет свое функциональное значение, все улицы, поликлиника и жилые дома обесточатся.

Как следует из ответа ООО «Электросервис» бесхозяйная линия 6 кВ проложенная в земле от распределительно-трансформаторной подстанции КП 2 до трансформаторной подстанции ТП-19 является самостоятельной структурной единицей, служащей для передачи мощности от КП 2 до ТП 19 (л.д. 101)

Таким образом, суд приходит к выводу, что спорная линия электропередачи, с учетом ее расположения, использования, а также взаимосвязи с другими объектами недвижимости (ТП-19 и КП-2), может быть отнесена к объектам недвижимого имущества, от данной линии осуществляется электроснабжение ТП 19, социально значимых объектов и бытовых потребителей <адрес>.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Саткинского городского прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц к Администрации Саткинского муниципального района о признании бездействия незаконным, понуждении к исполнению закона, удовлетворить.

Признать бездействие Администрации Саткинского муниципального района незаконным.

Обязать Администрацию Саткинского муниципального района принять предусмотренные законом меры по постановке на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества, в качестве бесхозяйного имущества – линию электропередачи 6 кВ от КП-2 до ТП-19, расположенную по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Саткинский городской суд Челябинской области.

Председательствующий: Ю.В. Барчукова